СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5класс Технологическая карта урока по теме " Буквы з-с на конце приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, опираясь на знания ,полученные в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«5класс Технологическая карта урока по теме " Буквы з-с на конце приставок"»

Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Буквы –з и –с на конце приставок» (5 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы: работа в парах, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная работа.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Учебник: «Русский язык. 5 класс», авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, 2016 г.

Цель урока: создать условия для усвоения способа действий при выборе букв –з, -с на конце приставок.

Планируемые результаты:


1) предметные: - познакомить уч-ся со способом действий при выборе –з (-с) на конце приставок;

- формировать умение пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;

- повторить звонкие и глухие согласные;

2) метапредметные:

- развивать внимание, мышление, речь уч-ся;

3) личностные:

- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, дружбы, интерес к урокам

русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки; оценочные

листы, опорные карточки, карточки со стихотворением- помощником, карточки-«домики».







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент (эмоциональный настрой).

Приветственное слово учителя. -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте отличного настроения и плодотворной работы на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Сообщение темы, цели урока.

- Ребята, у нас сегодня интересный урок. Вас ждёт много увлекательных заданий. Вы сможете сами себя оценивать (для этого у каждого из вас есть оценочный лист), узнаете много нового о приставках. Но чтобы продолжить наше с вами путешествие по стране Русский язык, надо вспомнить, что вы уже знаете…



Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяют цели урока.




Запись учащимися числа,

«Классная работа».

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование).

3. Актуализация

знаний.


а) фронтальная беседа:

- Что такое морфема?

- В каком разделе науки о языке изучаются морфемы?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое корень? суффикс? окончание?

- Что такое приставка?

- Что мы знаем о правописании приставок?


б)– Вставить пропущенные буквы и выделить приставки (2 слайд):

- О…тесать, з…пах, п…д…звать, по…лить, на…резать, …делать, по…готовить.

(На интерактивной доске).

в) разбор слов по составу: («по

цепочке» на интерактивной доске) (3 слайд):


Перевозчик, земляной, уходит, безлунная, трактористы.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.








Коллективная работа учащихся.






Индивидуальная работа учащихся.

Принцип деятельности, непрерывности.

УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные.










УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные.





УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные.



4. Изучение нового материала.

а) слово учителя

У.- Ребята, какое слово из последнего задания не подчиняется правилу о написании приставок, с которым мы познакомились на прошлом уроке? Почему?

О.- Безлунная.

У.- Правильно, ребята. Сегодня мы

познакомимся с новой орфограммой: «Буквы з - с на конце

приставок». Существует группа приставок: (учитель вывешивает на доску опорные карточки с приставками «Низ-, воз-, из-, раз-, чрез-, без-» и «Нис-, вос-, ис-, чрес-,бес- »). Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства… А вот от какого-это нам предстоит выяснить…

- Хотите, я расскажу вам сказку об этих приставках?

- В некотором царстве, орфографическом государстве (слайд 4) жили-были согласные, звонкие и глухие (слайд 5). Чтобы их не перепутать, король раскрасил их в разные цвета: звонкие –в синий цвет, глухие - в зелёный цвет.

Дружно они жили, не тужили. (Слайд 6) Но однажды… (слайд 7) заспорили звонкий З и глухой С…Кто главней? (Слайд 8) Кому стоять на конце этих приставок? (слайд 9) З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки!

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу(слайд 10), который всё на свете знал и даже писал правила для жителей государства. Выслушал их мудрец и дал совет…Какой? (Слайд 11)

Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. (Слайд 12)

Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!

б) наблюдение над словами:

- Так какой же совет дал мудрец звукам? Давайте посмотрим на слова и сформулируем правило: (слайд 13)

Разрезать –растолкать;

безводный – бесчисленный;

вздрогнуть – всходить;

разжать – расширить.

- При каком же условии меняется З на С?

- Назовите звонкие согласные и глухие согласные? (На доску вывешиваются опорные карточки со звонкими и глухими согласными).


в)- Прочитаем правило в учебнике (с. 174).

- Ребята, но мудрец и о вас не забыл. Чтобы вам легче было запомнить правило, он приготовил для вас маленький подарок…

- В запоминание правила вам поможет стихотворение-помощник: (слайд 14)

Не забудьте, что приставки

Из-, раз-, воз-, низ-, чрез-, без-

Перед согласными глухими

Быстро сменят З на С.

(учитель раздает карточки с правилом-помощником каждому ученику).

У. - Ребята, а какой ещё урок вы извлекли из этой сказки?

О. – Жить дружно, в согласии, в мире со всеми, и тогда всё будет хорошо, все будут счастливы.

У. – Но мудрец приготовил для вас, ребята, много заданий, чтобы посмотреть,

а умеете ли вы быстро, дружно, сплочённо работать.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

























Слушают сказку.










































Наблюдают над словами, самостоятельно формулируют правило.







Читают правило вслух.















Размышляют над вопросом.

Принцип деятельности, непрерывности. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.



































УУД: познавательные, личностные.

































































УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.











УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.





















УУД: коммуникативные, личностные.

5. Закрепление.

а) «Буква потерялась» (запись на доске):

Бе…платный, и…гибаться, ра…бег, и…править, бе…граничный, ра…шнуровать, во…петь, в…махнуть.

(С объяснением у доски).


б) лексическая работа (на интерактивной доске): (слайд 15 )

-Замените словосочетание словом с тем же значением с приставками без-, бес-:

Ребенок без забот – беззаботный;

небо без звезд – беззвездное;

жидкость без цвета – бесцветная;

дорога без конца – бесконечная; движение без шума - бесшумное.


в) распределительный диктант (работа в парах; взаимопроверка) (слайды 16-17)

- Запишите слова в 2 столбика, «поселив» каждое в свой «домик»:

а) с приставкой на –з;

б) с приставкой на –с: Бе…вредный, и…коса, ра…чистить, во…становить, и…менить, бе…шумный, ра…дать.


г) игра «Третье лишнее» (в парах) (слайд 18)

1. Ра…жать, бе…ценный, и…готовить.

2. Бе…цветный, и…следовать, бе…радостный.

3. …делать, бе…толковый, ра…пробовать.



д) творческая работа (слайд 19)

- Составьте с «лишними» словами (бесценный, безрадостный, сделать) предложения на тему «Дружба».

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?


Уч-ся вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограмму. 1 уч-ся работает у доски.







Работают со словосочетаниями, объясняют изученную орфограмму.






Уч-ся работают в парах, «расселяют» слова по «домикам», затем обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, сверяясь с образцом на экране.








Уч-ся работают в парах, обсуждают, затем объясняют свой выбор.







Уч-ся самостоятельно составляют предложения на заданную тему, затем несколько человек читают вслух получившийся текст.

Уч-ся отвечают на вопрос.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.




УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.





УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.










УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.







УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.





6. Итог урока. Рефлексия (слайд 20).

- Ребята, что нового вы узнали на уроке? О чём поговорили?

- Что больше всего понравилось?

- Кто доволен своей работой?

- Поставьте себе итоговую оценку, а мы с мудрецом потом посоветуемся, и он поставит вам окончательную оценку. Но я думаю, что мудрец остался доволен вашей работой.


Уч-ся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Листы самооценки сдают учителю.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка

7. Домашнее задание (слайд 21).

(дифференцированно):

а) § 83, с.174, выучить правило;

б) «Слабые» учащиеся – упр.423

или 424 (на выбор);

в) «Сильные» учащиеся – упр. 427 или написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий друг?» (на выбор).


У.- Мне бы хотелось закончить наш урок словами Р.Бёрнса:

«В крепкой дружбе наша сила, дружбе слава и хвала» (слайд 22; на нём - фотография класса).

Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете дружными, что всегда будете готовы прийти на помощь другу.




Запись учащимися задания в дневники (дифференцированное домашнее задание).

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.