Всем доброго времени!!! Домашнее задание – Самостоятельное изучение лекционного материала; Составить план лекции «Требования к двигательным качествам»; прислать в ДИСТе.
Присылаем свои ДЗ; у нас осталось 2 пары до Контрольной (итоговой) работы.
__________________________________________________________________
Тема: ППФП. (Профессионально-прикладная физическая подготовка). Развитие профессионально значимых двигательных качеств. Выполнение комплексов упражнений с предметами: с гантелями, с волейбольными мячами. Эстафеты с предметами.
Самостоятельное изучение лекционного материала
Требования к двигательным качествам
Развитие координации движений рук и ног:
О. Р. У. с ускорениями по сигналу;
Метание на заданное расстояние;
Прыжки на заданное расстояние;
Ведение мяча с ускорением и остановкой по сигналу;
Одновременное ведение мяча правой и левой руками;
Ускорения на короткие дистанции по сигналу.
Средства ППФП, предусмотренные разделами учебной программы.
Гимнастика – упражнения на снарядах, общеразвивающие упражнения на согласование движений руками и ногами, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, гири, поднимание и переноска тяжёлых предметов), элементы акробатики.
Лёгкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции, а так же спринтерский бег с высокого и низкого старта с изменением направления и скорости движения, метания в цель.
Спортивные игры (баскетбол) – передачи и ловля мяча во встречных колоннах и в кругу, ведение мяча по коридорам разной ширины, зигзагообразно, с ускорениями и остановками по сигналу. Передачи мяча партнёру разными способами с места и в движении, в прыжке, после поворота кругом, броски в корзину. Подвижные игры и эстафеты.
Физические упражнения способствуют улучшению деятельности сердечнососудистой системы, значительно повышая её функциональные возможности. Большое влияние физические упражнения оказывают на центральную нервную систему подростков. В результате систематических занятий увеличивается подвижность и уравновешенность нервных процессов, улучшается память и способность концентрировать внимание, повышается умственная работоспособность и её устойчивость в течении учебного дня.
Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет особо важное значение для учащихся. Занятия физкультурой и спортом в сочетании со специфической профессиональной подготовкой могут принести помимо оздоровительного эффекта в будущем – повышения производительности труда.
Совпадение направленного воздействия упражнений с требованиями к физиологическим функциям работающих обеспечивает наибольший эффект при овладении профессией. Для учащихся, сочетающих освоение профессии с занятиями спортом, характерны более высокие учебные и производственные показатели.
Занятия физическими упражнениями с профессиональной направленностью обеспечивают активную адаптацию организма к труду (и особенно к сложным его видам). Это существенно ускоряет профессиональное обучение, создаёт предпосылки для высокой и устойчивой работоспособности
Успех в любом виде физической деятельности достигается за счёт координированной работы мышц всего тела. Согласованной деятельности всех органов и систем организма, напряжение воли и психики занимающихся. Следовательно, необходимо всестороннее развитие организма.
Спортивной нагрузкой и практикой доказано, что ОФП и развитие двигательных качеств делает занимающихся более крепкими, здоровыми, физически подготовленными к жизни и трудовой деятельности. Комплекс специально подобранных упражнений значительно сокращает период подготовки организма: мышц, связок, суставов к физическим нагрузкам в режиме близком к предстоящей основной работе и создаёт у учащихся благоприятные условия для проявления высокой работоспособности на уроке.
Используя различные упражнения, прыжки и бег, решаются задачи разносторонней физической подготовки, воспитания школы движений, развития подвижности в суставах.
Прыжки – ценные физические упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм учащихся.. С их помощью можно развить силу мышц ног, быстроту, ловкость и точность движений, а так же скоростно-силовые качества. Многообразие прыжков позволяет с помощью них решать задачи на развитие разных способностей
Рассмотрим их влияние на развитие тех или иных систем и качеств..
Прыжки через препятствия связаны с некоторым риском, поэтому воспитывают решительность, смелость, настойчивость.
Для повышения устойчивости организма к укачиванию используются прыжки с поворотами.
Прыжки с продвижением способствуют увеличению мышечной массы с помощью преодоления веса тела, выполняя их «до отказа».
Для воспитания скоростно-силовых качеств используют многократные, через препятствия, на одной и двух ногах, прыжки.
Прыжки используют для улучшения подвижности в тазобедренном и голеностопном суставах, а так же для овладения прикладными жизненно-необходимыми действиями.
Прыжковые упражнения способствуют лучшей подготовленности учащихся к трудовой деятельности
Новые формы труда предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе, органам чувств. Для эффективного управления современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработки за короткий промежуток времени, полученной информации. Быстрота переключаемости реакции и внимания, высокая точность движений, а так же способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности.
Для улучшения подвижности нервных процессов, требующих быстрого переключения внимания – рекомендуются спортивные игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, а из лёгкой атлетики – спринт и прыжки.
Наряду с физической подготовкой нельзя забывать и о психологических требованиях к профессии – водитель автотранспорта. Это чувство риска, смелость, самообладание, решительность и эмоциональная устойчивость. Эвристические способности – предвосхищение событий, тактическое чутьё.
Наряду с физическими упражнениями отличное средство для тренировки нервной системы являются соревнования. Молодой человек перестаёт бояться непривычного, учится принимать решения в неожиданных ситуациях. С помощью игр развиваются многие двигательные качества, в том числе и ловкость. Непременным показателем, характеризующим ловкость, является так же точность выполнения движений, способность быстро перестраиваться в меняющейся игровой ситуации, как раз те эвристические способности, которые являются психологическими требованиями к будущей профессии наших студентов. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. В системе занятий эти способности совершенствуются и в трудовой деятельности, оказываются ценными и необходимыми.
Так же спортивные игры вырабатывают двигательную память, формируется автоматизм движений. Трудно переоценить значение игровых видов спорта и для нервно-психической сферы. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, согласно воззрениям И.П. Павлова «заряженные» нервные центры в коре головного мозга, а те в свою очередь стимулируют деятельность всех внутренних органов (так называемая кортико-висцеральная связь). В профессионально-прикладной физической культуре автомобилистов ведущими прикладными видами спорта являются спортивные игры.
Надёжность – необходимое условие деятельности человека в экстремальных обстоятельствах, коими в настоящее время является дорожная ситуация в нашем мегаполисе. Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости и волевых качеств как основы надёжности профессиональных действий.
Что касается рекомендуемых тренировочных упражнений, подбираются те, которые содержат элементы риска и опасности: прыжки через препятствия, передвижения на высоте на узкой опоре, спортивные игры и др.
Применение соревновательного метода ускоряет развитие этих качеств.
В эпоху автоматизации и компьютеризации характер трудовых операций видоизменился и вызывает необходимость развивать определённые двигательные навыки и реакции. Оттачивать их можно с помощью правильно подобранных упражнений и спортивных игр.
_________________________________________________________________
Упражнения с использованием гантелей.
Предлагаемые упражнения надо выполнять в такой последовательности. Сначала сделайте первое упражнение, немного отдохнув — второе, затем снова выполните первое упражнение, после этого — второе, потом опять первое и снова второе. Так же чередуйте третье упражнение с четвертым, пятое — с шестым, седьмое — с восьмым, девятое — с десятым и одиннадцатое—с двенадцатым. Такое чередование упражнений создает лучшие условия для роста результатов.
Отдых между подходами нужно использовать для активного расслабления тех мышц или мышечных групп, на которые падала нагрузка. Самыми распространенными упражнениями для расслабления являются висы, кругообразные движения руками перед собой, встряхивание ногами, растягивание, глубокие приседания с пружинящими движениями и т. п.
Во время выполнения упражнений следите за дыханием. Глубокое дыхание благоприятно влияет на деятельность внутренних органов, улучшая снабжение организма кислородом, способствует сохранению и увеличению подвижности грудной клетки.
1. Поднимание и опускание грудной клетки. Вес гантелей 5—15 кг.
Ноги вместе, руки с гантелями вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, втягивая живот и расширяя как можно больше грудную клетку, затем медленный выдох. Темп средний. Повторить по 8—10 раз в 2—3 подходах.
2. Сведение рук перед грудью — для грудных мышц. Вес гантелей 3—7 кг.
Лечь спиной на скамейку или на два табурета. Руки с гантелями разведены в стороны и повернуты ладонями вверх. Свести руки перед грудью крест-накрест, затем развести. При сведении рук—выдох, при разведении — вдох. Темп медленный. Повторить по 10—15 раз в 2 — 3 подходах. После каждого подхода 2-минутный отдых.
3. Одновременное сгибание рук — для бицепсов. Вес гантелей 5—10 кг.
Ноги на ширине таза, руки с гантелями вдоль туловища, ладонями вперед. Одновременно согнуть руки к плечам, затем вернуться в исходное положение. Сгибая руки — вдох, разгибая — выдох. Темп средний. Повторить по 15—20 раз в 2—3 подходах. После каждого подхода 1—2-минутный отдых.
4. Разгибание рук из-за головы — для трицепсов. Вес гантелей 5—7 кг.
Ноги вместе, руки с гантелями за головой, локти вертикально, ближе к голове. Разогнуть руки вверх, не меняя положения локтей, затем согнуть. Темп медленный. Повторить 10—15 раз в 3—4 подходах. После каждого подхода 2-минутный отдых.
5. Сведение рук вперед с попеременным подниманием ног — для мышц рук и брюшного пресса. Вес гантелей 3—5 кг.
Ноги на ширине таза, руки с гантелями в стороны, на высоте плеч. Поднять левую ногу вперед-вверх, руки вперед — выдох, затем опустить ногу и развести руки — вдох. Повторить каждой ногой 10—15 раз в 2—3 подходах. После каждого подхода 1—2-минутный отдых.
6. Наклоны туловища вперед-вниз к левой и правой ноге — для мышц брюшного пресса и спины. Вес гантелей 10—20 кг.
Ноги шире плеч, руки с гантелями вдоль туловища. Слегка поворачивая туловище вправо, наклониться к правой ноге, затем выпрямиться и сделать то же самое в другую сторону. При наклоне — выдох, при выпрямлении—вдох. Темп средний. Повторить 8—12 раз в каждую сторону в 2—3 подходах. После каждого подхода 2-минутный отдых.
7. Попеременное поднимание рук на высоту плеч — для дельтовидных мышц. Вес гантелей 5—7 кг.
Ноги на ширине таза, руки с гантелями вдоль туловища, ладони повернуты назад. Поднять левую руку вперед, а правую отвести назад и приподняться на носки, затем, опуская левую, поднять правую и т. д. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 15—20 раз каждой рукой в двух подходах. После каждого подхода 2-минутный отдых.
8. Поднимание рук вперед-вверх — для дельтовидных мышц. Вес гантелей 5—7 кг.
Ноги на ширине таза, руки с гантелями вдоль туловища ладонями назад. Поднять руки вперед-вверх, затем опустить вниз. Поднимая руки — вдох, опуская — выдох. Темп медленный и средний. Повторить 15—20 раз в 2—3 подходах. После каждого подхода 2-минутный отдых.
9. Приседание на правой и левой ноге с подниманием рук в стороны — для мышц ног и рук. Вес гантелей 3—5 кг.
Ноги вместе, руки с гантелями вдоль туловища. Поднимая руки в стороны, одновременно сделать широкий выпад левой ногой в сторону, глубоко присев на носке, вернуться в исходное положение, затем то же самое повторить в другую сторону. Приседая — выдох, выпрямляясь — вдох. Темп средний и быстрый. Повторить 8— 10 раз в каждую сторону в 2—3 подходах. После каждого подхода 2—3-минутный отдых.
10. Приседание на двух ногах — для мыщц ног и таза. Вес гантелей 10—20 кг.
Ноги на ширине плеч, руки с гантелями скрестно сзади на ягодицах. Присесть на носки, слегка наклонив туловище вперед, затем выпрямиться. Приседая — выдох, выпрямляясь — вдох. Темп медленный ‘и средний. Повторить 15—20 раз в 3—4 подходах. После .каждого подхода 2—3-минутный отдых.
11. Накручивание на палку шнура — для мышц предплечья. Вес гантелей 10—12 кг.
Возьмите круглую деревянную палку длиной 50— 60 см и диаметром 4—6 см. В середине палки с помощью раскаленного гвоздя проделайте отверстие и проденьте в него шнур длиной 80—90 см с узлом на конце. К другому концу привяжите 10-килограммовую гантель. Палка в опущенных вниз руках хватом сверху уже плеч. Вращая палку от себя, усилиями пальцев наматывайте на палку шнур до конца. Затем разматывайте, опуская гантель и вращая палку к себе. Палку можно держать также разнохватом. Для удобства можно встать на табурет или стул. Дыхание произвольное. Темп средний и быстрый. Наматывайте 2—3 раза с 10—12-килограммовой гантелью. После каждого подхода 2—3-минутный отдых.
12. Подскоки на двух ногах — для мышц ног и таза. Вес гантелей 5—10 кг.
Ноги вместе, руки с гантелями на поясе. Темп быстрый. Дыхание произвольное, ритмичное. Сделать 15 — 20 прыжков с гантелями весом 5 кг, затем после 3-минутного отдыха повторить упражнение 10—15 раз с гантелями весом 10 кг.
Эстафеты с обручем.
Занятия с гимнастическими обручами
Цели: познакомить ребят с гимнастическим обручем, научить играм с обручем, показать способы владения им.
Задачи: учить понимать поставленные задачи, работать в команде, развивать внимание, ловкость посредством игровой деятельности.
После построения и проведения разминки ребята разбиваются на команды, выходят и строятся на линию старта.
Инвентарь: кегли или конусы для обозначения линии старта/финиша и разворота, обручи.
1-й этап – «Перейти болото»
На прямой от линии старта до разворота раскладываются три-четыре обруча («островки») в шахматном порядке. Участники по одному по очереди должны перейти болота по «островкам», вернуться назад и передать эстафету следующему участнику. Все участники команды должны пройти «болото».
2-й этап – «Катись, колечко, до моего крылечка»
В команде по одному обручу. Ребята должны по очереди катить обруч, толкая его вперед одной рукой до разворота и обратно. Стараться, чтобы обруч не падал на пол.
3-й этап – «Кузнечики»
В команде по одному обручу. Каждый участник команды по очереди должен, перепрыгивая через обруч, дойти до разворота, вернуться назад бегом и передать эстафету следующему.
4-й этап – «Переправить команду на другой берег»
В команде один обруч. Первый участник с обручем (держит его на линии талии) стоит напротив своей команды на расстоянии 8–10 м от нее. По команде учителя участник с обручем бежит к своей команде, берет в обруч одного участника команды и возвращается с ним на «свой берег». Первый остается на «берегу», а второй участник с обручем бежит за следующим участником, берет его в обруч и возвращается с ним на «берег». Сам остается на «берегу», а третий бежит за четвертым и так, пока вся команда не переправится на противоположный «берег».
5-й этап – «Перекати-поле»
В команде один обруч и один мяч. Участники по очереди двигаются спиной вперед и с помощью обруча ведут мяч до конуса, возвращаются назад и передают эстафету следующему.
Подведение итогов
Мы познакомились только с несколькими упражнениями, которые можно выполнять при помощи обруча. Обсудить с ребятами работу в команде, правильность выполнения задания, что такое команда.