Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
6 класс. Тема: Античные мифы и легенды. Мифы Древней Греции.
Основное содержание урока
Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Мифы Древней Греции» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение мифов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «миф».
Содержание урока
I. Понятие о мифе
Рассказ учителя о мифах.
Могут быть прочитаны фрагменты стихотворения В. Кюхельбекера «Греческая песнь»
ГРЕЧЕСКАЯ ПЕСНЬ
В.К. Кюхельбекер(1)
Века шагают к славной цели;
Я вижу их: они идут!
Уставы власти устарели;
Проснулись, смотрят и встают
Доселе спавшие народы.
О радость! грянул час, веселый час Свободы!
Друзья! нас ждут сыны Эллады!(2)
Кто даст нам крылья? полетим!
Сокройтесь горы, реки, грады!
Они нас ждут: скорее к ним!
Судьба, услышь мои молитвы,
Пошли, пошли и мне минуту первой битвы!
И пусть я, первою стрелою
Сражен, всю кровь свою пролью:
Счастлив, кто с жизнью молодою
Простился в пламенном бою,
Кто убежал от уз и скуки
И славу мог купить за миг короткий муки!
Ничто, ничто не утопает
В реке катящихся веков:
Душа героев вылетает
Из позабытых их гробов
И наполняет бардов струны
И на тиранов шлет народные перуны!(3)
1821
Источник: А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. - М.: Правда, 1987.
Примечание:
1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) — русский поэт, писатель и общественный деятель, издатель альманаха "Мнемозина", декабрист. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг. Стихотворение «Греческая песнь» написано в связи с греческим восстанием 1821 года против турецкого владычества.
2. Элла́да — самоназвание греками своей страны.
3. Перу́н — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)».
Здесь: в значении "молнии и громы".
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Мифы Древней Греции» и составление её плана.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Глубокое проникновение в культуру
прошлого и культуры других народов
сближает времена и страны.
Д. С. Лихачёв
Что такое мифы? Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Само слово миф (mythos) — греческое и означает предание, сказание. В мифах выражены представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
В древности мифы складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
Мифы появились задолго до возникновения письменности, они передавались из поколения в поколение и создавались не одним человеком; их творцом был народ, который изменял их, поправлял и совершенствовал. С течением веков мифы стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.
У всех древних народов была своя мифология (мифоло́гия — совокупность мифов). Но, сравнивая мифы разных народов, можно обнаружить в них много общего. Это говорит о том, что представления древних о мире сходны, они прошли общий путь мифологического объяснения мира: рождение мира из стихий, властителями которых были великаны (титаны); затем появляются боги, победившие титанов. Боги утвердили порядок и гармонию в мире. Более поздние мифы рассказывают о подвигах великих людей — героев. Они проявляют сверхчеловеческую силу, ум, находчивость, героизм в походах и войнах. В их жизнь, а также жизнь людей постоянно вмешиваются боги, покровительствуя одним, препятствуя другим, определяют их судьбу.
Прошли тысячелетия. Люди, обогащённые научными знаниями, по-другому смотрят на мир, но древние мифы продолжают жить, оказывая огромное влияние на искусство, вдохновляя художников, скульпторов, композиторов, поэтов на создание новых произведений.
В хрестоматии вы познакомитесь с некоторыми мифами Древней Греции.
(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016).
Составление плана статьи.
ТАБЛИЦА План статьи учебника «Мифы Древней Греции» |
Вопрос | Пункт плана |
Что такое мифы? | Мифы как жанр фольклора |
Почему в мифах разных народов есть общность? | Мифологическое объяснение мира разными народами |
В чём суть мифологического объяснения происхождения мира? | Титаны, боги и герои |
Как древние мифы повлияли на искусство? | Мифологические сюжеты в литературе и искусстве |
III. Чтение учителем сонета В. Брюсова «Эллада» из венка сонетов «Светоч мысли».
ЭЛЛАДА
В.Брюсов
Мощь разума распространялась в мире –
Египет креп, как строгое звено,
Но было людям жизнь понять дано
И в радости: в резце, в палитре, в лире.
Влилась в века Эллада, как вино, –
В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
В живом стихе, в обточенном сапфире,
Явя, что было, есть и суждено.
Но, строя храмы, вознося колонны,
Могла ль она забыть зов потаенный,
Что край Осириса ей повторил?
Шел Эллин к знанью по пути мистерий, –
Но дух народа блеск давал и вере,
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл.
1918
(Источник: Русский сонет: XVIII — начало XX века / Послесловие и примеч. В. С. Совалина; Сост. В. С. Совалина и Л. О. Великановой — М.: Московский рабочий, 1986).
IV. Устные сообщения учащихся о титанах, богах и героях: «Происхождение мира и богов», «Рождение Зевса», «Олимп», «Гера», «Афина Паллада», «Гефест», «Прометей».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь Океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
1. Крон — всепоглощающее время (Хронос — время).
Источник: Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.
РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА
Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера, по «Илиаде» и «Одиссее», прославляющих родоплеменную аристократию и возглавлявших ее басилевсов как лучших из людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса. Бог Зевс тот же басилевс, правящий, опираясь на аристократию богов, всей землей и небом. Посейдон — такой же идеализированный басилевс, как Зевс. Он правит морем, окруженный аристократией морских богов. Следовательно, среди богов, как и среди людей, мы видим басилевсов, правивших каждый своей областью. Зевс правит небом и землей, Посейдон — морем, а Аид — подземным царством. Классовый характер ярко выражен в религии Греции.
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить, вместо сына, длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные Куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
1. Зевс — римский Юпитер.
2. Гестия — богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.
3. Деметра — великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы, Цереры.
4. Посейдон — у римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.
5. Куреты — полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.
(Источник: Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954).
Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя»: 2. Какие мифы вам известны? 3. Как вы понимаете выражение: «Мифы... создавались не одним человеком; их творцом был народ, который изменял их, поправлял и совершенствовал»?
Как вы понимаете слова А. И. Немировского:
«Не иди путями бессмертных, если в тебе бьётся смертное сердце и течёт в жилах человеческая кровь. Не дозволит Немесида увидеть то, что сокрыто от взгляда смертных. Не пройти тебе мимо Горгон, при одном виде которых каменеет тело и ты превращаешься в памятник собственного неразумия, не проплыть мимо Сирен, заманивавших в воды смерти сладостным пением. Остановись! Если же у тебя в груди тлеет уголь любознания, вложенный человеколюбивым титаном Прометеем, насыть его песнями Гомера и Гесиода, которые им напели легкокрылые музы».
Что в нашей современной жизни напоминает о Древней Греции?
• Имена (этимология нескольких имён греческого происхождения).
• Названия планет и других космических объектов (произошли от имён персонажей греческих мифов).
• Сюжеты произведений живописи, скульптуры и архитектуры (показ изображений).
• Олимпийские игры (сведения о происхождении Олимпийских игр).
• Речь (крылатые выражения, напоминающие о греческих мифах:
муки Тантала, ящик Пандоры, огонь Прометея, Авгиевы конюшни и др.; комментирование этих выражений).
Примечание:
ТАНТАЛОВЫ МУКИ
Танталовы муки – (книжн.) – страдания, вызываемые видом желаемого и пониманием, что его невозможно достичь.
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан. Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.
ЯЩИК ПАНДОРЫ
Ящик Пандоры – (книжн.) – источник бед, несчастий.
Из поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). В ней приводится миф о Пандоре (с греч.: «всем одаренная»), прекрасной женщине, которую Зевс послал на землю, чтобы наказать и Прометея, укравшего для смертных огонь с Олимпа, и всех людей, которые осмелились пользоваться этим ворованным даром.
Пандоре перед отправлением на землю подарки вручили все боги-олимпийцы, а Зевс ей преподнес особый дар — красиво украшенный ларец, но тут же предупредил, что она никогда не должна заглядывать в него. Зная женскую психологию, Зевс был уверен, что его месть состоится: Пандора, движимая любопытством, обязательно откроет ларец, и оттуда вырвутся на волю все человеческие пороки, беды и несчастья, которые Зевс приготовил в «подарок» человечеству.
Красавица Пандора сумела понравиться брату Прометея — простодушному Эпиметею, который женился на ней. При этом он забыл строгий наказ Прометея не принимать от Зевса ничего и никого. Пандора, не в силах противостоять любопытству, открыла ларец. Так люди были наказаны Зевсом. Единственное, что осталось на дне ящика, — Надежда.
ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ
Огонь Прометея – (книжн.) – священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
Прометей в греческой мифологии – один из титанов; он похитил огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод. Теогония; Эсхил. Скованный Прометей). Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
Авгиевы конюшни – (книжн.) –
1) о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте (в результате длительного небрежения), помещении, где царит полный беспорядок;
2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел;
3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов.
Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный двор царя Авгия, где содержались быки, подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в течение многих лет. Геракл же разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла весь навоз за один день.
«Скотный двор» царя Авгия при калькировании на русский язык был неточно переведен словом конюшни.
V. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Пересказ мифа о рождении Геракла.
Комментирование имён Геракл, Зевс, Алкмена, Гера, Алкид. Что означает имя Геракл?
Комментирование слов И. В. Гёте:
Не видел я Гермеса, Феба,
Ареса, — как их там ни звали, —
Но в нём одном есть всё, что небу
Бездумно люди приписали...
Родив его, Земля иссякла.
Он Гебой не был зачарован.
Не мучьте камень! Ведь Геракла
Вам, боги, не создать другого.
VI. Практическая работа.
Составление таблицы «12 подвигов Геракла» и плана характеристики Геракла
Пересказ подвигов Геракла и выявление черт его характера:
ТАБЛИЦА «12 подвигов Геракла» и план характеристики Геракла |
Название подвига Геракла | Черты характера героя (привести примеры из мифов на каждую черту характера Геракла) |
1. Немейский лев | Сообразительность, сила, ловкость, поклонение богам (история с бараном Молорха) |
2. Лернейская гидра | Сила, выносливость, предусмотрительность (прижигание отрубленных голов) |
3. Эриманфский вепрь | Ловкость, сила, способность страдать (гибель кентавра Фола) |
4. Керинейская лань | Поклонение богам, боязнь вызвать их гнев, смелость, быстрота, выносливость, смирение перед волей богов |
5. Стимфалийские птицы | Наблюдательность (изучал повадки птиц), сообразительность (ударил в тимпаны), умение защищаться (поднял щит) |
6. Скотный двор царя Авгия | Сила, находчивость (сломал стены, отвёл воду рек), мстительность (убил Авгия и его союзников) (заполняется после чтения и анализа мифа) |
VII. Чтение и обсуждение мифа о шестом подвиге Геракла «Скотный двор царя Авгия».
СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ
(шестой подвиг)
Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвящённых богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Он считал, что невозможно выполнить такую работу в один день. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвёл в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришёл Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф.
Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры(1), которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвящёнными богине Афине Палладе.
Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряжённых в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея — Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.
1. Олимпи́йские и́гры — важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции мир. За несколько месяцев до Игр по всей Греции и греческим колониям рассылали послов, приглашавших на Игры в Олимпию. Игры проводились раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания колесниц. Победители на Играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почётом. Греки вели летосчисление по Олимпийским играм, считая первыми Игры, происходившие в 776 году до н. э. Существовали Олимпийские игры до 393 года н. э., затем они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством.
(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016).
Составление историко-культурного комментария (работа с карточками-информаторами): царь Элиды, Гелиос, сидонский пурпур, Тиринф, Олимпийские игры, олива, Афина Паллада, Пилос, Нелей, Посейдон, Нестор.
Есть ли в мифе фантастические элементы? Чем он похож на сказку?
Охарактеризуйте Авгия. Оцените его поступки: запустил скотный двор, не заплатил Гераклу.
Как Геракла характеризует его работа?
Трудной ли была работа Геракла? Обоснуйте свой ответ.
Почему Геракл мстил своим врагам?
И т о г о в ы й в о п р о с: почему Геракл обладал не только положительными, но и отрицательными чертами?
Домашнее задание
Подготовить устный рассказ о мифах и краткий пересказ 7—11-го подвигов Геракла.
Прочитать мифы о богах и героях и выполнить задания из раздела учебника «Обогащайте свою речь»:
1. Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о «титанической борьбе», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии», «муках Тантала», «сизифовом труде». Прочитайте самостоятельно легенды и мифы «Борьба богов-олимпийцев с титанами», «Олимп», «Пан», «Мидас», «Пандора», «Сизиф», «Прометей», «Тантал», и вы поймёте значение этих и других образных выражений.
2. Названия многих планет Солнечной системы, звёзд и созвездий взяты из античной мифологии, например: Юпитер, Сатурн, Марс. Вспомните другие названия, с какими мифологическими персонажами они связаны?
Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к мифам.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.