СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Обучающая таблица. Зрительный и слуховой анализаторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая таблица

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Обучающая таблица. Зрительный и слуховой анализаторы»

Обучающая таблица 8 класс АНАЛИЗАТОРЫ

орган

функции

строение

восприятие зрительных раздражений

влияние

нарушений

функций

орган

строение

функция

зрительный анализатор

глаза – орган зрения

- 70% информации (размер, цвет, расстояние), контроль движений и трудовой деятельности, чтение, изучение опытов, ориентация в пространстве, оценка опасности

вспомогательный аппарат


глазное яблоко и вспомогательный аппарат

- свет попадает в глазное яблоко через зрачок

- хрусталик и светловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку

- глазодвигательные мышцы обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно

- в рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг через ядра среднего мозга и промежуточного мозга в зрительную зону коры больших полушарий

- начавшееся в сетчатке восприятие цвета, формы, освещенности предмета, деталей – заканчивается анализатором в зрительной зоне коры, где собирается информация, расшифровывается и обобщается, в результате чего складывается представление о предмете

нарушения зрения:

- причины нарушения: с возрастом хрусталик теряет эластичность;

- виды нарушения:

дальнозоркость (близкие предметы расплываются); близорукость (плохо видны удаленные предметы); дальтонизм (только у мужчин – нет способности различать цвета)

брови

волосы, растущие от внутреннего к внешнему уголку глаза

защищают глаза от пыли,

отводят стекающий пот,

ресницы


защищают глаза от пыли,

удерживают поток холодного воздуха

слезный

аппарат

слезные железы и слезовыводящие пути

выделяет слезу, которая содержит 99% воды, остальное соли и органические вещества, предохраняет от высыхания, отчищает от пыли, обладает бактерицидными свойствами

глазница

углубление черепа

место расположения глазного яблоко

глазное яблоко шаровидная форма, состоит из внутреннего ядра, покрытого тремя оболочками:

наружная – фиброзная

состоит из склеры (белочная оболочка) и роговицы (передняя прозрачная оболочка)

склера – защищает от травмирования и проникновения микробов, поддерживает форму глаза; роговица представляет собой линзу, через которую свет проникает внутрь глаза;

средняя – сосудистая оболочка

расположена под склерой, состоит из радужки – оптическая диафрагма глаза со зрачком в центре, хрусталика

радужка – регулирует поступление света через зрачок в глазное яблоко, содержит пигментные клетки; зрачок – регулирует поток лучей света и контролирует степень освещенности сетчатки

внутренняя –

сетчатая

внутренняя оболочка глаза, содержит рецепторы и состоит из палочек, колбочек, желтого пятна, слепого пятна, стекловидного тела

палочки – отличают светлое от темного; колбочки – различают цвета; желтое тело располагается напротив зрачка, отвечает за остроту зрения, слепое пятно не обнаруживает изображение, стекловидное тело поддерживает форму глаза и постоянство внутренней среды, проведение световых лучей к сетчатке

слух и равновесие

ухо – орган слуха (звук – это колебания воздуха)

Ловит звуки, передает звуковую волну, защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов; трансформирует энергию звука в электрическую

строение органа слуха

- ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход

- по слуховому проходу колебания направляются в среднее ухо и достигают колебания барабанной перепонки, вызывая колебания

- колебания передаются во внутренне ухо

- через овальное окно при помощи стремечка колебания передаются перепонке

- колебания перепонки вызывают движение жидкости в улитке, что заставляет колебаться базальную мембрану


- тугоухость (восприятие и воспроизведение речи возможно)

- глухота (человек не слышит разговорную речь даже на близком расстоянии)

- тотальная глухота (отсутствие восприятия звуков)

наружное ухо

ушная раковина

- эластичный хрящ, образующий характерные гребни и выступы

- приспособлена для улавливания звуков, у человека она неподвижная, а у животных подвижная

наружное ухо

- соединяет ушную раковину со средним ухом

- отдельно от среднего уха барабанной перепонкой

- перепонка преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо

среднее ухо

полость среднего уха

- полость среднего уха продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку

- данный переход позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания

слуховые косточки

- молоточек

- наковальня

- стремечко

- система рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо

внутреннее ухо

овальное окно

- отверстие в наружном лабиринте внутреннего уха

- затянутое перепонкой и закрываемое еще слуховой косточкой, рядом с ним – круглое окно

- при передаче звуков к внутреннему уху движение стремени в овальном окне вызывает перемещения лабиринтной жидкости (перилимфы, которое вызывает также движение круглого окна)

органы слуха

- улитка

- отвечает за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки

органы равновесия

- три полукружных канала (вестибулярный аппарат)

- постоянное информирование центральную нервную систему о положении тела в пространстве