СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 8. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Смысл названия комедии. Проблема ума.  2. Основной конфликт комедии. 3. Две сюжетные линии. 4. Идейное содержание. 5. Общественное и историко-литературное значение комедии. 6. Система образов. 7. Картина нравов. 

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 8. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира»

Вопрос № 8. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Действие происходит в доме Фамусова за одни сутки, но оставляет впе­чатление широкого знакомства с жизнью мос­ковского дворянства. Это «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая са­тира» (И. А. Гончаров).

Смысл названия комедии. Проблема ума. Никто из персонажей комедии не считает себя глупым и ценит в людях именно ум. Но у каж­дого свое понимание ума.

  1. Для Чацкого «ум, ал­чущий познаний» не может сочетаться с карье­ризмом.

  2. По Репетилову, «умный человек не мо­жет быть не плутом».

  3. Для Фамусова те, кто могут угодить «сильному» человеку, — «пря­мые канцлеры в отставке по уму».

  4. Для Софьи истинный «ум се­мейство осчастливит».

  5. Все умны по-своему. Даже глупый и ограни­ченный Скалозуб судит «как истинный фи­лософ»: только бы «досталось в генералы».

Вывод: В об­ществе Фамусовых умно то, что выгодно. Стрем­ление Чацкого жить по-своему, разрушая сложившиеся «нормы», — вызов обществу, бе­зумие.

Основой комедии является конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», Чацкого и фамусовского общества. Он воплощается в коме­дии в двух сюжетных линиях — общественной и личной, которые дополняют друг друга.

Противоположность идейных позиций Чац­кого и «фамусовской Москвы» проявляется в су­ждениях по важнейшим вопросам жизни обще­ства. Передовые идеи Чацкого грозят разру­шить веками складывавшийся порядок вещей, привычный и удобный для очень многих состоя­тельных и именитых обывателей.

Действие развивается одновремен­но в двух измерениях: на передний план выхо­дят то личные, то общественные интересы персонажей. Заключительный монолог Чацко­го и его отъезд — разрешение конфликта обеих сюжетных линий.

Личная драма Чацкого — следствие общест­венных условий: невозможно личное счастье в той среде, для которой он — глупец и опасный человек, а Софья при всех своих положитель­ных задатках целиком принадлежит миру Фа­мусовых.

Идейное содержание комедии в основном раскрывается в об­разах действующих лиц и в высказываниях Чацкого, выражающего во многих случаях идеи автора.

Автор высказал мысль о необходимости решитель­ной и последовательной борьбы с наиболее существен. сторо­нами жизни русского дворянства, этой опоры самодержавия и кре­постничества:

  1. раболепием

  2. низкопоклонством

  3. карьеризмом

  4. мра­кобесием

  5. жестоким и бесчело-вечным отношением к крепостным

  6. с рабским подражани-ем иностранному

В образе Чацкого дан молодому поколению образец пове­дения. Автор, создавая этот образ, звал молодое поколение к му­жественной и суровой борьбе с самодержавием и крепостничеством, к решительному разрыву с «веком минувшим». Чацкий — типи­ческое изображение декабриста в худ. лит-ре.

В системе идей, выраженных в комедии в образах действую­щих лиц и в ходе действия, можно выделить главную идею. Умный человек, то есть человек, понявший необходимость борьбы со старым отживающим миром и ведущий эту борьбу, с неиз­бежностью обречён на горе, на тяжёлые душевные страдания («мильон терзаний»). Со словом «умный» в эпоху декабризма соеди­нялось представление о человеке «свободолюбивом», передовом и даже больше того — представление о члене тайного общества.

Общественное и историко-литературное значение комедии

Современники Грибоедова отнеслись к комедии как к большому событию обще­ственно-политической и литературной жизни. Слова Чацкого: «Все распроданы поодиночке» приводили в ярость. Это закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы были в действительности бесче­ловечными». А. С. Пушкин писал: «О стихах я не говорю — половина должна войти в пословицу. Слушая комедию, я не критиковал, а наслаждался». В. Белинский писал в 1840 г.: «Горе от ума»— это благороднейшее произведение, протест против гнусной русской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против свет­ского общества, против невежества, добровольного холопства».

В комедии изображается «как в зеркале... вся Москва» (И. А. Гончаров). Это одно из самых знамени­тых произведений на московскую тему. Образы-типажи москвичей взяты Грибоедовым из жизни. Часто упоми­нается такое важное место встреч и собраний дворян, как «Английский клоб». Здесь показан типично москов­ский распорядок жизни, воссоздается быт типичного московского особняка, характерного семейного уклада.

Система образов комедии Грибоедова

За­щитники «века минувшего» — Фамусов, его гости, внесценические персонажи. Их общие «подлейшие черты»:

  • боязнь нового,

  • карьеризм,

  • невежество,

  • узость интере­сов,

  • бездумное подражание всему иностранному

  • оценка людей не по душевным и деловым каче­ствам, а по богатству.

  • Образы комедии имеют широкий обобща­ющий смысл: Фамусовы — это бюрократизм и чванство; молчалины — подхалимство и под­лость; репетиловы — либеральные пустословы; скалозубы — карьеризм и солдафонство.

  • Картина нравов

  • Несмотря на индивидуальные различия, все члены фамусовского общества являются единой социально-политической группой. Всех их объединяют общие взгляды и единое отношение к общественно-политическим вопросам своего времени:

  1. отрицание всяких попы­ток к изменению существующего самодержавно-крепостнического строя,

  2. ненависть ко всякому свободному и независимому слову,

  3. отрицание пользы науки и просвещения,

  4. подражание всему ино­странному,

  5. презрение к своему народу,

  6. низкопоклонство перед высшими, презрение к низшим,

  7. формальное отношение к службе — вот наиболее существенные черты московского барства, основы и опоры самодержавия и крепостничества.

  • Автор комедии, показывая образы этой реакционной группы русского дворянства, выразил свой гневный протест против наи­более тёмных сторон самодержавно-крепостнического строя.

  • Фамусов и фамусовское общество

  • Одной из наиболее ярких и выразительных фигур московского барства в комедии является отец Софьи Фамусов. Это влиятель­ный человек, занимающий какое-то значительное место («управляющий в казенном месте»), крупный помещик. Это можно видеть по тем требованиям, которые он предъ­являет к жениху, достойному его дочери («Будь плохенький, да если набе­рётся душ тысячки две ро­довых, тот и жених»). Важ­ная гос. долж­ность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. На балу у него присут­ствуют титулованные семьи (князья Тугоуховские, графиня Хрюмина).

  • Судя по тому, как проходит его день, Фамусов не утруждает себя работой. Время он проводит в праздности, безделье, пустых развлечениях, разговорах на званых обедах и дру­гих семейных торжествах. Представление о том, как он проводит время, дают записи в календаре, кото­рые он диктует своему слуге Петрушке (явление 1-е II действия): «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели...»; «В четверг я зван на погребенье», «В четверг … а может в пятницу, а может и в субботу, я должен у вдовы, у докторши крестить».

  • На государственную службу Фамусов смотрит как на путь для достижения богатства, чинов и знатности. С восторгом отзывается он о своем покойном дяде Максиме Петровиче, который лестью и низкопоклонством при дворе Екатерины добился влиятельного положения, богатства и чинов (явл. 2-е II д.). Фамусов советует молодежи подражать Максиму Петровичу («В чин вводит кто и пенсии даёт? Максим Петрович! Да! Вы, нутка!»). Выполнение служебных дел для Фамусова — неприятная обязанность. Чем скорее её выполнишь, тем спокойнее будешь себя чувствовать. Отсюда чиновничий формализм, казённое отно­шение к делу:

  • Боюсь, сударь, я одного смертельно,

  • Чтоб множество не накоплялось их

  • А у меня, что дело, что не дело,

  • Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

  • Своё влиятельное служебное положение Фамусов использует для устройства на хорошо оплачиваемые гос. должности своих родственников и для награждения их чинами и орде­нами. (явление 5-е II действия). Фамусов в беседе со Скалозубом высказывает взгляды, свиде­тельствующие о его реакционности, нечестном отношении к службе, о карьеризме. Для него родственные отношения выше интересов общественных, служебных. На службу он смотрит как на сред­ство для достижения чинов, наград, создания себе влиятельного положения. При определении на службу он прежде всего думает о своих родственниках, а не об ин­тересах дела:

  • При мне служащие чужие очень редки;

  • Всё больше сестрины, свояченицы детки...

  • Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

  • Ну как не порадеть родному человечку!..

  • На просвещение Фамусов смотрит как на источник «разврата», понимая под «развратом» новые прогрессивные взгляды на отноше­ние к правительству, на службу:

  • Ученье — вот чума, учёность — вот причина,

  • Что нынче пуще чем когда

  • Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

  • В своём мракобесии он идёт дальше Скалозуба, этого тупого и бездушного солдафона. В ответ на сообщение послед­него о том, что будто бы есть проект создания таких школ, где будут учить только маршировке, а книги сохранят лишь для «больших оказий», Фамусов заявляет:

  • Уж коли зло пресечь,

  • Забрать все книги бы да сжечь.

  • Фамусов осуждает молодое поколение, «набравшееся каких-то новых правил», занявшееся чтением книг. Но поведение самого Скалозуба восхищает его:

  • Вы повели себя исправно,

  • Давно полковники, а служите недавно.

  • Фамусов иронически относится к тому иностранному воспита­нию, которое дают своим дочерям люди одного круга с ним:

  • Дались нам эти языки!

  • Берём же побродяг и в дом и по билетам,

  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему,

  • И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

  • Как будто в жёны их готовим скоморохам.

  • Однако своей дочери он даёт такое же воспитание, при котором исключается всякая возможность истинного просвещения. В этом отношении Фамусов подчиняется общему мнению, хотя внутренне и не согласен с ним.

  • Обнару­живаются коренные расхожде­ния во взглядах на службу, на брак, на науку, на просвещение, на отношение к начальству. Для Фамусова Чацкий уже не «мот и сорванец», а «карбонари» (то есть революционер), «опасный человек», «властей не признаёт». В последнем действии Фамусов считает Чацкого «бе­зумным» и решительно отказы­вает ему в своём доме.

  • Барская Москва славится хлебосольством (гостеприимством). Представители её любят устраивать пиры, званые обеды. Но хле­босольство их сочетается с нравственной неразборчивостью. Дом Фамусова от­крыт для всех: знатных и незнат­ных людей. Пиры, званые обеды — для Фамусова лишь средство под­держания связей с полезными для него людьми.

  • Возьмите вы хлеб-соль:

  • Кто хочет к нам пожаловать, — изволь,

  • Дверь отперта для званых и незваных,

  • Особенно из иностранных;

  • Хоть честный человек, хоть нет,

  • Для нас равнёхонько, про всех готов обед.

  • К обязанностям отца Фамусов относится чисто формально. Он нанимает учителей для воспитания своей дочери потому, что так поступают все люди его круга.

  • На брак Фамусов смотрит как на средство породниться с бога­тым и влиятельным человеком. Личные достоинства человека (ум, образование, честность и др.) не принимаются им во внимание:

  • У нас уж исстари ведётся,

  • Что по отцу и сыну честь;

  • Будь плохенький, да если наберётся

  • Душ тысячки две родовых,

  • Тот и жених.

  • Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

  • Пускай себе разумником слыви,

  • А в семью не включат, на нас не подиви.

  • Но дочь Фамусова совершенно чужда ему. Между отцом и дочерью нет никаких духовных связей, кото­рые должны существовать между родителями и детьми. Фамусов ищет чиновного и богатого мужа для дочери, не считаясь с её чувствами и стремлениями. Но когда выясняется, что дочь тайно встречается с молодым человеком, не достойным, по мнению Фаму­сова, быть его зятем, в Фамусове просыпается крепостник-самодур. Он решает отправить свою дочь в ссылку, в деревню:

  • Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

  • Подалее от этих хватов,

  • В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!

  • Там будешь горе горевать...

  • Фамусов с восторгом отзывается о юношах, старичках, дамах и девушках своего круга. Он рассыпает им похвалы. Однако похвалы со стороны Фамусова ещё не свидетельствуют о наличии этих людей положительных качеств. И действительно, фамусовские восторженные высказывания заключают в себе тонкую на­смешку над людьми своего круга. В юношах он отмечает развитие не по летам:

  • Журим мы их, а если разберёшь,

  • В пятнадцать лет учителей научат!

  • Последней фразой Фамусов намекает, конечно, не на усвоение юношами барской Москвы наук, которые преподносятся их учи­телями, а на раннее приобщение к праздной, пустой и паразити­ческой жизни своих родителей (посещение балов и маскарадов, кутежи и пр.).

  • В старичках Фамусов отмечает их склонность к пустой болтовне, сплетням:

  • А наши старички? — Как их возьмёт задор,

  • Засудят об делах, что слово:— приговор,..

  • Не то, чтоб новизны вводили, — никогда!

  • Спаси нас боже... Нет. А придерутся

  • К тому, к сему, а чаще ни к чему,

  • Поспорят, пошумят, и... разойдутся.

  • Прямые канцлеры в отставке по уму.

  • Дамы занимаются сплетнями, всех осуждают («Судьи всему, везде, над ними нет судей»). Склонность дам к постоянным осуж­дениям всех и каждого вызывают со стороны Фамусова ирони­ческую похвалу: Присутствовать пошлите их в Сенат!

  • В девушках своего круга Фамусов отмечает, в форме ирони­ческих похвал, их стремление к нарядам и украшениям («умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой»), склонность к манерности, непростому поведению («словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой»), увлечение французскими романсами, погоню за женихами из военной среды («К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки»).

  • По отношению к своим слугам Фамусов ведёт себя как типич­ный крепостник-помещик. Он может быть снисходительно-добро­душным к ним, когда всё обстоит хорошо и сам он находится в пре­красном настроении («Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодран­ным локтем...»). Но малейшая ошибка или недосмотр со стороны того или иного слуги вызывает в нём приступ гнева, и он готов уже на жестокую расправу с ними («Ты, Филька, ты прямой чурбан. В работу вас! На посе­ленье вас!»)

  • Зависимость Фамусова от мнений влиятельных людей своего круга особенно наглядно обнаруживается в последней сцене коме­дии. Он застал свою дочь в обществе двух молодых людей, которые, с его точки зрения, не могут быть женихами для нее. Фамусова не интересует та душевная драма, которую переживает его дочь. Он прежде всего вспоминает о какой-то княгине Марье Алексеевне, которая может осудить его:

  • Ах! боже мой! что станет говорить

  • Княгиня Марья Алексевна!

  • В речи Фамусова отражаются основные черты его социально-психологического облика как типичного представителя москов­ского барства с его надменным поведением по отношению к низшим людям и низкопоклонством перед высшими, с его презрением к народу.

  • Основные черты характера Фамусова раскрывают прежде все­го темы его бесед с другими действующими лицами: о вреде про­свещения, о покровительстве родственникам, о чинопочитании, о средствах для достижения высокого общественного положе­ния.

  • Основные черты характера Фамусова отражаются и в тех инто­нациях, с которыми он ведёт беседы с разными людьми. Тон его речи изменяется в зависимости от темы высказываний, от обстановки, в которой происходят эти высказывания, от общественного положения лица, с которым Фамусов ведет беседу.

  • При разговоре со слугами (Петрушкой, швейцаром или с людьми, от него зависимыми, — с Молчалиным, Софьей) Фамусов говорит тоном командира, имеющего власть. «Ты, Филька, ты прямой чурбан!», — кричит он в последней сцене на своих слуг. «Ты, быстроглазая!.. Постой же, я тебя исправлю: изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!» — кричит он на Лизу. «Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; подалее от этих хватов, в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!» — обрушивается на свою дочь.

  • Иные интонации звучат в речи Фамусова, когда он беседует с людьми высшими или равными себе. В этих случаях в тоне его речи отражаются черты низкопоклонства и пресмыкательства. Появляется звук с после некоторых слов как знак уважения и почтения к своему собеседнику. Тон речи выражает готовность во всём оказать услугу («Кладите шляпу, сденьте шпагу»).

  • Фамусов видит в Скалозубе возможного жениха Софьи, его чин и богатство. Поэтому ухаживает, старается польстить ему, соглашаясь со всеми его суждениями:

  • Сергей Сергеич, к нам сюда-с,

  • Прошу покорно, здесь теплее;

  • Прозябли вы, согреем вас,

  • Отдушничек отвернем поскорее...

  • Сергей Сергеич дорогой!

  • Кладите шляпу, сденьте шпагу;

  • Вот вам софа, раскиньтесь на покой.

  • В речи Фамусова встречается много слов и выражений, ха­рактерных для разговорного простого языка: «Ох, зелье, балов­ница»; «И в чтеньи прок-от не велик»; «Чуть из постели прыг...»; Я помешал; Я испужал...»; «Мечусь, как словно угорелый, по должности, по службе хлопотня».

  • Фамусов — только один из наиболее ярких представителей московского барства. В комедии выведены и другие лица, принадлежащие к этой же социально-политической группе: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские и т. д. В речах Фамусова и Чацкого упоминаются имена и других лиц, относящихся к фамусовскому обществу (дядя Фамусова, Кузьма Петрович, Нестор «него­дяев знатных», враг наук, попавший в учёный комитет, и др.). К этому обществу относится и Молчалин. Правда, он ещё беден и незнатен. Но Чацкий правильно определяет будущее Молчалина:

  • А, впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

  • Молчалин — карьерист, но не рвется к вер­шинам власти. Будет довольствоваться теплым и тихим местом (не на виду, а при ком-нибудь видном, где не надо принимать решения и брать на себя ответственность). Главные таланты Молчалина — хитрость и умение приспосабли­ваться. Он настолько искусно соответствует лю­бым обстоятельствам не выделяясь, что ему можно приписать любые качества. Поэтому Со­фья так ошиблась в нем, «придумала» его, наде­лив благородством и умом, хотя этот человек по своей природе безнравствен. У Молчалина нет нравственных представлений о счастье, долге гражданина, любви. Он готов на любые униже­ния в борьбе за богатство, силу, власть. И, ко­нечно, добившись этого, будет унижать и унич­тожать более слабых не задумываясь. Имя Мол­чалина стало нарицательным обозначением подлости и лакейства.

  • Фактически Молчалин — главный противник Чацкого, и не только в личных отношениях. Он ровесник Чацкого, а значит, представляет «век нынешний». В эпоху Пушкина, Грибоедова, де­кабристов молчалины вызывали презрение и не считались достойными противниками. Но имен­но молчалины будут поощряться чинами и на­градами позднее — после подавления восстания декабристов, в эпоху николаевской реакции. Ведь такие люди послушны («бессловесны»), а их стремление «дойти до степеней известных» не опасно для власти, а лишь укрепляет ее. А воль­нолюбивых Чацких будут преследовать и жесто­ко расправляться с ними.

  • Чацкий и Молчалин принадлежат по возрасту к одному поколе­нию, но по своим взглядам и поведению они резко противостоят друг другу. Молчалин в этом отношении примыкает к фамусовскому обществу, хотя не обладает богатством и не занимает влия­тельной должности. Чацкий, ведущий борьбу с пошлостью, неве­жеством, паразитизмом, своекорыстием московского барства, видит в Молчалине чуждого себе человека, карьериста и подхалима.

  • Для Чацкого государственная служба — это выполнение своих гражданских обязанностей, честное, свободное и неподкупное. Он не служит потому, что служба связана с прислуживанием сильным людям («служить бы рад, прислуживаться тошно»). Для Молчалина служба — это путь к получению наград и личной выгоды. «С тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил», — сообщает он Чацкому и объясняет свой успех наличием у него двух талантов: умеренности и аккуратности.

  • Расходятся взгляды Чацкого и Молчалина на покровительство, то есть поддержку и защиту со стороны сильных и влиятельных людей. Молчалин рекомендует Чацкому съездить «хоть раз» к Татьяне Юрьевне, знатной и влиятельной даме, которая может оказать поддержку при определении на службу и получении наград. «Частенько там мы покровительство находим, где не метим»,— убеждает он Чацкого. Чацкий возмущён советом Молчалина искать покровительство. «Я езжу к женщинам, да только не за этим»,— отвечает он своему собеседнику. Молчалин не представляет себе, как это Чацкий может не ценить лёгкую службу с наградами:

  • Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

  • И награжденья брать, и весело пожить?

  • Чацкий негодует на такое отношение к службе. Для него служба серьёзное дело:

  • Когда в делах, я от веселий прячусь;

  • Когда дурачиться, дурачусь;

  • А смешивать два эти ремесла

  • Есть тьма искусников, я не из их числа.

  • Так же резко расходятся взгляды Чацкого и Молчалина на свободу суждений. Молчалин боится иметь собственное мнение. Своего же мнения у Молчалина нет; «Не смею моего сужденья произнесть». На вопрос Чацкого: «Зачем же так, секретно?» Молчалин ещё яснее выражает свою боязнь иметь соб­ственное мнение.

  • В мои лета не должно сметь

  • Своё суждение иметь.

  • У Чацкого всегда, есть соб­ственное мнение, и он высказывает его, не прячась за других. О начальнике отделения Фоме Фомиче Чацкий резко, но прямо и открыто заявляет: «Пустейший человек, из самых бестолковых».

  • В начале беседы с Молчалиным Чацкий ещё не уверен в своей резко отрицательной оценке соперника. Он ещё допускает возмож­ность того, что Софья любит Молчалина, не обладающего доста­точным умом, однако услужливого, скромного.

  • А чем не муж? Ума в нём только мало;

  • Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало...

  • Но в конце беседы Чацкий уже убеждён в том, что Софья не может любить такого ничтожного в умственном и нравственном отношении человека, как Молчалин.

  • С такими чувствами, с такой душою, Любим!...

  • Обманщица смеялась надо мною! — восклицает Чацкий.

  • В речи Молчалина следует отметить особенности, вытекающие из основной черты его характера (стремление всем услужить, прислужничество, подхалимство): 1) употребление звука с в конце некоторых слов, что в то время должно было выражать почтение к собеседнику и стремление услужить ему («По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех...», «Два-с: умеренность и аккуратность» и т. д.); 2) употребление в некоторых случаях вместо я мы, чтобы подчеркнуть свою неса­мостоятельность, зависимость от других или желание быть похо­жим на всех («Как удивлялись мы — говорит Молчалин об остав­лении службы Чацким; «Частенько там мы покровительство находим, где не метим»; «В чинах мы небольших» и т. д.); 3) тон восхищения при высказывании о начальниках и сильных людях («Татьяне Юрьевне!»; «с Татьяной Юрьевной!!»; «Как можно! Слог его здесь ставят в образец!»); 4) употребление незаконченных фраз как отражение неуверенности в том, что высказанное мнение может понравиться собеседнику («К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съез­дить вам...»; «Не сочинитель я...»; «Не смею моего сужденья произнесть...»).

  • Софья выросла и воспитана в среде фамусовского общества. Ей не по душе «гоненье на Мо­скву» со стороны Чацкого, который «ума ис­кать» ездил «так далеко» и стал почти чужим. Софья обаятельна и «стоит особняком» в ряду других героев пьесы: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные за­датки недюжинной натуры, живого ума, страст­ной и женской мягкости», — писал А. И. Гон­чаров. Неординарность Софьи проявляется и в ее увлечении Молчалиным. Здесь она идет про­тив всех норм и традиций своей среды. Выбира­ет не «золотой мешок» — Скалозуба, а человека безродного и бесправного. Свой выбор она сдела­ла самостоятельно и не стыдится, почти не скрывает его. Важно, за какие качества она го­това ценить человека: за ум, уважение к людям, самоотверженность («за других себя забыть го­тов»), за глубину и тонкость чувств. Такие кри­терии оценки вызывают уважение и сожаление, потому что в Молчалине Софья ошиблась. Но ее идеал противоречит правилам фамусовского об­щества. Хоть он и возник под влиянием «фран­цузских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготованной участью. Со­фья готова защищать свою любовь — правда, методами воспитавшего ее общества: обманом и сплетнями.

  • «Это — смесь хороших инстинктов с ло­жью... путаница понятий, умственная и нравст­венная слепота — все это не имеет в ней харак­тера личных пороков, а является как общие чер­ты ее круга» (А. И. Гончаров).

  • Острая сатира + образ Скалозуба

  • Резкую критику фамусовского общества мы находим в выска­зываниях Чацкого. Он выступает против барской Москвы. Критика Чацкого вызывает у читателя передового образа мыслей негодование, презрение, желание вести борьбу с Фамусовым и фамусовщиной как общественным злом.

  • Предрассудки, по словам Чацкого, так прочно владеют мос­ковским барством, что «не истребят ни годы их, ни моды, ни по­жары».

  • В ответ на слова Фамусова о том, что все осуждают Чацкого, не желающего служить (точнее «прислуживаться»), Чацкий про­износит монолог, в котором даёт уничтожающую характеристику своих «судей» («А судьи кто?...»).

  1. Эти люди испытывают лютую вражду к свободной жизни.

  2. Их суждения основываются на взглядах, уже отошедших в историю («времён очаковских и покоренья Крыма»). Старому времени Чацкий противопоставляет новое время, то есть время широкого распро­странения освободительно-революционных идей в России — 10 —20-е годы XIX века, эпоху декабризма.

  3. Среди своих «судей» Чацкий не видит таких, которые могли бы служить для него и близких к нему людей образцом поведения: «Где? укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»... Богатство и благополучие «отечества отцов» возникло на основе жестокой эксплуатации и угнетения — «грабительства» — господами своих крепостных.

  4. Многие предста­вители московского барства время проводят в пирах и мотовстве.

  5. Званые обеды и ужины устраиваются ими для того, чтобы «зажи­мать рты», то есть хлебосольством и гостеприимством привлекать к себе больше людей и тем самым тушить в них стремление к кри­тике.

  6. Чацкий упоминает о двух типичных случаях проявления произвола и злоупотребления своей властью со стороны бар-крепостников. Вот один из них:

  • . . .Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг;

  • Усердствуя, они, в часы вина и драки, И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

  • На них он выменял борзые три собаки!!!

  • Другой крепостник, любитель балетного искусства, составил из своих крепостных людей «от матерей, отцов, отторженных детей» собственную балетную труппу:

  • Сам погружён умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

  • Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

  1. Это общество мракобесов и крепостников, конечно, не может терпеть в своей среде человека свободолюбивого, честного, стре­мящегося к научному или художественному творчеству. Положение такого человека трагично. Он подвергается жестокой травле. Как бы предвосхищая своё собственное положение, в которое он попа­дает в фамусовском обществе, Чацкий говорит:

  • Теперь пускай из нас один,

  • Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

  • В науки он вперит ум, алчущий познаний;

  • Или в душе его сам бог возбудит жар

  • К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

  • Они тотчас: «Разбой! пожар!»

  • И прослывёт у них мечтателем! опасным!!

  1. Больше всего ценит московское барство «мундир», то есть твёр­дое и обеспеченное положение военного чиновника. О человеке судят в этом обществе по его чину, занимаемому им служебному положению, а не по его личным достоинствам и нравственным качествам.

  2. Мундир! один, мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

  3. Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый!

  4. Полковник Скалозуб — типичный представитель фамусовского общества, богатый и чиновный («золотой мешок и метит в генералы»). Основной смысл жизни и служебной деятельности он видит в полу­чении чинов и наград.

  5. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

  6. Об них как истинный философ я сужу;

  7. Мне только бы досталось в генералы, —

  8. определяет он свой жизненный идеал. С этой точки зрения он рассматривает и оценивает все события общественной, военной и политической жизни и поведение людей. Скалозуба устраивают такие события, которые способствуют его военной карьере.

  9. Довольно счастлив я в товарищах моих,

  10. Вакансии как раз открыты;

  11. То старших выключат иных,

  12. Другие, смотришь, перебиты,—

  13. с большим чувством удовлетворения замечает он, обнаруживая своё нравственное ничтожество, тупость и ограниченность.

  14. Более счастливые соперники вызывают в нём чувство зависти:

  15. Бывает моего счастливее везёт.

  16. У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,

  17. Об нашем хоть сказать бригадном генерале.

  18. Все интересы Скалозуба и темы его высказываний касаются только военной области: наград, чинов, военных отличий. Даже тогда, когда его собеседник Фамусов поднимает вопросы, далёкие от военного дела (о Москве, родственниках), Скалозуб сводит их к военным вопросам и говорит о них в военных формулах и терминах.

  19. На вопрос Фамусова о том, в каких родственных отношениях он находится к Настасье Николаевне, Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват; Мы с нею вместе не служили».

  20. Скалозуб разделяет презрение Фамусова к науке и просвеще­нию. О своём двоюродном брате, успешно начавшем военную карь­еру, Скалозуб с осуждением замечает:

  21. Но крепко набрался каких-то новых правил.

  22. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

  23. В деревне книги стал читать.

  24. Речь Скалозуба характеризуется такими особенностями, кото­рые тесно связаны с его профессией, общественным положением и низким умственным развитием. В своей речи он употребляет воен­ные термины и словечки даже и тогда, когда касается невоен­ных вопросов.

  25. Соглашаясь с Фамусовым в том, что «едва где сыщется столица, как Москва», он говорит: «дистанция огромного размера». При­вычка отдавать приказания, командовать сказывается и на обычной речи Скалозуба, в беседе со знакомыми. Фраза его отличается краткостью, звучит подчас, как команда:

  26. В тринадцатом году мы отличились с братом

  27. В тридцатом егерском, а после в сорок пятом...

  28. Не жалуюсь, не обходили,

  29. Однако за полком два года поводили.

  30. 12. «Пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному у русского дворянства захватило многие стороны его жизни. Оно распространилось на нравы, язык, одежду:

  31. Пускай меня объявят старовером,

  32. Но хуже для меня наш Север во сто крат

  33. С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад,

  34. И нравы, и язык, и старину святую,

  35. И величавую одежду на другую

  36. По шутовскому образцу...

  37. Особенно возмущает Чацкого увлечение русского дворянства французским языком, стремление заменить им свой родной русский уверенность в том, что на русском языке нельзя выразить ясно и точно своих мыслей:

  38. Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то!

  39. Ну, как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!..

  40. Забвение родного языка как основного национального культурного достояния приводит человека к разрыву со своим на­родом, превращает его в безродного космополита. Чацкий нападает на русск. барство:

  41. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

  42. Чтоб умный, бодрый наш народ

  43. Хотя по языку нас не считал за немцев.