СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

54 Обеспечение безопасности работы ДМ - бульдозера (МДК 01.02+)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«54 Обеспечение безопасности работы ДМ - бульдозера (МДК 01.02+)»

Инструкция по охране труда для машиниста бульдозера 


1. Общие требования безопасности

1.1. К управлению бульдозером и его обслуживанию допускаются лица не моложе 18 лет, про­шедшие медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья, прошедшие специаль­ное обучение и получившие удостоверение на право управления бульдозером , прошедшие инструк­таж по безопасности труда . Обучение и проверка знаний требований инструкций по охране труда проводится один раз в год , инструктаж по безопасности труда - один раз в три месяца.

1.2. При оформлении машиниста бульдозера на работу приказом по организации ( предприятию ) за ним закрепляют определенный бульдозер .

1.3. Машинист должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации бульдозера .

1.4. Машинист бульдозера обязан выполнять только ту работу , которая поручена администра­цией .

Без разрешения администрации и проведения инструктажа по охране труда производить работу, не входящую в обязанности машиниста, запрещается.

1.5. Во время работы необходимо быть внимательным , не заниматься посторонними делами и разговорами, не отвлекаться самому и не отвлекать других .

1.6. На территории предприятия необходимо : соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта ;

не употреблять и не находиться на рабочем месте , территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного , наркотического или токсического опьянения . Курить разрешается только в специально установленных местах ;

ходить по тротуарам , дорожкам , мостам и переходам , предназначенным для пешеходов , придер­живаясь правой стороны;

переходить через конвейеры и рольганги только по переходным мостикам , не заходить без раз­решения за ограждения .

1.7. Машинистам бульдозеров запрещается :

1.7.1. перевозить и хранить в кабине бульдозера горюче - смазочные материалы ;

1.7.2. подогревать двигатель открытым огнем ( факелом или паяльной лампой );

1.7.3. работать на бульдозере при подтекании топлива в системе питания или масла в системе смазки и гидравлики ;

1.7.4. находиться под бульдозером при работающем двигателе ;

1.7.5. прикасаться к электрооборудованию , клеммам и электропроводам , арматуре общего осве­щения и открывать двери электрошкафов ;

1.7.6. включать и останавливать ( кроме аварийных случаев ) станки , механизмы и оборудование , работа на которых не предусмотрена заданием ;

1.7.7. стоять или проходить под поднятым грузом или вблизи него .

1.8. Перед вводом в эксплуатацию отремонтированных бульдозеров проводится их наладка , ос­видетельствование и испытание .

1.9. Бульдозер должен находиться в технически исправном состоянии и оборудован звуковой , световой или комбинированной сигнализацией .

1.10. В зоне работы бульдозера следует вывешивать предупредительные знаки , надписи , плакаты .

1.11. Заправлять бульдозеры топливом необходимо с топливораздаточных колонок со шлангами , снабженными раздаточными пистолетами при неработающем двигателе.

1.12. Заправлять бульдозеры дизельным топливом при помощи ведер или леек , а также перено­сить его в открытой таре или засасывать его через шланг ртом запрещается.

1.13. Сифонировать и продувать систему питания допускается только насосом .

1.14. Систему охлаждения двигателя заправлять антифризом ( тосолом ) только при помощи спе­циально предназначенной для этой цели посуды ( ведро с носиком , бачок , воронка ). Заправочная по­суда должна быть очищена , промыта и иметь надпись «Только для антифриза ( тосола ) » .

1.15. Чистить , смазывать и ремонтировать бульдозер необходимо при неработающем двигателе , при этом должна исключаться возможность его запуска .

1.16. В кабине бульдозера должны находиться автоаптечка и огнетушитель ,

1.17. Транспортировка бульдозеров на прицепах или железнодорожных платформах производит­ся в транспортном положении .

Под гусеницы или колеса необходимо подложить башмаки ( спереди и сзади ), включить передачу , бульдозер затормозить .

Рабочий орган следует опустить , а бульдозер прикрепить к платформе растяжками .

1.18. Бульдозер необходимо перемещать на платформу по наклонному въезду ( угол наклона должен быть не более 15 ° ). Клетки ( пандусы ) для въезда устраивают из шпал или брусьев , скреплен­ных между собой скобами или уложенных вплотную к платформе на твердое основание .

1.20. Не допускается нахождение людей в кабине бульдозера или на платформе во время транс­портировки , а также в кузове при перевозке на бортовом автомобиле .

1.21. Движение бульдозеров по льду водоемов допускается после проверки толщины льда и уст­ройства специальных съездов . Дорога на льду должна быть обозначена вехами , иметь указатели и дорожные знаки . Даты открытия и прекращения движения по ледовой дороге устанавливаются по приказу организации , в ведении которой находится дорога.

1.22. Машинисту бульдозера согласно Типовым отраслевым нормам выдачи спецодежды преду­смотрены :

комбинезон хлопчатобумажный , кепи , ботинки кожаные ( сапоги кирзовые ), рукавицы комбиниро­ванные .

Зимой дополнительно :

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке , брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке , валенки , галоши .

1.23. Опасные и вредные производственные факторы : запуск двигателя вручную ;

передвижение машины поперек крутых склонов ;

недостаточная освещенность места работы ;

движение агрегата вблизи выемок , когда от бровки траншеи менее 1 м .

1.24. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в со­ответствии с действующим законодательством .


2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Одеть и привести в порядок спецодежду , спецобувь и другие средства индивидуальной защиты .

2.2. Тщательно осмотреть узлы и агрегаты бульдозера , проверить наличие масла , охлаждающей жидкости и топлива , состояние тормозов и действие рычагов управления , исправность освещения и звукового сигнала , наличие инструмента .

2.3. Ознакомиться с фронтом работ , технологией рабочего процесса , рельефом и особенностями участка , на котором предстоят работы . Выяснить и уточнить местонахождение подземных коммуни­каций , линий электропередач и т . п .

2.4. Если на месте производства работ имеются подземные сооружения и коммуникации , то рабо­ты необходимо производить по наряду - допуску и под непосредственным руководством производите­ля работ . Все подземные сооружения ( кабели , трубопроводы , колодцы и т . п .), препятствующие про­изводству работ , должны быть предварительно обозначены вехами с соответствующими предупре­дительными надписями .

2.5. Перед запуском двигателя необходимо :

убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях двигателя , коробке пе­редач , бортовых передачах , заднем мосту и защитных кожухах ;

убедиться , что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении ;

вытереть насухо все наружные части машины , на которые попали масло или топливо , во избежа­ние его возможного воспламенения .

2.6. При запуске двигателя вручную ( при отсутствии стартера ) все пальцы руки должны быть рас­положены с одной стороны пусковой рукоятки . Запрещается брать пусковую рукоятку в обхват.


3. Требования безопасности во время работы

3.1. Машинист бульдозера обязан передвигаться и выполнять работу на строительной площадке только в местах , указанных производителем работ или мастером , и строго придерживаться разбивоч - ных знаков .

3.2. Кабина должна быть свободна от посторонних предметов , мешающих работе . Посторонним лицам находиться в кабине не разрешается .

3.3. Перед началом передвижения , а также поворотом машинист должен убедиться в отсутствии на пути следования посторонних предметов , после чего дать предупредительный сигнал .

3.4. При сцепке бульдозера с прицепными машинами необходимо двигаться на первой передаче и самыми малыми оборотами двигателя . Необходимо внимательно следить за действиями рабочего , выполняющего сцепку машин ; избегать резких движений и по первому сигналу быть готовым остано­вить бульдозер . Крепить сцепку разрешается только при остановленном бульдозере . Все прицепные машины должны быть снабжены жесткими сцепками , предотвращающими возможность наезда при­цепных машин на бульдозер .

3.5. Перед началом движения с места , при повороте и остановке бульдозера машинист обязан дать предупредительный сигнал рабочим , находящимся на прицепных машинах .

3.6. Во время работы машинист должен следить за показаниями контрольных приборов в кабине , внимательно наблюдать за состоянием рабочих органов .

3.7. Опускать и поднимать рабочий орган следует плавно , без рывков . Резкий подъем или опуска­ние рабочего органа может вызвать поломку механизмов и привести к аварии .

3.8. При обнаружении в разрабатываемых фунтах крупных камней или других препятствий необ­ходимо остановить бульдозер и устранить с его пути все , что может вызвать аварию .

3.9. При движении бульдозера на подъем необходимо следить , чтобы рабочий орган не заглуб­лялся чрезмерно в грунт .

3.10. При обнаружении на разрабатываемом участке подземных коммуникаций и сооружений , не предусмотренных проектом производства работ , машинист обязан немедленно прекратить работу и сообщить об этом мастеру или производителю работ .

3.11. Машинист , работающий с прицепными машинами , не должен делать резких поворотов бульдозера , особенно при работе на косогорах , что может привести к сползанию его и прицепной ма­шины . Запрещается также поворачивать бульдозер с заглубленным рабочим органом .

3.12. Крутые повороты бульдозера необходимо выполнять только на первой передаче , выполнять команду «Стоп» следует немедленно , кем бы она не подавалась .

3.13. При работе в комплексе с экскаватором запрещается нахождение бульдозера в зоне дейст­вия стрелы экскаватора плюс 5 м .

3.14. При встречном разъезде бульдозеров или при параллельном движении в одном направле­нии необходимо соблюдать интервал между машинами не менее 2 м .

3.15. При работе на бульдозерах с канатным управлением необходимо :

регулярно проверять лебедки тросовой системы . В процессе работы необходимо следить за со­стоянием лебедки , не допуская перегрева ее барабане , лент тормозов и фрикционов ;

включать и выключать рукоятки управления плавно , без рывков . При наматывании на барабан лебедки канат не допускается направлять рукой . Работать на запасовке каната в рукавицах , при вы­ключенном двигателе . Рубку каната производить в защитных очках .

3.16. При работе бульдозеров с гидравлической системой необходимо :

следить за исправностью предохранительного клапана , служащего для пропуска части масла из распределителя в бак . Температура масла в системе должна быть не выше 60 °С ;

тщательно затягивать соединения гибких рукавов во избежание течи масла во время работы ;

в случае разрыва гибких шлангов выключить насос и остановить бульдозер ( не разрешается ре­гулировать предохранительный клапан без механика ).

3.17. Сдвигая грунт под откос отвалом бульдозера , не выдвигать его за бровку откоса насыпи .

3.18. Не разрешается остановка и движение бульдозера в пределах призмы обрушения нерас - крепленных котлованов и траншей .

3.19. Перед засыпкой котлованов , траншей и пазух необходимо убедиться в отсутствии в них лю­дей , механизмов , инструментов и инвентаря .

3.20. При кратковременных перерывах в работе необходимо рабочий орган опустить на грунт , за­глушить двигатель , бульдозер затормозить стояночным тормозом .

3.21. Очищать режущие кромки рабочего органа бульдозера необходимо лопатами или скребка­ми .


4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

При авариях и несчастных случаях машинист должен остановить бульдозер и немедленно при - иять меры по оказанию потерпевшему ( потерпевшим ) доврачебной помощи и поставить в извест­ность производителя работ, а в его отсутствие - бригадира , а также сохранить обстановку до прибы­тия комиссии по расследованию , если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей .


5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Закончив работу , машинист должен поставить бульдозер на место стоянки , перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение , опустить рабочее оборудование на фунт или спе­циальные подставки , выключить двигатель , затормозить машину стояночным тормозом и принять меры , исключающие запуск двигателя посторонними лицами .

5.2. В холодное время года необходимо слить воду и вывесить табличку «Вода слита» , «В систе­ме антифриз ( тосол )» .

5.3. Очистить бульдозер от грязи или снега .

5.4. Отметить в сменном журнале техническое состояние и неполадки , имевшие место во время работы .

5.5. Закрыть кабину на замок , ключи передать механику или мастеру .

5.6. Выполнить гигиенические процедуры . ***