СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Состав и значение сферы услуг

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д/З   1. Прочитать параграф 13, подготовиться к устному опросу. Выписать определения + таблицы 7,8.+ рис 23. Чем отличается сфера услуг городского и сельского населения?

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Состав и значение сферы услуг»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (СФЕРА УСЛУГ)


Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различные функции для покупателей, но не включают продажу реального продукта. В экономической науке как в России, так и за рубежом нет полного единства относительно того, что следует включать в состав сферы услуг. Например, американские экономисты приводят следующую классификацию отраслей услуг:

  • 1) услуги сферы материально-вещественного производства: торговля (оптовая, розничная, общественное питание); транспорт; услуги по производству и обращению (по организации и налаживанию управления производством, его общественных связей, по обслуживанию помещений, агентств по прокату оборудования, проектно-конструкторских бюро); реклама; услуги связи; материально-вещественные услуги населению (сюда же относится гостиничное дело);

  • 2) сфера нематериальных (невещественных) услуг: услуги финансово-кредитных и страховых учреждений; хозяйственные услуги государства; хозяйственное использование недвижимости (сдача внаем жилья и помещений для предпринимательской деятельности); наука, образование и здравоохранение; невещественные услуги населению.


В группу деловых услуг входят профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т.д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, посредничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях.

В России принята несколько иная классификация. По ней услуги можно подразделить на следующие виды.

А. Материальные, в том числе: 1) материализуемые в предметах своего воздействия (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание); 2) нематериализуемые в предметах своего воздействия (транспорт и связь).

Б. Нематериальные, в том числе: 1) необходимые (образование, культура, здравоохранение, физическая культура); 2) вынужденно необходимые (государственное управление, оборона, охрана общественного порядка).


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две крупные, относительно самостоятельные части: сферу обслуживания и коммуникационную систему.

Сфера обслуживания включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство, науку и образование, культуру и искусство, здравоохранение и физкультуру, социальное обеспечение, государственное управление, финансово-кредитную сферу и т.д.

Экономическое значение сферы обслуживания велико. Она необходима для воспроизводства рабочей силы и содействует повышению производительности труда. Одно только снижение заболеваемости в результате развития медицинского обслуживания, физкультуры и спорта сильно сокращает потери рабочего времени. Хорошая организация торговли, работы детских учреждений, предприятий бытового обслуживания, общественного питания высвобождает часть трудоспособного населения из сферы домашнего хозяйства.

В то же время в современном обществе в сфере услуг занята значительная часть всех трудовых ресурсов, и доля ее в занятости растет, достигая, по разным расчетам, от 50 до 70% (в США) всех работающих. В России в 2007 г. в сфере обслуживания было занято (без работников пассажирского транспорта и связистов, обслуживающих население) около 62,7% всех работающих.

Социальное значение сферы обслуживания еще значительнее. Она способствует наиболее полному и всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокому уровню его жизни.

Коммуникационная система

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.



Д/З


  1. Прочитать параграф 13, подготовиться к устному опросу

  2. Выписать определения + таблицы 7,8.+ рис 23.

  3. Чем отличается сфера услуг городского и сельского населения?