СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Обучение анализу лирического стихотворения. Фрагмент урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по анализу стихотворения проводится в группах по 2-3-4 человека.  

Результаты могут быть представлены как в устном виде (один представитель от группы), так и в письменном виде - учитель выбирает подоходящую форму работы сам.

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Обучение анализу лирического стихотворения. Фрагмент урока.»

9 класс.

Обучение анализу лирического стихотворения.

Работа с текстом в группах с последующим представлением своей работы.


А.С.Пушкин. Товарищам (1817)


Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рождённый быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья —
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Ещё рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.


Примечание:

  1. При анализе можно пользоваться словарями.

  2. Ваша работа с помощью вопросов должна представлять собой текст – связное аргументированное высказывание, где одно положение, одно «открытие» влечёт за собой другое.


Вопросы для анализа:

  1. О чем говорит вам год написания стихотворения? Какие события в жизни автора происходят в 1817 году?

  2. Какие ассоциации вызывает у вас название стихотворения? Почему имя существительное употреблено во мн.ч.?

  3. Выпишите обращения. С какой целью употребляет их автор?

  4. Найдите в тексте устаревшие слова или формы слов. Выпишите их. Дайте современное толкование или укажите современную форму употребления слова.

  5. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько их: одна, две, несколько? Опишите их.

  6. О чём говорит нам метафора «годы заточенья», которой открывается стихотворение?

  7. Объясните лексическое значение слова «кров». Какой смысл вкладывает в него А.Пушкин?

  8. О каком «шуме света» идёт речь в стихотворении? В каком значении употреблено здесь слово «свет»? Почему он «зовёт» героя и его товарищей?

  9. Объясните переносное значение слова «дорога». Насколько уместно его употребление в тексте?

  10. Почему Пушкин использует эпитеты «гордые, юные», говоря о думах?

  11. Найдите в тексте противопоставление. С какой целью поэт использует его?

  12. Найдите характеристику лирического героя. Выпишите. Какой портрет нарисовал автор?

  13. Выпишите отрицания из последней части стихотворения. Какую роль они играют?

  14. Как вы понимаете последние строки стихотворения? Спишите и прокомментируйте их