СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс. Тема: "Дон Кихот". Вечные образы в искусстве.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Тема: "Дон Кихот". Вечные образы в искусстве.»

Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

6 класс. Тема: «Дон Кихот»: вечные образы в искусстве.

Основное содержание урока.
Понятие о вечных образах в искусстве. Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Мастерство Сервантеса-романиста.

Основные виды деятельности.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Презентация и защита собственных иллюстраций. Викторина на лучшее знание текста романа.

Понятие о вечных образах в искусстве.
Дон Кихот как вечный образ мировой литературы

Вечные образы — художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную внеисторическую значимость, что, превращаясь в своеобразные символы, так называемые сверхтипы, вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох... В В. о. запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни и др.) и широта типизации.
В. о. так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К В. о. относят, например, Прометея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета.

I. Сообщение учителя на тему «Дон Кихот — вечный образ в искусстве»:

Образ Дон Кихота имел множество воплощений:

в изобразительном искусстве (картина О. Домье (1851), иллюстрации Г. Доре (1863), графика П. Пикассо);

Иллюстрация Г. Доре Графика П. Пикассо

в музыке (XVIII в. — оперы Д. Паизиелло, Н. Пиччини, А. Сальери; в 1910 г. опера «Дон Кихот» Ж. Массне, главную партию исполнил Ф. И. Шаляпин; см. Эскиз костюма Дон Кихота для Ф. Шаляпина художника А. Н. Бенуа);

в театре (первая постановка в России в 1847 г.; в 1920-е гг. пьеса Г. И. Чулкова, пьеса «Освобождённый Дон Кихот» А. В. Луначарского (1921); во МХАТе Втором роль Дон Кихота готовил актёр Михаил Чехов, им же была написана инсценировка, но спектакль поставлен не был; в 1986 г. опубликован «Дневник о Кихоте» М. Чехова; пьеса М. А. Булгакова «Дон Кихот» (1938); спектакль в Ленинградском театре им. Пушкина (1941): роль Дон Кихота сыграл Н. К. Черкасов); в кино (Шаляпин сыграл Дон Кихота во французском фильме режиссёра Г. Пабста (1933); экранизация романа в России была осуществлена в 1957 г. режиссёром Г. М. Козинцевым: Дон Ки-хот — Н. К. Черкасов, Санчо — Ю. В. Толубеев; в 1960-е гг. в Европе и США популярен мюзикл М. Ли «Человек из Ламанчи»: премьера — 1966, экранизация — 1972).

II. Мастерство Сервантеса-романиста

Тезисы сообщения учителя:

1. Дон Кихот причислен к вечным образам, т. е. в представлении целых поколений ряда стран он живёт особой, отдельной от Сервантеса жизнью.
2. Сервантес создал синтетический романный жанр, который оказался вечным, так как охватил всё богатство жизни эпохи.

3. «Дон Кихот» задуман как пародийный «рыцарский роман», его герой живёт в своём призрачном мире, далёком от реалий жизни. Поэтому все «подвиги» Дон Кихота заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Но герой готов жертвовать собой во имя справедливости и милосердия на земле.

4. Дон Кихот обладает самоотверженностью, мужеством, смелостью, твёрдостью духа, он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он идёт ложными, фантастическими путями, не чувствуя веяний времени, ниспровергнувшего прежние идеалы и ценности.

5. Дон Кихот смешон не столько из-за своего характера, сколько из-за нелепостей невыносимого общественного порядка, которому он и Санчо в своей наивности осмеливаются противостоять.

6. Фантазёр Дон Кихот и здравомыслящий крестьянин Санчо дополняют друг друга. Санчо Панса обладает положительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и точным ощущением жизни. Если вначале он идёт за Дон Кихотом из корыстных соображений — желает стать губернатором острова, то испробовав эту должность на себе, отказывается от губернаторства. Под влиянием Дон Кихота душа Санчо становится тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл» уступает место народной мудрости, герой понимает, что «делать добро всегда правильнее, нежели зло».

7. Дон Кихот ест с Санчо из одной тарелки и произносит речи о социальной несправедливости, о свободе и о «золотом веке», что указывает на гуманизм и демократизм произведения, где самое серьёзное, трагическое неразрывно сплетено с забавным.

Общность Сервантеса и его героя:

• Сервантес и его герой — ровесники: возраст Алонсо Кеханы приближался к пятидесяти годам, когда он стал странствующим рыцарем, Сервантесу было около пятидесяти, когда он придумал своего героя.

• Оба они — обедневшие идальго.

• Их роднят гуманистические идеалы и горькая судьба: Дон Кихот после всех испытаний высказал признательность и любовь к людям, Сервантес написал роман, проникнутый верой в людей и любовью к ним, и создал героя, «беззлобно подшучивая над собой» (Х. Л. Борхес).

III. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос «Почему образ Дон Кихота считают вечным образом мировой литературы?».

IV. Обсуждение высказываний о романе:

«Смерть дон Кихота навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому».
И. С. Тургенев.

«Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного дон Кихота, что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и человечеству».
Ф. М. Достоевский.

V. Викторина:

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?
(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем?
(Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади?
(Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означает «бывшая кляча».)

4. Какие профессии были у его главных приятелей?
(Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которых Дон Кихот принял за великанов?
(Тридцать или сорок.)

6. Как звали жену Санчо Пансы?
(Тереса Панса.)

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого?
(Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской?
(Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего Дон Кихот сделал чётки для чтения молитв в горах Сиерра Морены?
(Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один из которых был крупнее остальных.)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом?
(Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

11. Каким способом можно было расколдовать Дульсинею Тобосскую?
(Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью.)

12. Как назывался остров, губернатором которого был Санчо Панса?
(Баратария.)

13. Сколько дней он управлял островом?
(Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил Дон Кихот для будущего мужа своей племянницы?
(Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

VI. Чтение и обсуждение стихотворения Д. Мережковского «Дон Кихот».

Итоговые вопросы:

Какие положительные черты характера Дон Кихота показаны в романе? Только ли смех вызывают его похождения?

От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему образ Дон Кихота считают вечным образом мировой литературы?», используя фрагмент книги Ю. А. Абрамова и В. Н. Дёмина «100 великих книг» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальное задание.

Подобрать материалы о Шиллере, портреты писателя и иллюстрации к балладе «Перчатка» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2016.