Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 7 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 79
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | |
1.Какими звуками различаются слова внутри каждой пары слов? (5 баллов)
Зуб – суп ___________________
Сад – сядь __________________
Вол – вёл ___________________
Юг – люк __________________
Пять – пядь _________________
2. Графически обозначьте окончание в данных словах. (5 баллов)
Прохожий, санаторий, волчий, гений, синий.
3. Разберите слова по составу. (7 баллов)
Песчинка, снежинка, блондинка, бусинка, корзинка, шиповник, виновник.
4. Заполните таблицу, распределив данные ниже слова на группы с одинаковым словообразующим суффиксом. Укажите в каждой группе, от какой части речи образовались слова. (8 баллов)
Скромник, лыжник, корабельщик, умник, огородник, светильник, обувщик, будильник.
Слова | От какой части речи образовались слова | Словообразо-вательный суффикс |
| | |
| | |
| | |
| | |
5. Составьте из данных слов словообразовательную цепочку. Все ли слова вошли в словообразовательную цепочку? Почему? (3 балла)
Играть, беспроигрышный, выиграть, проиграть, игрушка, проигрышный.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу, подобрав к выделенным словам текста, если возможно, один синоним и один антоним. (6 баллов)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)
| Синонимы | Антонимы |
Глушь | | |
Всегда | | |
Крутой | | |
7. Выберите правильные варианты из предложенных, подчеркнув сочетания, где числительные употреблены верно. (8 баллов)
Пятеро львят, пять львов, пять львят, пятеро львов, трое друзей, три друга, семь балерин, семеро балерин, двое ведер, двое ножниц, четыре щипца, четверо ламп, шестеро столов, шестеро нас.
8. Заполните таблицу: выпишите из данного предложения местоимения и укажите их разряд. (10 баллов)
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам сможет прочитать эти книги.
Местоимение | Разряд местоимения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
9. Запишите примеры, заменяя цифры словами. (6 баллов)
а) разность 10946 и 2891 равна 8055.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) произведение 97 и 63 равно 6111.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (11 б.)
Небо перед утре(н,нн)ей з..рей про..снилось. На нем нет туч.. и обл..ков. Над у..кой реч..нкой расст..лается туман. В такую ранн.. пору здесь ни(с)кем не встрет..шься. Предра(с,сс)ветная тиш.. долго не наруша..тся (н..)какими звуками. В утре(н,нн)ем туман.. н..чего не вид..шь только тяж..лая от р..сы тр..ва ни..ко прил..гает к земле и бл..стит серебря(н,нн)ыми каплями. Но вот пробежал легкий в..терок. Разд..ется стук дятла и лес нап..лняется птич..им пением. Из куста выск..чил пр..забавный зайч..нок и ..бросил с веток капли р..сы.
Теперь уже нет опас..ности заблудит..ся в тумане. Подн..мается солнце и бр..сает свои лучи на весе(н,нн)юю землю. Никогда не бывает утро так прекрас..но, как ранней весной.
(По Г. Богдановой)
11. Заполните пропуски в приведённом ниже литературоведческом суждении. (7 баллов)
Басня – небольшое сатирическое произведение, представляющее собой
короткий рассказ в _______________ или ________________, для которого характерны _____________________, ____________________ и поучительность. Родоначальником жанра басни считается ________________ – полулегендарная личность. Известнейшими баснописцами были ___________________ (Франция, XVII в.) и __________________ (Россия, XIX в.).
12. В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов произведений. (3 б)
«Песнь о кавказском пленнике», «Повести вещего Олега», «Белкин».
Автор произведения | Название произведения |
| |
| |
| |
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 7 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант текста.
Определите стиль текста.
О пользе знаков препинания
Человек потирял запятую. Он стал боятся сложных придложений, по этому искал фразы попроще. За не сложными фразами пришли не сложные мысли.
Потом он потирял знак восклицательный и начил говорить тихо, с одной интонацияй. Его уже нечего не радовала и не возмущала, он ко всему относился без эмоцый.
Затем он потирял знак вапросительный и перистал задавать вапросы. Ни какие события, которые происходили в космосе, на Земле, даже в собственой квартире, невызывали его любопытства.
Еще через двое лет он потирял двоеточие, и его поступки осталися без обьяснения. К концу жизни у его осталися только кавычки. Он не высказывал ни одной собственой мысли а говорил, все время цытируя кого нибудь. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Знаки препинания крайне необходимые для нас. Они выражают те стороны письменой речи, которые не могут быть обазначены буквами или цыфрами. Пунктуацыя помогает легко понять написанное облегчает общение между пишущим и читающим. (По А. Каневскому)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год 7 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 76
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Кол-во баллов | 5 | 5 | 7 | 6 | 3 | 6 | 7 | 10 | 6 | 11 | 7 | 3 | 76 |
1.Какими звуками различаются слова внутри каждой пары слов?
(5 баллов) (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Зуб – суп - [з - с];
Сад – сядь - [с – с’]; [т – т’];
Вол – вёл - [в – в’];
Юг – люк - [й’ – л’];
Пять – пядь - различий нет.
2. Графически обозначьте окончание в данных словах. (5 б.) (по 1 б. за каждый правильный ответ)
Прохож ий , санаторий , волчий , гений , син ий.
3. Разберите слова по составу. (7 баллов) (по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово)
Песч инк а, снеж инк а, блондин к а, бус ин к а, корзин к а, шип овник , вин овн ик
4. Заполните таблицу, распределив данные ниже слова на группы с одинаковым словообразующим суффиксом. Укажите в каждой группе, от какой части речи образовались слова. (6 баллов)
(0,5 балла за каждое правильно отнесенное слово; 0,5 балла за каждую правильно указанную часть речи)
Скромник, лыжник, корабельщик, умник, огородник, светильник, обувщик, будильник.
От какой части речи образовалось слово | Словообразовательный суффикс | Слова |
от прил. | –ик– | скромник, умник; |
от сущ. | –ник– | лыжник, огородник; |
от сущ. | –щик– | корабельщик, обувщик; |
от глаголов | –льник– | светильник, будильник. |
5. Составьте из данных слов словообразовательную цепочку. Все ли слова вошли в словообразовательную цепочку? Почему? (3 балла)
(2б – за цепочку:1 балл – за цепочку, 1 балл – за графическое обозначение; 1 балл – за объяснение)
Играть, беспроигрышный, выиграть, проиграть, игрушка, проигрышный.
Играть → проиграть → проигрышный → беспроигрышный.
Не входят в словообразовательную цепочку слова выиграть, игрушка, т. к. образованы от глагола играть.
6. Заполните таблицу, подобрав к выделенным словам текста, если возможно, один синоним и один антоним. (6 баллов) (по 1 баллу за каждый правильный антоним и синоним)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)
| Синонимы | Антонимы |
Глушь | глухомань, дебри | отсутствуют |
Всегда | постоянно, век | никогда |
Крутой | отвесный, обрывистый | пологий |
7. Подчеркните сочетания, где числительные употреблены верно. Выберите правильные варианты из предложенных. (7 баллов) (1 балл за каждое верно указанное сочетание и минус 0,5 балла за каждое неверно указанное слово)
Пятеро львят, пять львов, пять львят, пятеро львов, трое друзей, три друга, семь балерин, семеро балерин, двое ведер, двое ножниц, четыре щипца, четверо ламп, шестеро столов, шестеро нас.
8. Заполните таблицу, выписав из данного предложения местоимения, укажите их разряд.
(10 баллов) (по 0,5 балла за каждое правильно выбранное местоимение, по 0,5 балла за правильно указанный разряд местоимения)
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам сможет прочитать эти книги.
Местоимение | Разряд местоимения |
себе | возвратное |
какого-нибудь | неопределенное |
который | относительное |
несколько | неопределенное |
он | личное |
некоторые | неопределенное |
те | указательное |
иные | определительное |
сам | определительное |
эти | указательное |
9. Запишите примеры, заменяя цифры словами. (6 б.) (по 1 б. за каждое верно записанное числ-е)
а) разность 10946 и 2891 равна 8055.
Разность десяти тысяч девятисот сорока шести и двух тысяч восьмисот девяноста одного равна восьми тысячам пятидесяти пяти.
б) произведение 97 и 63 равно 6111.
Произведение девяноста семи и шестидесяти трёх равно шести тысячам ста одиннадцати.
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (11 баллов) (по 0,25 балла за каждый верный вариант; минус 0,25 балла, если поставлен неверный знак препинания)
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речонкой расстилается туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретишься. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками. В утреннем тумане ничего не видишь, только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил презабавный зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается солнце и бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной.
(По Г. Богдановой)
11. Заполните пропуски в приведённом ниже литературоведческом суждении. (7 баллов)
(по 1 баллу за каждое верно указанное слово)
Басня – небольшое сатирическое произведение, представляющее собой короткий рассказ в стихах или прозе, для которого характерны мораль, аллегоричность и поучительность. Родоначальником жанра басни считается Эзоп - полулегендарная личность. Известнейшими баснописцами были Ж.Лафонтен (Франция, XVII в.) и И. Крылов (Россия, XIX в.).
12. В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений. (3 балла) (по 0,5 балла за каждое верно указанное произведение и по 0,5 балла за каждого верно указанного автора)
«Песнь о кавказском пленнике», «Повести вещего Олега», «Белкин».
Автор произведения | Название произведения |
Л. Н. Толстой | «Кавказский пленник» |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» |
А. С. Пушкин | «Повести Белкина» |
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 7 класс
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
(29 баллов за текст + 1 балл за стиль; за каждую допущенную ошибку минус 0,25 балла, а также если поставлен неверный знак препинания минус 0,25 балла)
1. Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.
Определите стиль текста.
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую. Он стал бояться сложных предложений, поэтому искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события, которые происходили в космосе, на Земле, даже в собственной квартире, не вызывали его любопытства.
Еще через пару лет он потерял двоеточие, и его поступки остались без объяснения. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, а говорил, все время цитируя кого-нибудь. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Знаки препинания крайне необходимы для нас. Они выражают те стороны письменной речи, которые не могут быть обозначены буквами или цифрами. Пунктуация помогает легко понять написанное, облегчает общение между пишущим и читающим.
(По А. Каневскому)
2) стиль – художественный.