Тема. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология.
Работа с карточками.
Карточка № 1
- Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Карточка № 2 (1 вариант)
- Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Карточка № 3 (2 вариант)
- Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Цифровой диктант.
Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним.
Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.
Конструирование словосочетаний.
- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили? Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.
Железный, холодный, шептать, носик.
Работа над фразеологизмами.
Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные
Водой не разольёшь.
Знать на зубок.
Сколько душе угодно.
Ни в зуб ногой.
Яблоку негде упасть.
Друг закадычный.
Как кошка с собакой.
Кот наплакал.
Сломя голову.
Хоть пруд пруди.
Тащиться черепашьим шагом.
Одна нога здесь, другая там.
Знать как свои пять пальцев
Тема. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология.
Работа с карточками.
Карточка № 1
- Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Карточка № 2 (1 вариант)
- Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Карточка № 3 (2 вариант)
- Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Цифровой диктант.
Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним.
Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.
Конструирование словосочетаний.
- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили? Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.
Железный, холодный, шептать, носик.
Работа над фразеологизмами.
Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные
Водой не разольёшь.
Знать на зубок.
Сколько душе угодно.
Ни в зуб ногой.
Яблоку негде упасть.
Друг закадычный.
Как кошка с собакой.
Кот наплакал.
Сломя голову.
Хоть пруд пруди.
Тащиться черепашьим шагом.
Одна нога здесь, другая там.
Знать как свои пять пальцев
Играть в бирюльки | А) доводить до нищеты |
Как рыба в воде | Б) нелепое враньё |
Заблудиться в трех соснах | В) свободно |
Не все дома | Г) не в полном рассудке |
Обдирать как липку | Д) не разобраться в самом простом |
Китайская грамота | Е) вести пустые разговоры |
Бобы разводить | Ж) заниматься пустяками |
Шапками закидаем | З) хвастливое заявление, болтовня |
Играть в бирюльки | А) доводить до нищеты |
Как рыба в воде | Б) нелепое враньё |
Заблудиться в трех соснах | В) свободно |
Не все дома | Г) не в полном рассудке |
Обдирать как липку | Д) не разобраться в самом простом |
Китайская грамота | Е) вести пустые разговоры |
Бобы разводить | Ж) заниматься пустяками |
Шапками закидаем | З) хвастливое заявление, болтовня |