СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; урок изучения художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«6 класс В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения.»

6 класс Тема урока: «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения.

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».

  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

  3. Анализировать поступки героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.

  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

  2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; урок изучения художественного произведения.

Ход урока

1) Организационный момент.

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

2) Проверка Д/З.

  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

3) Актуализация опорных знаний

Что такое символ? Символом чего, на ваш взгляд, был для мальчика ПРЯНИК? (символ мечты).

Это не совсем так. Символическое значение этого образа намного глубже.

4) Основное содержание урока 

1. Прослушивание монолога героя рассказа.

2. Беседа по вопросам.

- Что символизировал для мальчика ПРЯНИК? (превосходство, власть, средство - выделиться, с ним он герой)

- Как вы оцениваете мальчика в этом желании, положительно или отрицательно?

- А чем можно еще выделиться, чтобы добиться превосходства? (умом, добротой, хорошими поступками).

- Есть у героя рассказа понимание этого?

- Какую оценку мальчик за это бы заработал? (отрицательную, за желание властвовать).

- А на что ради достижения мечты можно пойти? (на все).

3. Работа с эпизодом “Поход за ягодами”.

- Зачем мальчик идет за ягодами? (чтобы бабушка купила ПРЯНИК).

- Как он работает? Выберите ключевые слова. (старается, своим трудом старается заработать ПРЯНИК, работает старательно).

Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, “не набрал полную посуду”. “Левонтьевские” же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой “надавал пинков” и брату, и сестре за то, что “жрали” ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”)

Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину “за некрасивый вид”, “пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа”, тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: “забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила”

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- Когда просыпается в душе мальчика стыд?

- Стыд – это новое качество. А были ли моменты, когда стыд готов был прорваться? (когда в душе происходила борьба).

- Так вот, не так страшно, когда человек ошибается, страшно, когда нет борьбы. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное.

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК).

- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести).

Для дальнейшей работы учащиеся объединяются в 5 групп, задание для каждой группы одинаковое: охарактеризовать героя, дать оценку его поведению и составить синквейн о данном персонаже.

1 группа – все о Витьке (герое-рассказчике);

2 группа – о бабушке мальчика;

3 группа – Левонтий и его жена Васеня;

4 группа – Санька Левонтьевский;

5 группа – остальные Левоньевские ребята.

Синквейны выписываются на отдельные карточки и вывешиваются на доску. Если останется время, можно провести голосование за лучший синквейн.

5) Подведение итогов.

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой …”

Мальчик чувствует, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья...”

- Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих “злодеяниях”. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: “А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”)

Какие жизненные уроки получил герой?

  • Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

  • Признайся в содеянном. Раскаяние приносит облегчение

  • Спешить делать добро

  • Надо быть милосердным всегда

  • Люби ближнего своего как самого себя

6) Рефлексия.

7) Выставление оценок.

Тест по рассказу В.Астафьева “Конь с розовой гривой”

Задания с выбором ответом

1. Мечтой всех деревенских ребятишек был:

а) поход на рыбалку вместе со взрослыми в) настоящий армейский конь

б) калач с изображением розового коня г) пряник в виде коня

2. Повествование в рассказе ведётся от лица:

а) главного героя – мальчика б) автора в) бабушки г) соседского паренька

3. Действие рассказа происходит:

а) в деревне б) в городе в) на море г) в посёлке

4. Сосед, дядя Левонтий, работал:

а) пастухом б) трактористом в) заготовщиком леса г) лесником

5. Какие ягоды собирали ребята:

а) клубнику б) землянику в) малину г) смородину

6. Имя бабушки главного героя:

а) Мария б) Екатерина в) Анна г) Варвара

7. Название, какой реки упоминается в рассказе:

а) Енисей б) Иртыш в) Обь г) Волга

8. Что такое шаньга:

а) пирожок с картошкой в) булочка с повидлом

б) булочка с творогом г) пирожок с капустой

9. Что такое туесок:

а) пояс в) корзина для сбора ягод

б) деревянная посуда для окрошки г) сеть для ловли рыбы

10. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:

а) не любил бабушку в) решил, что всё обойдётся

б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику

11. Мальчик расплакался на кухне, потому что:

а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение

б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит

12. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:

а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике

б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать



Ответы

Задания с выбором ответа

  1. г) пряник в виде коня

  2. а) главного героя – мальчика

  3. г) в посёлке

  4. в) заготовщиком леса

  5. б) землянику

  6. б) Екатерина

  7. а) Енисей

  8. б) булочка с творогом

  9. в) корзина для сбора ягод

  10. б) поддался на уговоры деревенских ребят

  11. в) ему было стыдно за своё поведение

  12. г) мудрое умение любить и прощать

8) Домашнее задание: ответить на вопросы к рассказу