Урок 28
Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «КАК РАБОТАЛ ЧЕХОВ»
Цель: Контроль знаний учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение», проверка сформированности умения постановки знаков препинания в предложениях с придаточными определительными, изъяснительными, места, времени.
Ход урока
I. Сообщение темы, определение целей урока.
II. Чтение текста диктанта полностью.
III. Чтение и запись текста контрольного диктанта.
Как работал Чехов
Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Люди, которые жили рядом с ним, видели в нём всегда кипевшую внутреннюю работу. Его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, запахи.
Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Что это значило? Прозаик не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, потому что упорно выслеживал тему, как охотник выслеживает дичь.
Строки из записных книжек, которые превращались в наброски к будущим произведениям, были перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (131 слово) (По А. Роскину.)
IV. Выполнение грамматических заданий.
Грамматические задания к диктанту «Как работал Чехов»
1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 3, предл. 1.
Вариант 2: абзац 2, предл. 1; абзац 3, предл. 4.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтак-сическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Вариант 1: абзац 1, предл. 3.
Вариант 2: абзац 3, предл. 3.
3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, ука-жите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
Вариант 1: абзац 3, пред. 4; абзац 1, предл. 2.
Вариант 2: абзац 3, пред. 1; абзац 4, предл. 1.
4. Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, места с союзными словами в придаточной части.
Вариант 1: откуда.
Вариант 2: куда.
Грамматические задания к диктанту «Как работал Чехов»
1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 3, предл. 1.
Вариант 2: абзац 2, предл. 1; абзац 3, предл. 4.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтак-сическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Вариант 1: абзац 1, предл. 3.
Вариант 2: абзац 3, предл. 3.
3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, ука-жите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
Вариант 1: абзац 3, пред. 4; абзац 1, предл. 2.
Вариант 2: абзац 3, пред. 1; абзац 4, предл. 1.
4. Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, места с союзными словами в придаточной части.
Вариант 1: откуда.
Вариант 2: куда.
Грамматические задания к диктанту «Как работал Чехов»
1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 3, предл. 1.
Вариант 2: абзац 2, предл. 1; абзац 3, предл. 4.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтак-сическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Вариант 1: абзац 1, предл. 3.
Вариант 2: абзац 3, предл. 3.
3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, ука-жите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
Вариант 1: абзац 3, пред. 4; абзац 1, предл. 2.
Вариант 2: абзац 3, пред. 1; абзац 4, предл. 1.
4. Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, места с союзными словами в придаточной части.
Вариант 1: откуда.
Вариант 2: куда.
Грамматические задания к диктанту «Как работал Чехов»
1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 3, предл. 1.
Вариант 2: абзац 2, предл. 1; абзац 3, предл. 4.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтак-сическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Вариант 1: абзац 1, предл. 3.
Вариант 2: абзац 3, предл. 3.
3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, ука-жите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
Вариант 1: абзац 3, пред. 4; абзац 1, предл. 2.
Вариант 2: абзац 3, пред. 1; абзац 4, предл. 1.
4. Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, места с союзными словами в придаточной части.
Вариант 1: откуда.
Вариант 2: куда.
_________________________________________________
_________________________________________________
Как р__ботал Чехов
Ж__знь Чехова п__дч__нялась писател__скому труду. Люди к__торые ж__ли ряд__м с ним вид__ли в нём всегда кипевш__ю внутрен____ю работу. Е__о орг__ны чу__ств не_пр__стан__о з__кр__пляли в памят__ выр__жения разг__воры краски зап__хи.
Мног__е из подмеч__н_______ в__круг себя Чехов зан__сил в з__писную кни__ку. К__гда эт__й кни__ки под рукой не __казывал__сь он записывал на ч__м попало на клоч_ке бумаги в__зитной карт__чке на __б__роте адр__сован__ого ему письма.
Чехов г__ворил что тема даёт__ся случа__м. Что это знач__л__? Пр__заик не выдумывал темы сидя в к__бинете за пис__мен__ым ст__лом. Но он и не ждал когда случай пр__дёт к нему. П__сатель сам ш__л на_встреч__ случаю по_тому__что упорн__ выслеж__вал тему как __хотн__к выслеж__вает дич__.
Строки из записных книж__к к__торые пр__вр__щались в н__броски к буду_щим пр__изведениям были перечеркнуты в_доль и по_перёк. Чехов хорош__ знал что п__сать прост__ труднее все__о. (132 слова) (По А. Роскину.)
Грамматические задания
1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.
Абзац 1, предл. 1; абзац 3, предл. 1.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Пр__заик не выдумывал темы сидя в к__бинете за пис__мен__ым ст__лом.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Составьте схемы выделенных шрифтом предложений, поставьте вопросы, укажите виды придаточных частей, укажите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Составьте ССП с придаточными определительными, изъяснительными, места с союзным словом КУДА в придаточной части.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________