СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №33. СПП с придаточными следствия, уступки и условия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. закрепить полученные знания о СПП;  формировать умения различать указанные виды придаточных предложений, определять средство связи с главным, правильно расставлять знаки препинания в СПП с данными видами придаточных предложений;
  2. развивать мыслительную деятельность учащихся, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
  3. способствовать воспитанию сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №33»

9 класс


Урок 33.

СПП с придаточными следствия, уступки и условия.

Цели:


  1. закрепить полученные знания о СПП; формировать умения различать указанные виды придаточных предложений, определять средство связи с главным, правильно расставлять знаки препинания в СПП с данными видами придаточных предложений;

  2. развивать мыслительную деятельность учащихся, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

  3. способствовать воспитанию сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Ожидаемый результат:

учащиеся знают отличительные характеристики СПП с придаточными уступки, условия и следствия; правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях данного типа; умеют распознавать придаточные уступки и следствия, отличать их от других видов придаточных; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных с главными; правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа, делать схематический разбор предложений.

Оборудование:

учебник, раздаточный материал для работы в группе

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание.


Приветствие учащихся. Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята!

Урок наш пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работаем совместно, помогаем друг другу и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?

Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения» (2 мин) Продолжите мою фразу:

- У меня хорошее настроение, потому что …


Приветствуют учителя.

Продолжают фразу:

У меня хорошее настроение, потому что …

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи


  1. Словарно-орфографическая работа

Слушаешь сосредоточенно, войска сосредоточены на границе, выскочишь впопыхах, поступаешь необдуманно, решение до конца не продумано, отчаянно борются с непогодой, беседовать друг с другом, посматривает исподлобья, смотришь исподтишка, повторишь точь-в-точь, море будто присмирело.

(Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 9 классе», стр. 64).


Выполняют словарно-орфографическую работу, комментируют орфограммы.

Самопроверка.

  1. Актуализация опорных знаний

Грамматическая разминка.

  1. Определите, как могут выражаться причинные значения в предложениях:

  • Не находя нужного слова, он замолчал (деепричастный оборот).

  • Спросонья он не мог ничего понять (наречие причины).

  • Сестра завела будильник (она боялась проспать) и прилегла на диван (вводное предложение).

  • Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель (СПП причины.)


  1. Продолжите предложения. Определите вид придаточных.

  • Надо хорошо знать правила, чтобы…

  • Он посоветовал мне, чтобы…

  • Надо говорить так, чтобы…


  1. Кодированный диктант. Определите вид придаточных предложений.



Предложение

Виды придаточных

  1. Я рад, что это прибавит вам уверенности в себе.

  1. Места

  1. Слово, которое в словаре имеет только одно значение, в жизни может иметь полдюжины.

  1. Времени

  1. Куда ветер подует, туда и полетит кленовый листик.

  1. Следствия

  1. Едва шаги отдалились, он выбежал из укрытия.

  1. Изъяснительное

  1. Чтобы не сбиться с пути в незнакомом лесу, надо следить за солнцем.

  1. Определительное

  1. До глубокой осени лили дожди, так что выйти в поле было нельзя.

  1. Цели


Проверьте себя: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3


Работа в группах.

Выполняют задания в группах, представляют результаты работы.

Взаимопроверка.

  1. Изучение нового материала

Анализ предложения. Составление опорной схемы.

  1. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Что из этого следует?



[ 1 ], (союз так что 2 )


  1. Через полчаса всё в доме успокоилось, хотя спали далеко не все (уступки)

Несмотря на что?



[ 1 ], (союз хотя 2 )



  1. Если сухие ветви с деревьев в тихую погоду валятся, будет дождь (условия)

При каком условии?



(союз если 1 ), [ 2 ]


Работа в парах.

Анализируют предложения, составляют опорные схемы.

Изучают материал учебника, составляют связный рассказ, рассказывают в паре.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Конструирование предложений из пар простых – упражнение № 283, 320, 336.

  2. Упражнение на замену – упражнения № 275,326, 348 (II)

  3. Закончить предложения, добавив нужный вид придаточного – упражнение № 284,327,337


Работа в 3 группах.

Выполняют задания в группах, представляют результаты работы.

  1. Подведение итогов.

Рефлексия «Свободный микрофон»

- С какими видами придаточных предложений мы познакомились на уроке?

- Какая информация содержится в придаточных следствия, условия и уступки? На какие вопросы они отвечают? Какие союзы употребляются в СПП данных видов?

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность на уроке и степень понимания нового материала.

Домашнее задание.

  • §21, 25-26;

  • упражнение № 227 (выписать только СПП с придаточным следствия – последнее предложение),

  • упражнение №335 (выборочное письмо): СПП условия (1, 3, 4, 5), СПП уступки (2, 6, 7, 8)