Транспорт Крыма
Транспорт обеспечивает экономические связи между регионами, а также занимается перевозкой пассажиров; влияет на экономическое развитие отдельных территорий.
По среде и способу передвижения транспорт подразделяется на:
1. Сухопутный (гужевой, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный);
2. Водный (морской, речной)
3.Воздушный (авиационный)
Кроме этого транспорт бывает грузовым, пассажирским и специальным (пожарная машина, фуникулер и т. д.).
Все виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему страны.
Единая транспортная система (ЕТС) – это совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями.
Расположение Крымского полуострова между двумя морями способствовало развитию транспорта ещё в глубокой древности. Был развит не только наземный вид транспорта, но и морской.
Все основные города Крыма располагались на побережье и были портами. Внутри полуострова были гужевые дороги и горные тропы. Удобное географическое положение Крыма привело к тому, что здесь проходили караванные торговые пути с севера на юг и с запада на восток (Великий Шелковый путь, путь из «варяг в греки»).
Всю историю формирования транспортной системы в Крыму можно разделить на 3 периода:
1. До начала второй половины XIX века. Развиты только гужевой и морской виды транспорта.
2. Вторая половина XIX — первая половина XX вв. Для этого периода характерен стремительный рост ж/д транспорта. Завершилось формирование железнодорожного каркаса транспортной сети. Зарождение авиационного транспорта.
3. Вторая половина XX — начало XXI вв. Завершилось формирование современно сети автодорог Крыма, становление сети магистральных газопроводов и ЛЭП, быстрым развитием воздушного транспорта, изменением пропорций между видами транспорта. Строительство моста через Керченский пролив.
Сегодня главной автомобильной осью полуострова является магистраль Симферополь – Феодосия – Керчь, соединяющая полуостров с паромной переправой «Крым». Важными автомобильными дорогами являются Симферополь – Евпатория, Симферополь – Алушта –Судак –Феодосия, Симферополь – Алушта –Ялта –Севастополь. Большая интенсивность движения по автомагистрали Симферополь – Красногвардейское – Джанкой. Проблема автодорог - их малая ширина и качество.
После воссоединения Крыма с Россией изменилась роль железнодорожного транспорта. Перевозки этим видом транспорта сократились, а перевозки пассажиров в основном осуществляются в пределах пригородного сообщения.
Традиционным для полуострова является возросшая роль морского транспорта. Именно он помогает осуществлять самые важные и значимые межрегиональные связи: порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт; порт Новороссийск – порт Севастополь; порт Новороссийск – Керченский торговый порт. Керченская паромная переправа – «дорога жизни» для Крыма. После строительства моста через Керченский пролив изменится роль железнодорожного транспорта, его значение для Крыма увеличится.
Хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь – крупнейший аэропорт России. После реконструкции в 2018 году здесь ежегодно смогут обслуживать около 7 млн. пассажиров. Аэропорт под Севастополем Бельбек используют для приёма правительственных самолётов.
Трубопрводный транспорт - самый молодой. Он используется предприятием «Черноморнефтегаз» для подачи газа потребителям. Протяженность газотранспортной сети составляет 1361км.
Успешно развивается в Крыму троллейбусное сообщение не только в городах, но и между ними. Первая в Европе горная троллейбусная трасса Симферополь – Алушта – Ялта была введена в эксплуатацию в 1961году.
Для курортов Крыма расположенных в горной местности используют канатные дороги, лифтоподъёмники, доставляющие отдыхающих к морю.
В перспективе в Крыму транспортный комплекс продолжит развитие и он обязательно должен быть экологически безопасным, чтобы сохранить рекреационные ресурсы и имидж республики не только как «музея под открытым небом», но и как популярного места отдыха.