8 класс
Урок 83-84. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Цели:
углубить знания учащихся о вводных предложениях и вставных конструкциях, формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями;
развивать у них логическое мышление;
воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о вводных и вставных конструкциях; осмысливают их роль в речи; правильно интонируют предложения с данными конструкциями и ставят в них знаки препинания.
Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент. Целеполагание.
- Отметьте на дорожке успеха, умение различать вводные предложения и вставные конструкции, выделять их пунктуационно:

Актуализация опорных знаний.
Орфографическая разминка. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
современник, связаны, естественно, пустынный;
по-французски, по-зимнему, по-нашему, по-видимому;
окружённый, холщовый, плечом, горячо.
Найдите вводные конструкции
Книги, как известно, издавна почитались на Руси.
По словам летописцев, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
К сожалению, сейчас её следы потеряны.
Может быть, когда – нибудь она будет найдена.
Прочитайте предложения: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
Обобщение по теме «Вводные предложения и вставные конструкции»
- Чем отличаются вводные предложения от вставных конструкций?
Вставные конструкции вносят в предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки. Они не могут находиться в начале предложения. Внутри основного предложения вставные конструкции обособляются более значительными паузами, чем вводные конструкции; на письме выделяются тире или скобками.
Вставными могут быть слова, словосочетания, предложения. Вставное слово выполняет функцию пояснения, уточнения предшествующего слова или словосочетания: К этой палочке привязан груз (камень) весом в 3-4 килограмма. (В. Арсеньев)
Вставные словосочетания либо служат для уточнения члена предложения, либо для дополнительного содержания предложения в целом: Никита сдвинул брови (совсем как сейчас в поезде), резко повернулся и пошел прочь. (В. Кетлинская)
Вставные предложения приносят дополнительную информацию к тому, о чем идет речь в основном предложении: Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М. Горький)
Вставные предложения используются в различных стилях речи.
РАБОТА НАД ПУНКТОГРАММОЙ.
[запятыми, если синонимичны
вводным словам]
вводные предложения выделяются
[тире и скобками, если содержат
добавочное замечание или пояснение]
Знак препинания | ТИРЕ | СКОБКИ |
Значение | Дополнение | Пояснение |
Примеры | Небольшие дворики, лишенные всякой растительности – ни деревца, ни травинки, - отгорожены каменными заборами. Двигатель работал напряженно: сейнер поднимался чуть не на попа, - в воде только корма – и все же был не в состоянии преодолеть встречную силу шторма. | В ночном разговоре мужиков, охранявших захваченную барскую усадьбу от разграбления, в мечтах и планах использования усадьбы для нужд народа (для больницы, школы, ветеринарной службы) прозвучало странное название: «Академия необходимых наук». |
Тренировочные упражнения.
Дополните предложения вставными конструкциями с указанным в скобках значением и запишите, расставляя знаки препинания.
Когда все кончилось (длительность действия), зрители долго не отпускали артистов. Однажды (время события) я бродил по лесу. Осторожно ступая по обледенелым ступенькам (причина действия), я зашел в подъезд. Сергей оперся подбородком о руки (причина действия) и задумался. По улице (какой это был город?) ехали велосипедисты с рюкзаками за спиной. Утки (сколько их было?) в..дили свое потомство на соседний пруд. Илья Петрович был уже тогда (когда вы с ним познакомились?) человеком. Посетители выставки (какие работы были представлены?) с интересом рассматривали к..ртины. Моя подруга (какова ее внешность?) любит подолгу задерживат..ся у зеркала.
Спишите предложения, укажите, в каких из них вставные конструкции сходны по значению с вводными словами, в каких — содержат добавочное сообщение. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте буквы, где это необходимо.
Я ел а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня сидя (на)против думая о своем. (В. Солоухин) С песней всем известно ле..че жить и строить. (Н. Букин) Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)- ся с вами тоже (не)когда. (А. Гайдар) Солдаты их было трое ели (не)обращая внимания на Пьера. (Л. Толстой) Есть люди Пушкин принадлежит к их числу, следы которых (не)властно стереть даже время. (М. Басина) Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (П. Проскурин) Пр..ятели как мы уже сказали выше (н..)походили друг (на) друга. (И. Тургенев) (Во)время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной. (М. Горький) Булочники их было четверо держались в стороне от нас. (М. Горький) Однажды это было в конце июня доктор Хоботов приш..л по какому-то делу к Андрею Ефимы- чу. (А. Чехов) Вам я думаю тяжело жить доктор? (Н. Лесков)
Замените в предложениях вводное слово вводными предложениями а) синонимичными; б) содержащими добавочное сообщение.
Образец: Мой отец, несомненно, больше всех повлиял на меня. — Мой отец, я уверен, больше всех повлиял на меня. Мой отец (он сорок лет отдал медицине) больше всего повлиял на меня.
Андрей, конечно, не подведет своих друзей. Дождь, кажется, не скоро прекратится. Завтра, по сообщению синоптиков, будет хорошая погода. Он мне почти не помог, а точнее говоря, не помог вообще.
Работа с текстом.
I вариант
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не¬ обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова словом, конечно и др.
II вариант
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.
Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями».
Подведение итогов урока.
- Отметьте на дорожке успеха, умение различать вводные предложения и вставные конструкции, выделять их пунктуационно:
Домашнее задание. & 37, упражнение №350
Сравнительная таблица
Критерии сравнения | Обособленные члены | Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения |
Обращение | Вводные слова, словосочетания, предложения | Вставные слова, словосочетания, предложения |
Степень распространенности | Нераспространенные Распространенные | Слово Словосочетание Предложение | Слово Словосочетание Предложение | Слово Словосочетание Предложение |
Роль в языке (общее грамматическое значение) | Выражение добавочного высказывания, пояснение, уточнение, выделение, ограничение, присоединение, сравнение, уподобление | Название лица или кличка одушевленного существа для привлечения его внимания и для выражения отношения к нему | Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает. Указание на источник сообщения. Указание на последовательность изложения. | Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки |
Связь с другими членами предложения | Определяемое слово – обособленный член предложения | Не связано грамматически с членами предложения | Не связано грамматически с членами предложения | Не связано грамматически с членами предложения |
Выполняемая синтаксическая функция | Определение Дополнение Обстоятельство | vvvvvvvv | +++++++ | |
Место в предложении | Начало Середина Конец | Начало Середина Конец | Начало Середина Конец | Середина Конец |
Знаки препинания | , – | , ! | , – | – () |
Интонация | Интонация обособления – усиление ударения, паузы, убыстрение темпа | Звательная интонация | Интонация вводности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов | Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены |