Действие происходит в доме Фамусова за одни сутки, но оставляет впечатление широкого знакомства с жизнью московского дворянства. Это «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира» (И. А. Гончаров).
Вывод: В обществе Фамусовых умно то, что выгодно. Стремление Чацкого жить по-своему, разрушая сложившиеся «нормы», — вызов обществу, безумие.
Противоположность идейных позиций Чацкого и «фамусовской Москвы» проявляется в суждениях по важнейшим вопросам жизни общества. Передовые идеи Чацкого грозят разрушить веками складывавшийся порядок вещей, привычный и удобный для очень многих состоятельных и именитых обывателей.
Действие развивается одновременно в двух измерениях: на передний план выходят то личные, то общественные интересы персонажей. Заключительный монолог Чацкого и его отъезд — разрешение конфликта обеих сюжетных линий.
В образе Чацкого дан молодому поколению образец поведения. Автор, создавая этот образ, звал молодое поколение к мужественной и суровой борьбе с самодержавием и крепостничеством, к решительному разрыву с «веком минувшим». Чацкий — типическое изображение декабриста в худ. лит-ре.
В системе идей, выраженных в комедии в образах действующих лиц и в ходе действия, можно выделить главную идею. Умный человек, то есть человек, понявший необходимость борьбы со старым отживающим миром и ведущий эту борьбу, с неизбежностью обречён на горе, на тяжёлые душевные страдания («мильон терзаний»). Со словом «умный» в эпоху декабризма соединялось представление о человеке «свободолюбивом», передовом и даже больше того — представление о члене тайного общества.
Современники Грибоедова отнеслись к комедии как к большому событию общественно-политической и литературной жизни. Слова Чацкого: «Все распроданы поодиночке» приводили в ярость. Это закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы были в действительности бесчеловечными». А. С. Пушкин писал: «О стихах я не говорю — половина должна войти в пословицу. Слушая комедию, я не критиковал, а наслаждался». В. Белинский писал в 1840 г.: «Горе от ума»— это благороднейшее произведение, протест против гнусной русской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против светского общества, против невежества, добровольного холопства».
Автор комедии, показывая образы этой реакционной группы русского дворянства, выразил свой гневный протест против наиболее тёмных сторон самодержавно-крепостнического строя.
Фамусов и фамусовское общество
Одной из наиболее ярких и выразительных фигур московского барства в комедии является отец Софьи Фамусов. Это влиятельный человек, занимающий какое-то значительное место («управляющий в казенном месте»), крупный помещик. Это можно видеть по тем требованиям, которые он предъявляет к жениху, достойному его дочери («Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых, тот и жених»). Важная гос. должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. На балу у него присутствуют титулованные семьи (князья Тугоуховские, графиня Хрюмина).
Судя по тому, как проходит его день, Фамусов не утруждает себя работой. Время он проводит в праздности, безделье, пустых развлечениях, разговорах на званых обедах и других семейных торжествах. Представление о том, как он проводит время, дают записи в календаре, которые он диктует своему слуге Петрушке (явление 1-е II действия): «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели...»; «В четверг я зван на погребенье», «В четверг … а может в пятницу, а может и в субботу, я должен у вдовы, у докторши крестить».
На государственную службу Фамусов смотрит как на путь для достижения богатства, чинов и знатности. С восторгом отзывается он о своем покойном дяде Максиме Петровиче, который лестью и низкопоклонством при дворе Екатерины добился влиятельного положения, богатства и чинов (явл. 2-е II д.). Фамусов советует молодежи подражать Максиму Петровичу («В чин вводит кто и пенсии даёт? Максим Петрович! Да! Вы, нутка!»). Выполнение служебных дел для Фамусова — неприятная обязанность. Чем скорее её выполнишь, тем спокойнее будешь себя чувствовать. Отсюда чиновничий формализм, казённое отношение к делу:
Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Своё влиятельное служебное положение Фамусов использует для устройства на хорошо оплачиваемые гос. должности своих родственников и для награждения их чинами и орденами. (явление 5-е II действия). Фамусов в беседе со Скалозубом высказывает взгляды, свидетельствующие о его реакционности, нечестном отношении к службе, о карьеризме. Для него родственные отношения выше интересов общественных, служебных. На службу он смотрит как на средство для достижения чинов, наград, создания себе влиятельного положения. При определении на службу он прежде всего думает о своих родственниках, а не об интересах дела:
При мне служащие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
На просвещение Фамусов смотрит как на источник «разврата», понимая под «развратом» новые прогрессивные взгляды на отношение к правительству, на службу:
Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
В своём мракобесии он идёт дальше Скалозуба, этого тупого и бездушного солдафона. В ответ на сообщение последнего о том, что будто бы есть проект создания таких школ, где будут учить только маршировке, а книги сохранят лишь для «больших оказий», Фамусов заявляет:
Уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.
Фамусов осуждает молодое поколение, «набравшееся каких-то новых правил», занявшееся чтением книг. Но поведение самого Скалозуба восхищает его:
Вы повели себя исправно,
Давно полковники, а служите недавно.
Фамусов иронически относится к тому иностранному воспитанию, которое дают своим дочерям люди одного круга с ним:
Дались нам эти языки!
Берём же побродяг и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам.
Однако своей дочери он даёт такое же воспитание, при котором исключается всякая возможность истинного просвещения. В этом отношении Фамусов подчиняется общему мнению, хотя внутренне и не согласен с ним.
Обнаруживаются коренные расхождения во взглядах на службу, на брак, на науку, на просвещение, на отношение к начальству. Для Фамусова Чацкий уже не «мот и сорванец», а «карбонари» (то есть революционер), «опасный человек», «властей не признаёт». В последнем действии Фамусов считает Чацкого «безумным» и решительно отказывает ему в своём доме.
Барская Москва славится хлебосольством (гостеприимством). Представители её любят устраивать пиры, званые обеды. Но хлебосольство их сочетается с нравственной неразборчивостью. Дом Фамусова открыт для всех: знатных и незнатных людей. Пиры, званые обеды — для Фамусова лишь средство поддержания связей с полезными для него людьми.
Возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь,
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед.
К обязанностям отца Фамусов относится чисто формально. Он нанимает учителей для воспитания своей дочери потому, что так поступают все люди его круга.
На брак Фамусов смотрит как на средство породниться с богатым и влиятельным человеком. Личные достоинства человека (ум, образование, честность и др.) не принимаются им во внимание:
У нас уж исстари ведётся,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберётся
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат, на нас не подиви.
Но дочь Фамусова совершенно чужда ему. Между отцом и дочерью нет никаких духовных связей, которые должны существовать между родителями и детьми. Фамусов ищет чиновного и богатого мужа для дочери, не считаясь с её чувствами и стремлениями. Но когда выясняется, что дочь тайно встречается с молодым человеком, не достойным, по мнению Фамусова, быть его зятем, в Фамусове просыпается крепостник-самодур. Он решает отправить свою дочь в ссылку, в деревню:
Фамусов с восторгом отзывается о юношах, старичках, дамах и девушках своего круга. Он рассыпает им похвалы. Однако похвалы со стороны Фамусова ещё не свидетельствуют о наличии этих людей положительных качеств. И действительно, фамусовские восторженные высказывания заключают в себе тонкую насмешку над людьми своего круга. В юношах он отмечает развитие не по летам:
Журим мы их, а если разберёшь,
В пятнадцать лет учителей научат!
Последней фразой Фамусов намекает, конечно, не на усвоение юношами барской Москвы наук, которые преподносятся их учителями, а на раннее приобщение к праздной, пустой и паразитической жизни своих родителей (посещение балов и маскарадов, кутежи и пр.).
В старичках Фамусов отмечает их склонность к пустой болтовне, сплетням:
А наши старички? — Как их возьмёт задор,
Засудят об делах, что слово:— приговор,..
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда!
Спаси нас боже... Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и... разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке по уму.
Дамы занимаются сплетнями, всех осуждают («Судьи всему, везде, над ними нет судей»). Склонность дам к постоянным осуждениям всех и каждого вызывают со стороны Фамусова ироническую похвалу: Присутствовать пошлите их в Сенат!
В девушках своего круга Фамусов отмечает, в форме иронических похвал, их стремление к нарядам и украшениям («умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой»), склонность к манерности, непростому поведению («словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой»), увлечение французскими романсами, погоню за женихами из военной среды («К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки»).
По отношению к своим слугам Фамусов ведёт себя как типичный крепостник-помещик. Он может быть снисходительно-добродушным к ним, когда всё обстоит хорошо и сам он находится в прекрасном настроении («Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем...»). Но малейшая ошибка или недосмотр со стороны того или иного слуги вызывает в нём приступ гнева, и он готов уже на жестокую расправу с ними («Ты, Филька, ты прямой чурбан. В работу вас! На поселенье вас!»)
Зависимость Фамусова от мнений влиятельных людей своего круга особенно наглядно обнаруживается в последней сцене комедии. Он застал свою дочь в обществе двух молодых людей, которые, с его точки зрения, не могут быть женихами для нее. Фамусова не интересует та душевная драма, которую переживает его дочь. Он прежде всего вспоминает о какой-то княгине Марье Алексеевне, которая может осудить его:
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
В речи Фамусова отражаются основные черты его социально-психологического облика как типичного представителя московского барства с его надменным поведением по отношению к низшим людям и низкопоклонством перед высшими, с его презрением к народу.
Основные черты характера Фамусова раскрывают прежде всего темы его бесед с другими действующими лицами: о вреде просвещения, о покровительстве родственникам, о чинопочитании, о средствах для достижения высокого общественного положения.
Основные черты характера Фамусова отражаются и в тех интонациях, с которыми он ведёт беседы с разными людьми. Тон его речи изменяется в зависимости от темы высказываний, от обстановки, в которой происходят эти высказывания, от общественного положения лица, с которым Фамусов ведет беседу.
При разговоре со слугами (Петрушкой, швейцаром или с людьми, от него зависимыми, — с Молчалиным, Софьей) Фамусов говорит тоном командира, имеющего власть. «Ты, Филька, ты прямой чурбан!», — кричит он в последней сцене на своих слуг. «Ты, быстроглазая!.. Постой же, я тебя исправлю: изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить!» — кричит он на Лизу. «Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; подалее от этих хватов, в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!» — обрушивается на свою дочь.
Иные интонации звучат в речи Фамусова, когда он беседует с людьми высшими или равными себе. В этих случаях в тоне его речи отражаются черты низкопоклонства и пресмыкательства. Появляется звук с после некоторых слов как знак уважения и почтения к своему собеседнику. Тон речи выражает готовность во всём оказать услугу («Кладите шляпу, сденьте шпагу»).
Фамусов видит в Скалозубе возможного жениха Софьи, его чин и богатство. Поэтому ухаживает, старается польстить ему, соглашаясь со всеми его суждениями:
Сергей Сергеич, к нам сюда-с,
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас,
Отдушничек отвернем поскорее...
Сергей Сергеич дорогой!
Кладите шляпу, сденьте шпагу;
Вот вам софа, раскиньтесь на покой.
В речи Фамусова встречается много слов и выражений, характерных для разговорного простого языка: «Ох, зелье, баловница»; «И в чтеньи прок-от не велик»; «Чуть из постели прыг...»; Я помешал; Я испужал...»; «Мечусь, как словно угорелый, по должности, по службе хлопотня».
Фамусов — только один из наиболее ярких представителей московского барства. В комедии выведены и другие лица, принадлежащие к этой же социально-политической группе: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские и т. д. В речах Фамусова и Чацкого упоминаются имена и других лиц, относящихся к фамусовскому обществу (дядя Фамусова, Кузьма Петрович, Нестор «негодяев знатных», враг наук, попавший в учёный комитет, и др.). К этому обществу относится и Молчалин. Правда, он ещё беден и незнатен. Но Чацкий правильно определяет будущее Молчалина:
А, впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Молчалин — карьерист, но не рвется к вершинам власти. Будет довольствоваться теплым и тихим местом (не на виду, а при ком-нибудь видном, где не надо принимать решения и брать на себя ответственность). Главные таланты Молчалина — хитрость и умение приспосабливаться. Он настолько искусно соответствует любым обстоятельствам не выделяясь, что ему можно приписать любые качества. Поэтому Софья так ошиблась в нем, «придумала» его, наделив благородством и умом, хотя этот человек по своей природе безнравствен. У Молчалина нет нравственных представлений о счастье, долге гражданина, любви. Он готов на любые унижения в борьбе за богатство, силу, власть. И, конечно, добившись этого, будет унижать и уничтожать более слабых не задумываясь. Имя Молчалина стало нарицательным обозначением подлости и лакейства.
Фактически Молчалин — главный противник Чацкого, и не только в личных отношениях. Он ровесник Чацкого, а значит, представляет «век нынешний». В эпоху Пушкина, Грибоедова, декабристов молчалины вызывали презрение и не считались достойными противниками. Но именно молчалины будут поощряться чинами и наградами позднее — после подавления восстания декабристов, в эпоху николаевской реакции. Ведь такие люди послушны («бессловесны»), а их стремление «дойти до степеней известных» не опасно для власти, а лишь укрепляет ее. А вольнолюбивых Чацких будут преследовать и жестоко расправляться с ними.
Чацкий и Молчалин принадлежат по возрасту к одному поколению, но по своим взглядам и поведению они резко противостоят друг другу. Молчалин в этом отношении примыкает к фамусовскому обществу, хотя не обладает богатством и не занимает влиятельной должности. Чацкий, ведущий борьбу с пошлостью, невежеством, паразитизмом, своекорыстием московского барства, видит в Молчалине чуждого себе человека, карьериста и подхалима.
Для Чацкого государственная служба — это выполнение своих гражданских обязанностей, честное, свободное и неподкупное. Он не служит потому, что служба связана с прислуживанием сильным людям («служить бы рад, прислуживаться тошно»). Для Молчалина служба — это путь к получению наград и личной выгоды. «С тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил», — сообщает он Чацкому и объясняет свой успех наличием у него двух талантов: умеренности и аккуратности.
Расходятся взгляды Чацкого и Молчалина на покровительство, то есть поддержку и защиту со стороны сильных и влиятельных людей. Молчалин рекомендует Чацкому съездить «хоть раз» к Татьяне Юрьевне, знатной и влиятельной даме, которая может оказать поддержку при определении на службу и получении наград. «Частенько там мы покровительство находим, где не метим»,— убеждает он Чацкого. Чацкий возмущён советом Молчалина искать покровительство. «Я езжу к женщинам, да только не за этим»,— отвечает он своему собеседнику. Молчалин не представляет себе, как это Чацкий может не ценить лёгкую службу с наградами:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?
Чацкий негодует на такое отношение к службе. Для него служба серьёзное дело:
Когда в делах, я от веселий прячусь;
Когда дурачиться, дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Так же резко расходятся взгляды Чацкого и Молчалина на свободу суждений. Молчалин боится иметь собственное мнение. Своего же мнения у Молчалина нет; «Не смею моего сужденья произнесть». На вопрос Чацкого: «Зачем же так, секретно?» Молчалин ещё яснее выражает свою боязнь иметь собственное мнение.
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
У Чацкого всегда, есть собственное мнение, и он высказывает его, не прячась за других. О начальнике отделения Фоме Фомиче Чацкий резко, но прямо и открыто заявляет: «Пустейший человек, из самых бестолковых».
В начале беседы с Молчалиным Чацкий ещё не уверен в своей резко отрицательной оценке соперника. Он ещё допускает возможность того, что Софья любит Молчалина, не обладающего достаточным умом, однако услужливого, скромного.
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало...
Но в конце беседы Чацкий уже убеждён в том, что Софья не может любить такого ничтожного в умственном и нравственном отношении человека, как Молчалин.
С такими чувствами, с такой душою, Любим!...
Обманщица смеялась надо мною! — восклицает Чацкий.
В речи Молчалина следует отметить особенности, вытекающие из основной черты его характера (стремление всем услужить, прислужничество, подхалимство): 1) употребление звука с в конце некоторых слов, что в то время должно было выражать почтение к собеседнику и стремление услужить ему («По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех...», «Два-с: умеренность и аккуратность» и т. д.); 2) употребление в некоторых случаях вместо я — мы, чтобы подчеркнуть свою несамостоятельность, зависимость от других или желание быть похожим на всех («Как удивлялись мы — говорит Молчалин об оставлении службы Чацким; «Частенько там мы покровительство находим, где не метим»; «В чинах мы небольших» и т. д.); 3) тон восхищения при высказывании о начальниках и сильных людях («Татьяне Юрьевне!»; «с Татьяной Юрьевной!!»; «Как можно! Слог его здесь ставят в образец!»); 4) употребление незаконченных фраз как отражение неуверенности в том, что высказанное мнение может понравиться собеседнику («К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам...»; «Не сочинитель я...»; «Не смею моего сужденья произнесть...»).
Софья выросла и воспитана в среде фамусовского общества. Ей не по душе «гоненье на Москву» со стороны Чацкого, который «ума искать» ездил «так далеко» и стал почти чужим. Софья обаятельна и «стоит особняком» в ряду других героев пьесы: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстной и женской мягкости», — писал А. И. Гончаров. Неординарность Софьи проявляется и в ее увлечении Молчалиным. Здесь она идет против всех норм и традиций своей среды. Выбирает не «золотой мешок» — Скалозуба, а человека безродного и бесправного. Свой выбор она сделала самостоятельно и не стыдится, почти не скрывает его. Важно, за какие качества она готова ценить человека: за ум, уважение к людям, самоотверженность («за других себя забыть готов»), за глубину и тонкость чувств. Такие критерии оценки вызывают уважение и сожаление, потому что в Молчалине Софья ошиблась. Но ее идеал противоречит правилам фамусовского общества. Хоть он и возник под влиянием «французских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготованной участью. Софья готова защищать свою любовь — правда, методами воспитавшего ее общества: обманом и сплетнями.
«Это — смесь хороших инстинктов с ложью... путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга» (А. И. Гончаров).
Острая сатира + образ Скалозуба
Резкую критику фамусовского общества мы находим в высказываниях Чацкого. Он выступает против барской Москвы. Критика Чацкого вызывает у читателя передового образа мыслей негодование, презрение, желание вести борьбу с Фамусовым и фамусовщиной как общественным злом.
Предрассудки, по словам Чацкого, так прочно владеют московским барством, что «не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары».
В ответ на слова Фамусова о том, что все осуждают Чацкого, не желающего служить (точнее «прислуживаться»), Чацкий произносит монолог, в котором даёт уничтожающую характеристику своих «судей» («А судьи кто?...»).
Больше всего ценит московское барство «мундир», то есть твёрдое и обеспеченное положение военного чиновника. О человеке судят в этом обществе по его чину, занимаемому им служебному положению, а не по его личным достоинствам и нравственным качествам.
Мундир! один, мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый!
Полковник Скалозуб — типичный представитель фамусовского общества, богатый и чиновный («золотой мешок и метит в генералы»). Основной смысл жизни и служебной деятельности он видит в получении чинов и наград.
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы, —
определяет он свой жизненный идеал. С этой точки зрения он рассматривает и оценивает все события общественной, военной и политической жизни и поведение людей. Скалозуба устраивают такие события, которые способствуют его военной карьере.
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты,—
с большим чувством удовлетворения замечает он, обнаруживая своё нравственное ничтожество, тупость и ограниченность.
Более счастливые соперники вызывают в нём чувство зависти:
Бывает моего счастливее везёт.
У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале.
Все интересы Скалозуба и темы его высказываний касаются только военной области: наград, чинов, военных отличий. Даже тогда, когда его собеседник Фамусов поднимает вопросы, далёкие от военного дела (о Москве, родственниках), Скалозуб сводит их к военным вопросам и говорит о них в военных формулах и терминах.
На вопрос Фамусова о том, в каких родственных отношениях он находится к Настасье Николаевне, Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват; Мы с нею вместе не служили».
Скалозуб разделяет презрение Фамусова к науке и просвещению. О своём двоюродном брате, успешно начавшем военную карьеру, Скалозуб с осуждением замечает:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Речь Скалозуба характеризуется такими особенностями, которые тесно связаны с его профессией, общественным положением и низким умственным развитием. В своей речи он употребляет военные термины и словечки даже и тогда, когда касается невоенных вопросов.
Соглашаясь с Фамусовым в том, что «едва где сыщется столица, как Москва», он говорит: «дистанция огромного размера». Привычка отдавать приказания, командовать сказывается и на обычной речи Скалозуба, в беседе со знакомыми. Фраза его отличается краткостью, звучит подчас, как команда:
В тринадцатом году мы отличились с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом...
Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.
12. «Пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному у русского дворянства захватило многие стороны его жизни. Оно распространилось на нравы, язык, одежду:
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад,
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу...
Особенно возмущает Чацкого увлечение русского дворянства французским языком, стремление заменить им свой родной русский уверенность в том, что на русском языке нельзя выразить ясно и точно своих мыслей:
Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то!
Ну, как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!..
Забвение родного языка как основного национального культурного достояния приводит человека к разрыву со своим народом, превращает его в безродного космополита. Чацкий нападает на русск. барство:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.