СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 урок. "Песнь о Роланде". 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Французский средневековый героический эпос «Песнь о Роланде». Особенности героического эпоса

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Как звали главных героев эпоса «Калевала»?

Посмотрите на слайд. Кто изображён на картинке? Рыцарь.

В какое время жили рыцари? В Средневековье.

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век новых технологий, а мы с вами окунёмся в далёкую эпоху Средневековья, эпоху доблестных рыцарей, шумных турниров, феодальных войн и крестовых походов, перенесёмся на мощённые булыжником улочки средневековых городов.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительной литературой, в которой отразилась эпоха Средневековья, литературой, которая стала источником сюжетов, тем, образов, нравственных ценностей для последующего развития литературы и оказала огромное влияние на умы и сердца многих поколений.

Одно из самых известных произведений Средневековья – это «Песнь о Роланде».

Сформулируйте тему урока: Французский средневековый героический эпос «Песнь о Роланде». Особенности героического эпоса

Задачи урока:

1.Познакомиться с литературой Средневековья.

2.Выяснить, каковы особенности французского героического эпоса.

3.Понять, почему именно так закончилось сражение.

«Песнь о Роланде»- величайшее произведение французской эпической поэзии. Это средневековый героический эпос. Каковы особенности героического эпоса?

Народно – героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.

Особенности эпоса: автор славит историческое прошлое народа; историческое событие изображено так, чтобы возвеличить героя или событие; главный герой – это воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый и торжественный, соответствующий величию народного характера.

Кто главные герои «Песни о Роланде»?

Прочитайте статью в учебнике до слов «Главный виновник…» и ответьте на вопросы:

1.На каком языке написана «Песнь о Роланде»? На старофранцузском.

2.В каком веке происходили события, которые описаны в песне? В 8 веке.

3.О чьём походе рассказывается в песне? Об испанском походе Карла Великого.

4.Кем приходился Роланд Карлу Великому? Племянником.

5.Что произошло с любимцем короля? Он погиб в бою.

Фрагмент статьи пропускаем, потому что там кратко рассказан сюжет.

Прочитайте статью в учебнике со слов «Особенностью…» до «Таким образом …» и ответьте на вопрос:

Каковы особенности воинского эпоса? Нет описания картин быта и мирной жизни. Подробно описаны боевые поединки и вооружение.

Далее фрагмент статьи пропускаем.

Прочитайте статью в учебнике со слов «Средневековый французский эпос…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Что напоминает французский эпос? Он напоминает средневековый русский эпос.

2.Какую известную русскую поэтессу вдохновили идеи средневекового эпоса? Марину Цветаеву.

О чём «Песнь о Роланде»? Откройте в учебнике прозаический пересказ.

Прочитайте главу «Рог» до слов «Услыхал их спор…» и ответьте на вопросы:

1.Как зовут друга Роланда? Оливье.

2.Кого хочет позвать Роланд на помощь? Короля.

3.Почему Оливье против этого? Это позор, звать подмогу нужно было до начала боя.

4.В чём обвиняет Оливье Роланда? В гордыне, Роланд не позвал на помощь, потому что хотел один одолеть врага и получить всю славу себе.

5.Как зовут сестру Оливье? Ода.

Прочитайте главу «Рог» со слов «Услыхал их спор…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Что советует епископ Тюрпин? Он советует позвать на помощь, король сможет отомстить за них.

2.Как называется рог Роланда? Олифант.

3.Кто пытается разубедить короля Карла помогать Роланду? Ганелон.

4.О чём сообщает королю герцог Нэмский? О том, что Роланда предали, он погибает, зовёт на помощь.

5.Почему король велит схватит Ганелона? Он понимает, что Ганелон предатель.

За что наказан Ганелон? За предательство.

За что наказан Роланд? За самонадеянность и гордыню. Если бы он сразу подал сигнал, то большая часть его войска выжила бы, и враг был бы повержен.

Проверим, хорошо ли вы запомнили героев «Песни о Роланде».

Предлагаю ученикам разгадать кроссворд на оценку.

Вопросы на слайде, в карточки вписывают только ответы.

Учитель проверяет работы и оценивает.

Если на уроке есть время, то можно прочитать поэтический перевод. Или это задание можно дать на дом.

Сравним поэтический перевод и прозаический.

Прочитайте статью в учебнике «О «Песни о Роланде» и ответьте на вопросы:

1.Как называются французские поэмы? Жесты.

2.Почему Карл Великий был вынужден снять осаду и вернуться в своё государство? Потому что возникли осложнения в собственном государстве.

Обратимся к поэтическому переводу «Песни о Роланде».

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Сколько лет воевал Карл в Испании? 7 лет.

2.Сколько раз бились французы с сарацинами? 5 раз.

3.В чём упрекает Оливье Роланда? Роланд не знал меры, переоценил свои силы.

4.Какое будущее видит Оливье для себя и Роланда? Гибель.

Чему учит это произведение современного читателя? Нельзя быть самонадеянным и горделивым, нужно адекватно оценивать свои силы. Любое решение имеет свои последствия.

Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, даёт понятие о наших корнях и истоках.

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Как в народном эпосе создаётся образ величия?

2.Как вы относитесь к Роланду?

3.Какое задание было трудным?

Просмотр содержимого документа
«8 урок. "Песнь о Роланде". 7 класс»

О чём мы говорили на прошлом уроке? Как звали главных героев эпоса «Калевала»?

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Как звали главных героев эпоса «Калевала»?

Кто изображён на картинке?

Кто изображён на картинке?

В какое время жили рыцари?

В какое время жили рыцари?

В какое время жили рыцари? В Седневековье

В какое время жили рыцари?

В Седневековье

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век новых технологий, а мы с вами окунёмся в далёкую эпоху Средневековья, эпоху доблестных рыцарей, шумных турниров, феодальных войн и крестовых походов, перенесёмся на мощённые булыжником улочки средневековых городов.

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век новых технологий, а мы с вами окунёмся в далёкую эпоху Средневековья, эпоху доблестных рыцарей, шумных турниров, феодальных войн и крестовых походов, перенесёмся на мощённые булыжником улочки средневековых городов.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительной литературой, в которой не только отразилась эпоха Средневековья, которая стала источником сюжетов, тем, образов, нравственных ценностей для последующего развития литературы и оказала огромное влияние на умы и сердца многих поколений.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительной литературой, в которой не только отразилась эпоха Средневековья, которая стала источником сюжетов, тем, образов, нравственных ценностей для последующего развития литературы и оказала огромное влияние на умы и сердца многих поколений.

Одно из самых известных произведений Средневековья – это «Песнь о Роланде»

Одно из самых известных произведений Средневековья – это «Песнь о Роланде»

Французский средневековый героический эпос «Песнь о Роланде»

Французский средневековый героический эпос

«Песнь о Роланде»

Задачи урока: 1.Познакомиться с литературой ... 2.Выяснить, каковы особенности французского героического ... 3.Понять, почему именно так закончилось сражение.

Задачи урока:

1.Познакомиться с литературой ...

2.Выяснить, каковы особенности французского героического ...

3.Понять, почему именно так закончилось сражение.

«Песнь о Роланде»- величайшее произведение французской эпической поэзии. Это средневековый героический эпос. Каковы особенности героического эпоса?

«Песнь о Роланде»- величайшее произведение французской эпической поэзии. Это средневековый героический эпос.

Каковы особенности героического эпоса?

Народно – героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.

Народно – героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.

Особенности эпоса: автор славит историческое прошлое народа; историческое событие изображено так, чтобы возвеличить героя или событие; главный герой – это воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый и торжественный, соответствующий величию народного характера.

Особенности эпоса:

  • автор славит историческое прошлое народа;
  • историческое событие изображено так, чтобы возвеличить героя или событие;
  • главный герой – это воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера;
  • стиль величавый и торжественный, соответствующий величию народного характера.
Кто главные герои «Песни о Роланде»?

Кто главные герои

«Песни о Роланде»?

Прочитайте статью в учебнике до слов «Главный виновник…» и ответьте на вопросы: 1.На каком языке написана «Песнь о Роланде»? 2.В каком веке происходили события, которые описаны в песне? 3.О чьём походе рассказывается в песне? 4.Кем приходился Роланд Карлу Великому? 5.Что произошло с любимцем короля?

Прочитайте статью в учебнике до слов «Главный виновник…» и ответьте на вопросы:

1.На каком языке написана «Песнь о Роланде»?

2.В каком веке происходили события, которые описаны в песне?

3.О чьём походе рассказывается в песне?

4.Кем приходился Роланд Карлу Великому?

5.Что произошло с любимцем короля?

Прочитайте статью в учебнике со слов «Особенностью…» до «Таким образом …» и ответьте на вопрос: Каковы особенности воинского эпоса?

Прочитайте статью в учебнике со слов «Особенностью…» до «Таким образом …» и ответьте на вопрос:

Каковы особенности воинского эпоса?

Прочитайте статью в учебнике со слов «Средневековый французский эпос…» до конца и ответьте на вопросы: 1.Что напоминает французский эпос? 2.Какую известную русскую поэтессу вдохновили идеи средневекового эпоса?

Прочитайте статью в учебнике со слов «Средневековый французский эпос…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Что напоминает французский эпос?

2.Какую известную русскую поэтессу вдохновили идеи средневекового эпоса?

О чём «Песнь о Роланде»?

О чём «Песнь о Роланде»?

Прочитайте главу «Рог» до слов «Услыхал их спор…» и ответьте на вопросы: 1.Как зовут друга Роланда? 2.Кого хочет позвать Роланд на помощь? 3.Почему Оливье против этого? 4.В чём обвиняет Оливье Роланда? 5.Как зовут сестру Оливье?

Прочитайте главу «Рог» до слов «Услыхал их спор…» и ответьте на вопросы:

1.Как зовут друга Роланда?

2.Кого хочет позвать Роланд на помощь?

3.Почему Оливье против этого?

4.В чём обвиняет Оливье Роланда?

5.Как зовут сестру Оливье?

Прочитайте главу «Рог» со слов «Услыхал их спор…» до конца и ответьте на вопросы: 1.Что советует епископ Тюрпин? 2.Как называется рог Роланда? 3.Кто пытается разубедить короля Карла помогать Роланду? 4.О чём сообщает королю герцог Нэмский? 5.Почему король велит схватит Ганелона?

Прочитайте главу «Рог» со слов «Услыхал их спор…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Что советует епископ Тюрпин?

2.Как называется рог Роланда?

3.Кто пытается разубедить короля Карла помогать Роланду?

4.О чём сообщает королю герцог Нэмский?

5.Почему король велит схватит Ганелона?

За что наказан Ганелон?

За что наказан Ганелон?

За что наказан Роланд?

За что наказан Роланд?

Решите кроссворд 1. Имя племянника короля 2. Рог Роланда 3. Имя епископа 4. Имя предателя 5. Имя короля 6.Друг и советник Роланда

Решите кроссворд

1. Имя племянника короля

2. Рог Роланда

3. Имя епископа

4. Имя предателя

5. Имя короля

6.Друг и советник Роланда

Сравним поэтический перевод и прозаический

Сравним поэтический перевод и прозаический

Прочитайте статью в учебнике «О «Песни о Роланде» и ответьте на вопросы: 1.Как называются французские поэмы? 2.Почему Карл Великий был вынужден снять осаду и вернуться в своё государство?

Прочитайте статью в учебнике «О «Песни о Роланде» и ответьте на вопросы:

1.Как называются французские поэмы?

2.Почему Карл Великий был вынужден снять осаду и вернуться в своё государство?

Обратимся к поэтическому переводу «Песни о Роланде». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.Сколько лет воевал Карл в Испании? 2.Сколько раз бились французы с сарацинами? 3.В чём упрекает Оливье Роланда? 4.Какое будущее видит Оливье для себя и Роланда?

Обратимся к поэтическому переводу «Песни о Роланде».

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Сколько лет воевал Карл в Испании?

2.Сколько раз бились французы с сарацинами?

3.В чём упрекает Оливье Роланда?

4.Какое будущее видит Оливье

для себя и Роланда?

Чему учит это произведение современного читателя?

Чему учит это произведение современного читателя?

Чему учит это произведение современного читателя?  Нельзя быть самонадеянным и горделивым, нужно адекватно оценивать свои силы. Любое решение имеет свои последствия.

Чему учит это произведение современного читателя?

Нельзя быть самонадеянным и горделивым, нужно адекватно оценивать свои силы. Любое решение имеет свои последствия.

Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, даёт понятие о наших корнях и истоках.

Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, даёт понятие

о наших корнях и истоках.

Задачи урока: 1.Познакомиться с литературой Средневековья. 2.Выяснить, каковы особенности французского героического эпоса. 3.Понять, почему именно так закончилось сражение.

Задачи урока:

1.Познакомиться с литературой Средневековья.

2.Выяснить, каковы особенности французского героического эпоса.

3.Понять, почему именно так закончилось сражение.

Ответьте на вопросы: 1.Как в народном эпосе создаётся образ величия? 2.Как вы относитесь к Роланду? 3.Какое задание было трудным?

Ответьте на вопросы:

1.Как в народном эпосе создаётся образ величия?

2.Как вы относитесь к Роланду?

3.Какое задание было трудным?

Домашнее задание (письменно):  сравните стихотворный и прозаический переводы. Какой из них драматичнее? Аргументируйте свою позицию цитатами из текстов.

Домашнее задание (письменно):

сравните стихотворный и прозаический переводы. Какой из них драматичнее? Аргументируйте свою позицию цитатами из текстов.