СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ» Тема: Изменение природных комплексов человеком

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс приобретения ландшафтами новых свойств или утери своих прежних свойств под воздействием внешних факторов или в результате развития жизнедеятельности человека называется ИЗМЕНЕНИЕМ ЛАНДШАФТОВ.

Просмотр содержимого документа
«6 класс ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ» Тема: Изменение природных комплексов человеком»

6 КЛАСС

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ»

ТЕМА №21. Изменение природных комплексов человеком

Дата: 18.02.2021 г.

В ТЕТРАДИ СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ (выписать термины, ученых, самое главное)

Цели урока:

  • Сформировать ценностные экологические ориентации (эстетической, познавательной ценности природы).

  • Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.

  • Воспитание коллективизма, корректности и тактичности в отношении с одноклассниками.

Тип урока: изучения нового материала

Процесс приобретения ландшафтами новых свойств или утери своих прежних свойств под воздействием внешних факторов или в результате развития жизнедеятельности человека называется ИЗМЕНЕНИЕМ ЛАНДШАФТОВ.

Хозяйственная жизнедеятельность человека является важней­шим фактором, воздействующим на формирование природы. Сво­им трудом и умом человек не только приспособился к окружаю­щим условиям, но и оказывает свое влияние на их изменение. Все составные части природы находятся в тесной взаимосвязи, и изме­нение только одной из них неизбежно влияет на состояние других.

Следовательно, поскольку человек воздействует на природные ком­плексы, то он должен учитывать и прогнозировать возможные по­следствия своей деятельности.

При строительстве крупных водохранилищ ландшафт подвер­гается комплексным изменениям:

  • поднимается уровень подземных вод,

  • повышение влажности ведет к образованию болот,

  • меняется климат,

  • состав почвы и растительный покров.

В ходе изучения последствий было установлено, что вместо строительства одного крупного водохранилища гораздо выгоднее и безопаснее строи­тельство системы нескольких более мелких, взаимосвязанных меж­ду собой водохранилищ.

Сегодня на нашей планете широко распространен АНТРОПОГЕН­НЫЙ ЛАНДШАФТ. Он делится на культурный и нарушенный.

  • КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ создается в результате сознательной и целенаправленной хозяйственной деятельности человека и поддер­живается в целях удовлетворения его нужд. К данному типу ланд­шафта относят сады, посевные земли, города, водохранилища, зоны отдыха и др. 

  • НАРУШЕННЫЙ ЛАНДШАФТ формируется в результате неразумного воздействия на природу. Овраги на посевных полях, болота возле водохранилищ, оползни в местах добычи и переработки минераль­ных ресурсов, оседания и свалки отходов являются примерами нарушенного ландшафта, а проведение восстановительных работ требует больших материальных затрат. На сегодняшний день вы­шеуказанные ландшафты вновь восстанавливаются и используются в хозяйственных целях. К примеру, в США такие места превраще­ны в пастбища, на Украине - используются в сельском хозяйстве, а в Германии - в рекреационных целях.

По степени изменения ландшафты подразделяются на следую­щие группы:

  • Слабоизмененный ландшафт. В нем изменению подвергаются некоторые компоненты. Примерами может служить изменение не­которых видов растительности и животного мира. При этом взаи­мосвязь между компонентами остается без изменений.

  • Среднеизмененный ландшафт. В этом случае нарушается взаимо­связь и гармония компонентов. Претерпевают изменения расти­тельный и животный мир, почва и рельеф. Пастбища выходят из строя, и значительная их площадь покрывается растительностью, непригодной к выпасу.

  • Сильноизмененный ландшафт. При этом образуются новые вза­имосвязи между природными компонентами, и все они приспо­сабливаются к новым условиям. В результате этого такыры и такыр­ная почва, солончаковые земли превращаются в песчаную пустын­ную почву. На пастбищах происходит размножение вторичной, низ­коурожайной растительности.

  • Чрезвычайно сильноизмененный ландшафт. В этом случае все, кроме литологической основы, природные компоненты (почва, растительность, микроклимат, наземные и подземные воды, жи­вотный мир) претерпевают очень сильные и значительные измене­ния. Например, болотистая местность превращается в лугово-такырную, а в некоторых случаях в солончаки, лугово-такырные земли - в такырную почву.

Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие. 

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Зная, что в природе все взаимосвязано, взаимообусловле­но, с реализацией глобальных экологических проектов торопиться нельзя. Ведь, кроме полезных результатов, вмешательство в природный комп­лекс может дать ряд неожиданных и опасных последствий. Люди уже знают, к чему может привести изменение одного элемента природного комплекса. 

  • Вырубили лес в бассейне реки, и местная река стала ме­леть. Это произошло потому, что весной снег медленно таял под покровом деревьев и вода постепенно впитывалась в землю. В течение лета эта вода питала реку, и она не мелела. После того как леса не стало, снег на открытом месте начал стаивать быстрее.

  • На севере Скандинавского полуострова в летнее время года гнездится обилие птиц. Местные жители часть птиц отстреливали из-за их очень нежного тёплого пуха. Но люди видели, что хищ­ные пернатые много зла приносили гагам и другим полезным птицам. Группа охотников уничтожила почти всех хищников, вскоре начало уменьшаться количество полезных птиц. Дело в том, что хищники уничтожали, как правило ослабленных, больных птиц, которые не могли улететь, увернуться от врага. Здоровую птицу не так-то легко было настичь. Не стало хищников — появилось больше больных птиц, они заражали других, началась эпидемия, птицы гибли тысячами. Пришлось искусственно восстанавливать поголовье вредных птиц, чтобы спасти полезных от гибели.

  • Один крупный американский фермер специализировался на животноводстве, используя принадлежащую ему пойму небольшой реки, дававшую прекрасные урожаи трав. Добавоч­ный доход приносила водившаяся в реке форель. Но постепен­но в пойме размножились несъедобные сорные травы. По просьбе фермера луга были обработаны специальным вещест­вам (гербицидами), от которого сорняки погибли. Фермер был очень доволен. Но вместе с сорняками погибла узкая полоска леса вдоль реки (деревья были восприимчивы к гербицидам). В реке с давних времён жили бобры, которым эти деревья служили и кормом, и материалом для постройки плотин. Оставшись без леса, бобры были вынуждены переселиться. Между тем высокий уровень воды в реке поддерживался плотинами бобров, которые они неустанно ремонтировали. Оставленные, без уходя, плотины были снесены первым же паводком. Уро­вень реки резко снизился. При этом исчезла форель. Во время паводка воды реки уже не затопляли пойму и не откладывали на ней плодородный слой ила. Через несколько лет река углу­била своё русло, прорезала водоносный слой, уровень грунтовых вод понизился, корни трав не могли уже дотянуться до них. Урожай трав стал во много раз меньше. В итоге фермер разорился, поплатившись за своё неумение разбираться в природных взаимосвязях и предсказывать косвенные последствия своего вмешательства.

Из приведённых примеров видно, насколько всё сложно переплетено в окружающем нас мире и как обдуманно надо подходить, когда что-то хотят изменить в природном комплексе.

Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.

В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее.

  • Главное – аккуратно относиться к природе,

  • экономно и бережно использовать ее ресурсы,

  • не брать лишнего,

  • развивать новые технологии,

  • высаживать деревья,

  • оберегать редкие виды флоры и фауны.

ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы:

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (главная цель – сохранение биосферы).

ГРИНПИС (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем).

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЮНЕП).

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ - принятие мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного будущего планеты, экологическое просвещение, воспитание чувства ответственности за последствия влияния цивилизации на окружающую среду.

КРАСНАЯ КНИГА

Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов.


  • Для расширения кругозора и повышения эрудиции, предлагаю просмотреть следующие видеоролики на Видеосайте YOUTUBE.COM:


  • Воздействие человека на природу: https://www.youtube.com/watch?v=-FRHixI7hik

  • Как человек уничтожает Землю: https://www.youtube.com/watch?v=oIwfzZlZwmw