К теме: Формирование представлений о величине у детей средней группы
Обучение построению сериационного (упорядоченного) ряда в средней группе.
Материал для обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда
см. требования во 2-ой мл группе
Алгоритм обучения построению
сериационного (упорядоченного) ряда по образцу. (средняя группа)
Представляем ориентир и персонаж. Рассказываем начало сюжета. Используется демонстрационный материал. Например, на магнитной доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветке дерева расположено съемное (на магните) изображение белочки. Педагог рассказывает историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т. д.
Создаем проблемную ситуацию. Например, белочка ушла в лес, набрала орехов, а когда возвращалась, то ушибла лапку, и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь и построить лестницу. Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски-бревнышки, из которых надо построить лестницу.
Анализируем качественные признаки полосок по вопросам: «Сколько полосок-бревнышек?», «Разные они или одинаковые?», «Чем отличаются?». (Длиной и цветом.) Назови цвет каждой полоски-бревнышка.
Показываем построение ряда па демонстрационном материале с объяснением правил построения. Из всех полосок-бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета?» (Красного.) Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы не было между ними щели. Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную. «Какого она цвета?» (Желтого.) Желтую полоску-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. Далее выбирается из оставшихся самая... и кладется в ряд. Например, синяя и зеленая.
Воспитанники выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера. Педагог предлагает ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее практическим способом сравнения величин (приложением или наложением). Оформляя речью отношения по величине между элементами сериационного ряда, ребенок опирается на освоенные действия попарного сравнения.
Сравниваем попарно элементы ряда по выделенному параметру величины или по двум параметрам величины одновременно. Определяем словами отношения между элементами ряда в убывающем или возрастающем порядке. Продолжая сюжет о белочке, педагог дает детям задания и задает вопросы:
Подошла белочка к лестнице (педагог ставит изображение белочки возле лестницы), встала на красную ступеньку (ставит белочку на красную ступеньку) и подумала: «Красная ступенька самая длинная или самая короткая?» Помогите ей дети и ответьте на этот вопрос.
Поднялась она на желтую ступеньку (ставит белочку на желтую ступеньку) и задумалась: «Желтая ступенька длиннее или короче красной?» Поднялась на синюю (ставит белочку па синюю ступеньку): «Синяя ступенька длиннее или короче желтой?» И т. д. до конца ряда.
Положила белочка орехи в дупло, отдохнула и решила вновь в лес пойти, но уже за грибами. Вспомнила с благодарностью детям, что у нее теперь есть замечательная лестница. Встала она на зеленую ступеньку (ставит белочку) и подумала: «Зеленая ступенька самая длинная или самая короткая? (Самая короткая.)
Спустилась на синюю ступеньку (ставит белочку). Синяя ступенька длиннее или короче зеленой? и т. д. до конца ряда
Спустилась белочка на землю (ставит белочку возле лестницы), а к ней подбежал зайчик. Белочка вновь посмотрела на лестницу и стала рассказывать зайчику про свою чудесную лестницу: «Я когда поднималась вверх, узнала, что красная ступенька — самая длинная, желтая — короче, синяя — еще короче, зеленая — еще короче, она самая короткая. А когда спускалась вниз, то поняла, что зеленая ступенька самая короткая, синяя — длиннее, желтая — еще длиннее, а красная — еще длиннее, она самая длинная».
Просим повторить детей характеристику ряда в убывающем или возрастающем порядке.
Оформляя речью отношения по величине между элементами сериационного ряда, ребенок опирается на освоенные действия попарного сравнения и начинает осознавать закономерности упорядоченного ряда.
Даем задание: из полосок на своем рабочем месте построить для белочки лестницу. Построенный ряд остается перед глазами воспитанников как образец.
Самостоятельное построение ряда детьми (работа с раздаточным материалом). Для того чтобы действия воспитанников носили более осознанный характер, а не были репродуктивным подражанием действием взрослого, нужно дать детям полоски другого цвета, чем на демонстрационном материале.
Индивидуальное словесное обозначение отношений между элементами в самостоятельно построенных детьми рядах.
Когда дети освоили алгоритм построения сериационного ряда по образцу им предлагается построение сериационного ряда по правилу. Детям сразу предлагается построить ряд и называется правило (от самого длинного до самого короткого; от самого высокого до самого низкого и т. п.).
Обучение сравнению двух предметов при помощи третьего, выступающего в роли посредника
Сравнение с помощью посредника осуществляется человеком тогда, когда необходимо выбрать из двух объектов равный, больше или меньше, а непосредственное сравнение невозможно (предметы не находятся в непосредственной близости и осуществить эту близость невозможно: когда это не предметы, а их изображения, не находящиеся близко друг к другу; когда размерная разница столь невелика, что определение отношений становится проблематичным). Взрослый человек пользуется при этом общепринятой системой мер, а детям дошкольного возраста пока данный способ недоступен.
Образовательная задача обучения детей способам опосредованного сравнения по величине только начинает решаться в средней группе.
Требования к предметам (их изображениям) для сравнения:
параметр, по которому будут сравниваться предметы, должен быть четко выражен: иметь однозначные начало и конец.
если среди предметов (их изображений) будет выбираться больший или меньший по нескольким параметрам одновременно, то форма предметов должна быть максимально приближена к эталонной — форме геометрической фигуры, которая может использоваться как посредник;
предметы (их изображения) должны быть разного цвета;
предметы (или их изображения) должны находиться на возможно более далеком расстоянии друг от друга;
размерная разница между изображениями должна составлять 1/10 часть.
Требования к предмету-посреднику:
для сравнения по линейным протяженностям (длине, ширине, высоте) может использоваться палочка. Ее длина должна соответствовать меньшей длине. Может также использоваться полоска бумаги. Ее длина может превышать длину большего предмета (его изображения), так как при сравнении лишнюю ее часть можно отрезать, но она должна быть обязательно другого, чем предметы (их изображения) цвета;
для сравнения по величине в целом (выбор большего или меньшего изображения) можно использовать в качестве посредников геометрические фигуры соответствующей изображению предмета формы.
посредников - геометрических фигур должно быть не менее трех, различающихся по цвету и размеру (чтобы обеспечить ребенку накопление опыта осознанного выбора);
каждая фигура-посредник должна отличаться от другой на 1/10 часть, т.е. между их размерами также следует соблюдать размерную разницу в 1/10, но самая большая из фигур-посредников должна быть равна по величине меньшему изображению;
каждая фигура-посредник должна иметь свой цвет, отличный от цвета изображений предметов для сравнения.
Алгоритм обучения сравнению
двух предметов при помощи третьего,
выступающего в роли посредника
Вариант I
Используется при формировании умения сравнивать по длине (ширине, высоте) с помощью предмета-посредника (палочки, полоски).
Показываем два предмета (изображения предметов). Например, на картинке изображены Красная Шапочка, вдали домик и к нему ведут две дорожки: короткая — желтого цвета и длинная — зеленого. Рассказываем историю о том, как Красная Шапочка возвращалась домой. Вышла она из лесу и увидела две дорожки, которые вели к ее дому. «Разные они или одинаковые? Чем отличаются?» (Цветом и длиной.) «Какого цвета дорожки?»
Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно определив, какой из предметов длиннее или короче (выше — ниже, шире — уже)? За Красной Шапочкой гонится Волк и надо выбрать ту дорожку, которая короче, чтобы быстрее попасть домой. «Как вы думаете, желтая дорожка длиннее или короче зеленой?»
Предлагаем детям определить это на глаз.
Выслушиваем предположения детей (зеленая — длиннее, желтая — короче) и просим предложить способ проверки предположения.
Предлагаем новый способ: использовать для сравнения полоску.
Объясняем правила сравнения с помощью полоски: приложить ее к меньшей по длине желтой дорожке, точно совместив один из концов изображения с концом полоски (что длиннее: желтая дорожка или полоска?), предлагаем уравнять их по длине: отметить карандашом окончание длины дорожки загнуть лишнюю часть полоски (можно отрезать). Задаем вопрос: «Теперь желтая дорожка длиннее полоски или короче?» (Они равные по длине, равной длины.) Затем прикладываем полученную полоску к зеленой дорожке, соблюдая правило точного совмещения концов (соблюдения единой точки отсчета), Спрашиваем: «Зеленая дорожка длиннее полоски или короче?»
Делаем вывод, что зеленая дорожка точно длиннее желтой и Красной Шапочке следует идти по желтой дорожке.
Вариант II
Используется при обучении сравнению по величине двух изображений предметов с помощью посредника — геометрической фигуры.
Показываем два изображения предметов. Например, изображения двух рыбок треугольной формы (желтая больше, красная меньше).
Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно, определив, какая из них больше.
Предлагаем детям определить это на глаз.
Выслушиваем предположения детей о том, каким способом можно проверить их предположение.
Предлагаем новый способ: использовать для сравнения предметы такой же формы, как форма рыбки. Просим детей назвать геометрическую фигуру, на которую похожа форма рыбки. Это треугольник. Значит, будем узнавать, какая рыбка больше, с помощью треугольников.
Объясняем правила сравнения с помощью геометрических фигур. Предлагаем детям выбрать из трех треугольников (синий, зеленый и коричневый) один, который был бы равен по величине (такой же величины) одной из рыбок. Дети путем наложения находят треугольник, который равен по величине меньшей рыбке. Затем его переносим и накладываем на другую рыбку. Видим, что она видна из-под треугольника-посредника в процессе сравнения задаем вопросы, чтобы дети словесно оформляли результат сравнения.
Делаем вывод, что желтая рыбка больше, а красная меньше.
Развитие глазомера детей дошкольного возраста
В средней группе эта задача решается параллельно с другими задачами.
Виды упражнений:
сравнить сильно контрастные по величине предметы, расположенные на расстоянии,
найти или изобразить предмет больше или меньше образца (нарисовать кустик меньше дерева).
упражнения на сравнение величины по представлению:
Найди такую же по длине (ширине, высоте, толщине)
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Игры: «Магазин» (предложить выбрать предмет больше или меньше данного), «Угадай», «Что больше», «Подбери пары лыж»; «Сбор фруктов»; «Дополни предложение» («Дуб толще ...») и др
Литература
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с
Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Минск : Нац. инт образования, 2019.
Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2016. – 390с.
4