О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Список ИПМ
1.Сущность методической работы в школе.
2.Роль методической работы.
3.Критерии оптимальности методической работы.
4.Система методической работы.
5.Функции.
6.Содержание.
7.Организационные формы методической работы.
8.Способы систематизации методработы.
9.Планирование.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы,
на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
РОЛЬ методической работы.
Методическая работа представляет собой важное звено в целостной
системе повышения квалификации педагогических кадров и играет особую
роль в системе внутришкольного управления, способствует активизации
творческой деятельности учителей и воспитателей, обеспечивает развитие
и совершенствование учебно-воспитательной работы школы.
КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ методической работы:
-Критерий результативности заключается в том, что результаты
образования, воспитания и развития школьников постоянно и достаточно
быстро растут за счет улучшения работы учителя.
-Критерий рациональности затрат времени заключается в росте
мастерства учителя ,при разумных затратах времени и усилий на методическую
работу и самообразование.
-Критерий стимулирующей роли заключается в том, что в результате
методической работы и самообразования достигается усиление мотивов
творческой деятельности, улучшение психологического климата, рост
удовлетворенности результатами своего труда.
СИСТЕМА методической работы осуществляется в соответствии с
принципиальными требованиями:
-актуальность, связь с жизнью;
-научность, соответсвие современным достижениям;
-системность, целеустремленность, планомерность;
-систематичность,последовательность, непрерывность;
-комплексный характер, единство и взаимосвязь всех сторон и
направлений повышения квалификации;
-творческий характер;
-конкретность, дифференцированный подход;
-практическая направленность;
-коллективный характер;
-оперативность, гибкость, мобильность;
-оптимальное сочетание форм и видов методической работы.
-многообразие и оптимальное сочетание методов и средств повышения
квалификации и мастерства учителей;
-создание благоприятных условий для процесса повышения
квалификации учителей.
ФУНКЦИЯМИ методической работы являются:
-совершенствование, обогащение знаний;
-развитие мировоззрения, взглядов, убеждений, мотивов творческой
профессиональной деятельности;
-развитие современного стиля педагогического мышления,
профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному
самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
СОДЕРЖАНИЕ методической работы в школе:
1. Дидактическая подготовка- повышение квалификации учителей по
актуальным проблемам совершенствования обучения, его оптимизации и
интенсификации, совершенствование дидактических знаний, формирование
современного дидактического мышления, развитие умений в области
планирования, проведения и анализа уроков.
2.Частнометодическая подготовка-это повышение квалификации учите-
лей-предметников в области содержания и методики преподавания учебного
предмета, актуальных проблем методологии, теории и прикладного
использования связанных с ним научных дисциплин.
3.Воспитательная подготовка включает повышение квалификации
учителей, классных руководителей, воспитателей по вопросам воспитания
школьников в процессе обучения и во внеурочной работе.
4.Психолого-физиологическая подготовка предусматривает повышение
квалификации учителей и воспитателей в области общей, возрастной и
педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены.
5.Техническая подготовка-это повышение квалификации учителей в
области изучения и применения новых видов оборудования, технических
средств обучения и воспитания, в том числе компьютеров.
6.Расширение культурного кругозора предполагает широкое
ознакомление с произведениями художественной литературы и других видов
искусства, достижениями науки, техники, спорта.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой
три группы:
1.Общешкольные:
-единые методические темы;
-психолого-педагогические семинары;
-практикумы;
-научно-практические конференции и педагогические чтения;
-читательские и зрительские конференции;
-методические выставки;
-стенгазеты.
2.Групповые:
-методические объединения;
-творческие микрогруппы учителей;
-школы передового опыта;
-взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.
3.Индивидуальные:
-стажировка;
-индивидуальные консультации;
-собеседования;
-наставничество;
-работа над личной творческой темой;
-самообразование.
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения
промежуточных итогов, корректировки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция- взаимосвязь теории и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с
последующей дискуссией.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.
МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по
принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый
член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее
с коллегами и реализует изучаемую идею в своей практике.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют назначение:
а)распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный
результат;
б)экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее
коллегами.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ метод.работы осуществляется с помощью:
-методических выставок;
-бюллетеней;
-стенгазет;
-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия,
вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы,
методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Общешкольный план методической работы входит составной частью в
план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадра-
ми".Работу планирует и организует методический совет, основываясь
на диагностировании уровня ЗУН учащихся и учете затруднений учителей.
Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических
советов, тема учительской конференции и т.д.