СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №5 Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Морфемика и словообразование», «Лексика и фразеология; выделяют морфемы в слове, определяют способы образования слов; различают антонимы, синонимы, омонимы, значения фразеологизмов; совершенствуют орфографическую зоркость; развивают монологическую и диалогическую речь, интеллектуальные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №5 РМ»

Тема. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология.

  1. Работа с карточками.

Карточка № 1

- Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.


Карточка № 2 (1 вариант)

- Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.


Карточка № 3 (2 вариант)

- Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.


  1. Цифровой диктант.

Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним.

Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.



  1. Конструирование словосочетаний.

- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили? Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.

Железный, холодный, шептать, носик.



  1. Работа над фразеологизмами.

Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные

Водой не разольёшь.

Знать на зубок.

Сколько душе угодно.

Ни в зуб ногой.

Яблоку негде упасть.

Друг закадычный.

Как кошка с собакой.

Кот наплакал.

Сломя голову.

Хоть пруд пруди.

Тащиться черепашьим шагом.

Одна нога здесь, другая там.

Знать как свои пять пальцев

Тема. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология.

  1. Работа с карточками.

Карточка № 1

- Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.


Карточка № 2 (1 вариант)

- Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.


Карточка № 3 (2 вариант)

- Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.


  1. Цифровой диктант.

Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним.

Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.



  1. Конструирование словосочетаний.

- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили? Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.

Железный, холодный, шептать, носик.



  1. Работа над фразеологизмами.

Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные

Водой не разольёшь.

Знать на зубок.

Сколько душе угодно.

Ни в зуб ногой.

Яблоку негде упасть.

Друг закадычный.

Как кошка с собакой.

Кот наплакал.

Сломя голову.

Хоть пруд пруди.

Тащиться черепашьим шагом.

Одна нога здесь, другая там.

Знать как свои пять пальцев

  • К данным фразеологизмам подберите значение, сгруппируйте их по схеме «цифра-буква».

  1. Играть в бирюльки

А) доводить до нищеты

  1. Как рыба в воде

Б) нелепое враньё

  1. Заблудиться в трех соснах

В) свободно

  1. Не все дома

Г) не в полном рассудке

  1. Обдирать как липку

Д) не разобраться в самом простом

  1. Китайская грамота

Е) вести пустые разговоры

  1. Бобы разводить

Ж) заниматься пустяками

  1. Шапками закидаем

З) хвастливое заявление, болтовня





































  • К данным фразеологизмам подберите значение, сгруппируйте их по схеме «цифра-буква».

  1. Играть в бирюльки

А) доводить до нищеты

  1. Как рыба в воде

Б) нелепое враньё

  1. Заблудиться в трех соснах

В) свободно

  1. Не все дома

Г) не в полном рассудке

  1. Обдирать как липку

Д) не разобраться в самом простом

  1. Китайская грамота

Е) вести пустые разговоры

  1. Бобы разводить

Ж) заниматься пустяками

  1. Шапками закидаем

З) хвастливое заявление, болтовня



Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №5»

8 класс

Урок 5.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Цели:

  1. актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка и способах словообразования; повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; отработать навык морфемного, словообразовательного и лексического разбора;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

  3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Морфемика и словообразование», «Лексика и фразеология; выделяют морфемы в слове, определяют способы образования слов; различают антонимы, синонимы, омонимы, значения фразеологизмов; совершенствуют орфографическую зоркость; развивают монологическую и диалогическую речь, интеллектуальные умения и навыки.

Оборудование:

РМ для работы в парах

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой на урок. Мотивация на успех.

«Развивай успех из неудач.

Препятствия и неудачи - две основные ступени к успеху»

Дейл Карнеги

3. Постановка цели урока.

Приветствуют учителя, осуществляют постановку целей, исходя из темы урока.


  1. Операционно-деятельный этап


  1. Работа с карточками.

Карточка № 1

- Зачем при анализе состава слова необходимо знать, какой частью речи оно является?

- Какие части речи не имеют окончания? Почему?

- Выделите основу и окончание в следующих словах, распределите их на два столбика: изменяемые и неизменяемые.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.


Карточка № 2 (1 вариант)

- Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.


Карточка № 3 (2 вариант)

- Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Карточка №4

- Вставьте пропущенные буквы, выполните морфемный и словообразовательный разбор слов.

Прик…саться, раз…скать, замоч…к, (не)погода, каблуч…к, (не)ряха, бледно(зеленый), извоз…ик, пр…двигать, бе…хитрос…ный.

- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? 


Работа в парах - прием «Беседа с партнером»

Один ученик выписывает изменяемые слова, второй-неизменяемые слова. Проверяют правильность выполнения друг у друга (взаимопроверка), дописывают незаполненный столбик.

Неизменяемые слова: засветло, по-осеннему, жалко, кенгуру, срочно, метро, отрезать, испугавшись, сочнее.


Карточка № 2 (1 вариант)

Карточка № 3 (2 вариант)

Взаимопроверка.






- Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.



  1. Вопросы на повторение теории:

- Вспомните, что означает термин «Лексика».

- Прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь. Приведите примеры.

1) Слова, недавно вошедшие в употребление.

2) Слова, вошедшие в русский язык  из других языков.

3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

4) Слова, вышедшие из активного употребления.

5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии.

6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни.

7) Специальные слова, обозначающие научные понятия.


  1. Словарно-орфографическая работа.

Длинный коридор, среди дач, неширокая, но быстрая речка, сжалиться над бездомным котёнком, аккомпанировать на рояле, плетённые из лыка лапти, это далеко не успех, бессмысленный поступок, сделать по-своему, ничем не крашенный забор, понимать задачу, ненавидеть ложь, запереть двери, бороться за мир.

  • Из словарного диктанта выпишите имя существительное, имеющее несколько лексических значений.

  • Подберите антоним к слову ненавидеть

  • Подберите синоним к глаголу запереть.

  • Укажите в словарном диктанте слово-омоним.


  1. Цифровой диктант.

Теперь проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике.

Зачитываются словосочетания.

Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.


  • Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?

  • Составьте словосочетания с записанными словами на доске так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.

Железный, холодный, шептать, носик.

- Это свободные или устойчивые сочетания?

- Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову?


  1. Работа над фразеологизмами.

  • К данным фразеологизмам подберите значение, сгруппируйте их по схеме «цифра-буква».

  1. Играть в бирюльки

А) доводить до нищеты

  1. Как рыба в воде

Б) нелепое враньё

  1. Заблудиться в трех соснах

В) свободно

  1. Не все дома

Г) не в полном рассудке

  1. Обдирать как липку

Д) не разобраться в самом простом

  1. Китайская грамота

Е) вести пустые разговоры

  1. Бобы разводить

Ж) заниматься пустяками

  1. Шапками закидаем

З) хвастливое заявление, болтовня


  • Обратите внимание на фразеологизмы, записанные на доске.

  • Водой не разольёшь.

  • Знать на зубок.

  • Сколько душе угодно.

  • Ни в зуб ногой.

  • Яблоку негде упасть.

  • Друг закадычный.

  • Как кошка с собакой.

  • Кот наплакал.

  • Сломя голову.

  • Хоть пруд пруди.

  • Тащиться черепашьим шагом.

  • Одна нога здесь, другая там.

  • Знать как свои пять пальцев.

-Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные.


Словарный состав языка.

Неологизмы

Заимствованные

Диалектные.

Архаизмы

Профессионализмы.

Историзмы.

Термины






Записывают слова с обозначением орфограмм.

Задача – 1. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения. 2. Сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. 3. О чём-то сложном.

Любить.

Закрыть, замкнуть.

Слово - омоним: «мир» в значении «отсутствие войны» и слово «мир» в значении «земля со всем, что на ней есть»


Учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним. Взаимопроверка.

Ответы: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1.

В переносном значении употреблено слово «косяк»

Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.

Фразеологизмы.



Взаимопроверка.

Ответ: 1 – ж, 2-в, 3-д, 4-г, 5-а, 6-б, 7-е, 8-з.








Работа в парах - прием «Беседа с партнером»

Синонимичные: водой не разольёшь – друг закадычный, сколько душе угодно – яблоку негде упасть – хоть пруд пруди, знать назубок – знать как свои пять пальцев.

Антонимичные: водой не разольешь – как кошка с собакой, знать назубок – ни в зуб ногой, сколько душе угодно – кот наплакал, сломя голову – тащиться черепашьим шагом.



  1. Рефлексивнооценочный этап


Сегодня на уроке я : …

  • Подберите 3 фразеологизма, при помощи которых вы можете охарактеризовать свою работу на уроке.



- не ударил лицом в грязь;

- ломал голову;

- держал себя в руках;

- был в ударе;

- был не в своей тарелке;

- был ни рыба, ни мясо;

- не лез за словом в карман;

- звёзд с неба не хватал;

- плыл по течению;

- брал быка за рога;

- добился своего;

- гнался за двумя зайцами;

- находил выход из положения;

- убивал время зря;

- работал, не покладая рук;

- язык проглотил.

Домашнее задание

Высокий и достаточный уровень: упражнение № 17, составьте небольшой текст, используя как можно больше фразеологизмов.

Средний уровень: упражнение № 16, 29







1