Организационный момент. | Приветствие учащихся. Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите фильм. - Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы будем сегодня говорить? - Какие выводы вы сделали для себя? Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». | Приветствуют учителя. Просматривают видеоролик, определяют его отношение к повести «Бедная Лиза» |
Введение в тему урока. Целеполагание. | - Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло не одно поколение русских читателей. Разминка «Эпиграф». - Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе». - Как вы понимаете слова Е.Осетрова? -Какое литературное направление указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого литературного направления? (сентиментализм) Формулировка темы урока. - Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами. Ответьте на вопросы: Что? Кого? Какая? На вопрос КАКАЯ? выберите одно из данных слов: как классицистическая, как сентиментальная, как романтическая, как реалистическая. Целеполагание. - Попытайтесь сформулировать цели урока. | Рассуждают о словах эпиграфа, формулируют тему урока, цели и задачи, делают записи в тетради |
Работа по теме урока. Осмысление | Работа над названием произведения. - Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести) - Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная) -Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь) Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться. Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи. - Я сейчас подарю вам частичку сердца Лизы. Каждый выберите себе сердечко. Сердечки с четными номерами – 1 группа, а сердечки с нечетными номерами – 2 группа. - Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми. -Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Время работы 10 минут. -Критерии презентации: -время; -эстетичность; -содержательность; -защита проекта. Каждой группе дается инструкция-схема. Инструкция-схема для группы №1. Лиза: 1. Как зарождается и развивается любовь Лизы? 2. Какие чувства переполняют ее душу? 3. Помогают ли ей доводы рассудка? 4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? 5. Какими чертами характера автор наделил Лизу? 6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». 7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? 8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? Инструкция-схема для группы №2. Эраст: 1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?. 2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? 3. Что привлекло Эраста в Лизе? 4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? 5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? 6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? 7. Какими чертами характера автор наделил Эраста? 8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? Защита презентаций учащимися. Дополнительные вопросы группам: -Почему Лиза добровольно ушла из жизни? -Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд? -А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости. - Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда? Дискуссия. -1 группа - докажите, что Лиза – положительный образ. -2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери) - В чем причина трагической развязки повести: в личных качествах героев или в существующем социальном устройстве общества?» -Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить? («..И крестьянки любить умеют») | Рассуждают над названием произведения, выдвигают свои версии. Делятся на группы при помощи сердечек с четными и нечетными цифрами. Создают «Говорящий постер» о герое произведения, пользуясь инструкцией учителя, презентуют свою работу. Взаимооценивание. После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось. Участвуют в дискуссии, доказывают, что Лиза – положительный или отрицательный образ (по группам), опираясь на текст произведения. Определяют основную мысль произведения, подбирают цитату из текста повести для ее формулировки. |
Подведение итогов. Рефлексия | Подбор эпиграфа. Прием «ПОПС – формула» - Какой бы эпиграф вы хотели подобрать к концу урока? В своем доме и стены помогают. Любовь да совет — там горя нет. Береги платье снову, а честь смолоду. Свои люди — сочтемся. Всякая невеста для своего жениха родится. Обобщение: На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума. Прием «Синквейн» - «Бедная Лиза» Организация рефлексивного пространства. Мне это было неинтересно… Мне было очень интересно… На уроке мне было сложно… Урок помог задуматься: Я понял(а): | Групповая работа. Выбирают эпиграф из предложенных пословиц, обосновывают свой выбор Составляют синквейн: Повесть «Бедная Лиза» Сентиментальная, захватывающая, Учит, увлекает, наставляет В жизни правит любовь Сентиментализм Рефлексируют собственную деятельность на уроке и эмоциональное состояние. |