27.04.2020. Русский язык,9 класс.
Тема: Повторение основных орфограмм в корне слова.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-6м классах;
- вызвать интерес к знанию предмета, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении, само актуализации через различные виды работы.
.
-
-Расскажите, как проверить написание безударной гласной в корне слова? А согласной?Как вы объясните значение слова багрец?
Багрянец. Багровый цвет. Багровый. Красный густого, темного оттенка
Рассмотрите таблицу, в которой показаны случаи правописания согласных в корне слова. На основе содержания таблицы восстановите правила, которые вам известны, и расскажите их.
Правописание согласных в корне слова |
Проверяемые | Непроверяемые | Непроизносимые |
| | Проверяемые | Непроверяемые |
| | | |
| | | |
Запишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.
Вырубка, айсберг, рюкзак, известный, лестница, ненастный, чувство, подружка
Проверка работы учащегося, работавшего на компьютере
Синтаксический разбор предложения.(1 уч-ся у доски)
В роще сонной и пустой др..жат от хол..да осины.
-
-Посмотрите на последовательность действий при нахождении орфограммы с чередующейся гласной
Используйте в своей работе следующий алгоритм:
1.Определите корень слова.
2.Поставьте ударение.
3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.
4.Определите часть речи.
5. Выделите корень в глаголах.
-Используя алгоритм, найдите однокоренные слова. Найдите среди них корни с чередующимися гласными.
- Выполните задание №2 в рабочих листах
3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.
День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.
Правописание гласных в корне слова |
Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- Прочитайте текст и расскажите о нем по плану
(1) Самые мягкие, трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
(2) Осень снимала с полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище и холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.
(3) Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.
Словарная работа. – А что такое пурпур?
Пурпур. Темно-или ярко-красный цвет.
Задания.
1.Докажите, что это текст.
2.Назовите тему текста.
3.Назовите основную мысль текста.
4.Назовите тип текста.
5.Объясните, как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.
6.Найдите в тексте эпитеты и метафоры.
-Обратимся к заданию №3.
- В задании №3 подчеркните орфограммы:
гласные и согласные в корне слова (№1),
проверяемые гласные в корне (№2),
непроверяемые гласные в корне(№3)
требует знания тех орфограмм, о которых мы сегодня говорили. Давайте попробуем выполнить это задание.
Тест.
Тест
Вариант 1.
1.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1) к..лонна, водор..сли, б..калея
2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард
3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
2.В корне пропущена
прик..снуться к стеклу,
а)безударная проверяемая гласная б)чередующаяся гласная
3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне
А)подивилась
Б)вклинилась
В)расположилась
Г)написал
4.Определите вид орфограммы в корне слова вестИбюль.
А)чередующаяся гласная в корне слова
Б)безударная проверяемая гласная в корне
В) безударная непроверяемая гласная в корне
5.В каких словах пишется буква Е?
А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.
Вариант 2.
1.Определите вид орфограммы в корне словатрОпинка
А)чередующаяся гласная в корне слова
Б)безударная проверяемая гласная в корне
В) безударная непроверяемая гласная в корне
2.Укажите слово с чередующейся гласной в корне
А)колокол
Б)растительность
В)чувственный
3.Укажите слово с непроизносимой согласной в корне
А)примирение
Б)прелестный
В)пирамида
4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова
А)акробат
Б)разделить
В)зарница