Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Вхождение в тему. Целеполагание. - Сегодня к нам на урок в гости снова пришел Пушкин. Давайте послушаем его внимательно (звучит музыка, входит Пушкин) «Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне. Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время? Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо. Написал около 30 лирических произведений. Замечательно. Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь». Хорошо. Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе». - Итак, какая книга была первым произведением в прозе А.С. Пушкина? («Повести покойного Ивана Петровича Белкина») - Какие повести входят в этот цикл? («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). - Правильно, и сегодня мы остановимся на повести «Барышня-крестьянка». | Приветствуют учителя. Прослушивают монолог ученика, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока. |
Этап актуализации опорных знаний | Мозговой штурм. Узнай героя повести «Барышня-крестьянка» - Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя). - Верно. А сейчас поработаем в группах. Давайте дадим героям краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться, кто это и открыть имя под портретом. Карточка №1. Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ. Карточка №2. Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ Карточка №3. Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ. Карточка №4. Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ. Карточка №5. Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ. Перепутанные логические цепочки. Работа над сюжетом произведения (необходимо соотнести рисунки с текстом и расставить согласно событиям в тексте по порядку). | Сначала работают в группе, затем по очереди выходят представители от каждой группы и открывают имя под портретом героя, выстраивают картинки с текстами согласно сюжету. |
Операционно-деятельный этап | Беседа - «Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее, в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором. - Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.) - Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.) Работа в группах. Обсуждение персонажей повести 1 группа – Диаграмма Венна Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия): Иван Петрович Берестов | Григорий Иванович Муромский | 1. Ведет хозяйство на русский манер: «В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей». 2. Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера». | Англоман: «…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.) 2. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым». Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты». | - Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего: 1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. | 1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин». Любил «проказничать». | 2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком. | - Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться. 2 группа – постер «Алексей Берестов» 3 группа – постер «Лиза - Акулина» Младшее поколение Алексей Берестов | Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина). | 1.Характеристика персонажа, портрет: «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного). Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь». «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. | 1.Характеристика персонажа, портрет: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…» «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня». -Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии? | Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе. - Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? «…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя. | Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность. «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными». | Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея | Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства. | 4 группа – «Маски героев» (одаренные учащиеся) Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают. Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»). Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу). Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина». Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины. - Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей. | Определяют понятие «пародия», объясняют заголовок повести. В группах выполняют данное задание, презентуют работу классу. ФО: «Светофор» |
Рефлексивно-оценочный этап | Подведение итогов. Просмотр фрагмента фильма «Барышня-крестьянка» Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе. Рефлексия «Большой палец». - Насколько вы уверены в том, что достигли цели? Можно использовать один из трех жестов: Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что ожидалось. Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа. Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели. | Определяют смысл эпиграфа, делают вывод об идейном своеобразии повести. Осуществляют рефлексию собственной деятельности, используя один из предложенных жестов. |