6 КЛАСС
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ»
ТЕМА №21. Изменение природных комплексов человеком
Дата: 18.02.2021 г.
В ТЕТРАДИ СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ (выписать термины, ученых, самое главное)
Цели урока:
Сформировать ценностные экологические ориентации (эстетической, познавательной ценности природы).
Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.
Воспитание коллективизма, корректности и тактичности в отношении с одноклассниками.
Тип урока: изучения нового материала
Процесс приобретения ландшафтами новых свойств или утери своих прежних свойств под воздействием внешних факторов или в результате развития жизнедеятельности человека называется ИЗМЕНЕНИЕМ ЛАНДШАФТОВ.
Хозяйственная жизнедеятельность человека является важнейшим фактором, воздействующим на формирование природы. Своим трудом и умом человек не только приспособился к окружающим условиям, но и оказывает свое влияние на их изменение. Все составные части природы находятся в тесной взаимосвязи, и изменение только одной из них неизбежно влияет на состояние других.
Следовательно, поскольку человек воздействует на природные комплексы, то он должен учитывать и прогнозировать возможные последствия своей деятельности.
При строительстве крупных водохранилищ ландшафт подвергается комплексным изменениям:
поднимается уровень подземных вод,
повышение влажности ведет к образованию болот,
меняется климат,
состав почвы и растительный покров.
В ходе изучения последствий было установлено, что вместо строительства одного крупного водохранилища гораздо выгоднее и безопаснее строительство системы нескольких более мелких, взаимосвязанных между собой водохранилищ.
Сегодня на нашей планете широко распространен АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ. Он делится на культурный и нарушенный.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ создается в результате сознательной и целенаправленной хозяйственной деятельности человека и поддерживается в целях удовлетворения его нужд. К данному типу ландшафта относят сады, посевные земли, города, водохранилища, зоны отдыха и др.
НАРУШЕННЫЙ ЛАНДШАФТ формируется в результате неразумного воздействия на природу. Овраги на посевных полях, болота возле водохранилищ, оползни в местах добычи и переработки минеральных ресурсов, оседания и свалки отходов являются примерами нарушенного ландшафта, а проведение восстановительных работ требует больших материальных затрат. На сегодняшний день вышеуказанные ландшафты вновь восстанавливаются и используются в хозяйственных целях. К примеру, в США такие места превращены в пастбища, на Украине - используются в сельском хозяйстве, а в Германии - в рекреационных целях.
По степени изменения ландшафты подразделяются на следующие группы:
Слабоизмененный ландшафт. В нем изменению подвергаются некоторые компоненты. Примерами может служить изменение некоторых видов растительности и животного мира. При этом взаимосвязь между компонентами остается без изменений.
Среднеизмененный ландшафт. В этом случае нарушается взаимосвязь и гармония компонентов. Претерпевают изменения растительный и животный мир, почва и рельеф. Пастбища выходят из строя, и значительная их площадь покрывается растительностью, непригодной к выпасу.
Сильноизмененный ландшафт. При этом образуются новые взаимосвязи между природными компонентами, и все они приспосабливаются к новым условиям. В результате этого такыры и такырная почва, солончаковые земли превращаются в песчаную пустынную почву. На пастбищах происходит размножение вторичной, низкоурожайной растительности.
Чрезвычайно сильноизмененный ландшафт. В этом случае все, кроме литологической основы, природные компоненты (почва, растительность, микроклимат, наземные и подземные воды, животный мир) претерпевают очень сильные и значительные изменения. Например, болотистая местность превращается в лугово-такырную, а в некоторых случаях в солончаки, лугово-такырные земли - в такырную почву.
Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Зная, что в природе все взаимосвязано, взаимообусловлено, с реализацией глобальных экологических проектов торопиться нельзя. Ведь, кроме полезных результатов, вмешательство в природный комплекс может дать ряд неожиданных и опасных последствий. Люди уже знают, к чему может привести изменение одного элемента природного комплекса.
Вырубили лес в бассейне реки, и местная река стала мелеть. Это произошло потому, что весной снег медленно таял под покровом деревьев и вода постепенно впитывалась в землю. В течение лета эта вода питала реку, и она не мелела. После того как леса не стало, снег на открытом месте начал стаивать быстрее.
На севере Скандинавского полуострова в летнее время года гнездится обилие птиц. Местные жители часть птиц отстреливали из-за их очень нежного тёплого пуха. Но люди видели, что хищные пернатые много зла приносили гагам и другим полезным птицам. Группа охотников уничтожила почти всех хищников, вскоре начало уменьшаться количество полезных птиц. Дело в том, что хищники уничтожали, как правило ослабленных, больных птиц, которые не могли улететь, увернуться от врага. Здоровую птицу не так-то легко было настичь. Не стало хищников — появилось больше больных птиц, они заражали других, началась эпидемия, птицы гибли тысячами. Пришлось искусственно восстанавливать поголовье вредных птиц, чтобы спасти полезных от гибели.
Один крупный американский фермер специализировался на животноводстве, используя принадлежащую ему пойму небольшой реки, дававшую прекрасные урожаи трав. Добавочный доход приносила водившаяся в реке форель. Но постепенно в пойме размножились несъедобные сорные травы. По просьбе фермера луга были обработаны специальным веществам (гербицидами), от которого сорняки погибли. Фермер был очень доволен. Но вместе с сорняками погибла узкая полоска леса вдоль реки (деревья были восприимчивы к гербицидам). В реке с давних времён жили бобры, которым эти деревья служили и кормом, и материалом для постройки плотин. Оставшись без леса, бобры были вынуждены переселиться. Между тем высокий уровень воды в реке поддерживался плотинами бобров, которые они неустанно ремонтировали. Оставленные, без уходя, плотины были снесены первым же паводком. Уровень реки резко снизился. При этом исчезла форель. Во время паводка воды реки уже не затопляли пойму и не откладывали на ней плодородный слой ила. Через несколько лет река углубила своё русло, прорезала водоносный слой, уровень грунтовых вод понизился, корни трав не могли уже дотянуться до них. Урожай трав стал во много раз меньше. В итоге фермер разорился, поплатившись за своё неумение разбираться в природных взаимосвязях и предсказывать косвенные последствия своего вмешательства.
Из приведённых примеров видно, насколько всё сложно переплетено в окружающем нас мире и как обдуманно надо подходить, когда что-то хотят изменить в природном комплексе.
Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.
В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее.
Главное – аккуратно относиться к природе,
экономно и бережно использовать ее ресурсы,
не брать лишнего,
развивать новые технологии,
высаживать деревья,
оберегать редкие виды флоры и фауны.
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы:
ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (главная цель – сохранение биосферы). | |
ГРИНПИС (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем). | |
ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЮНЕП). | |
ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ | |
ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ - принятие мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного будущего планеты, экологическое просвещение, воспитание чувства ответственности за последствия влияния цивилизации на окружающую среду. | |
КРАСНАЯ КНИГА
Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов.
Для расширения кругозора и повышения эрудиции, предлагаю просмотреть следующие видеоролики на Видеосайте YOUTUBE.COM: |
Воздействие человека на природу: https://www.youtube.com/watch?v=-FRHixI7hik Как человек уничтожает Землю: https://www.youtube.com/watch?v=oIwfzZlZwmw |