9 класс | |
Урок 33. | СПП с придаточными следствия, уступки и условия. |
Цели: | закрепить полученные знания о СПП; формировать умения различать указанные виды придаточных предложений, определять средство связи с главным, правильно расставлять знаки препинания в СПП с данными видами придаточных предложений; развивать мыслительную деятельность учащихся, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; способствовать воспитанию сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний. |
Ожидаемый результат: | учащиеся знают отличительные характеристики СПП с придаточными уступки, условия и следствия; правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях данного типа; умеют распознавать придаточные уступки и следствия, отличать их от других видов придаточных; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных с главными; правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа, делать схематический разбор предложений. |
Оборудование: | учебник, раздаточный материал для работы в группе |
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Целеполагание. | Приветствие учащихся. Психологический настрой - Здравствуйте, ребята! Урок наш пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работаем совместно, помогаем друг другу и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились? Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения» (2 мин) Продолжите мою фразу: - У меня хорошее настроение, потому что … | Приветствуют учителя. Продолжают фразу: У меня хорошее настроение, потому что … Записывают тему урока, формулируют цели и задачи |
Словарно-орфографическая работа | Слушаешь сосредоточенно, войска сосредоточены на границе, выскочишь впопыхах, поступаешь необдуманно, решение до конца не продумано, отчаянно борются с непогодой, беседовать друг с другом, посматривает исподлобья, смотришь исподтишка, повторишь точь-в-точь, море будто присмирело. (Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 9 классе», стр. 64). | Выполняют словарно-орфографическую работу, комментируют орфограммы. Самопроверка. |
Актуализация опорных знаний | Грамматическая разминка. Определите, как могут выражаться причинные значения в предложениях: Не находя нужного слова, он замолчал (деепричастный оборот). Спросонья он не мог ничего понять (наречие причины). Сестра завела будильник (она боялась проспать) и прилегла на диван (вводное предложение). Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель (СПП причины.) Продолжите предложения. Определите вид придаточных. Надо хорошо знать правила, чтобы… Он посоветовал мне, чтобы… Надо говорить так, чтобы… Кодированный диктант. Определите вид придаточных предложений.
Предложение | Виды придаточных | Я рад, что это прибавит вам уверенности в себе. | Места | Слово, которое в словаре имеет только одно значение, в жизни может иметь полдюжины. | Времени | Куда ветер подует, туда и полетит кленовый листик. | Следствия | Едва шаги отдалились, он выбежал из укрытия. | Изъяснительное | Чтобы не сбиться с пути в незнакомом лесу, надо следить за солнцем. | Определительное | До глубокой осени лили дожди, так что выйти в поле было нельзя. | Цели | Проверьте себя: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3 | Работа в группах. Выполняют задания в группах, представляют результаты работы. Взаимопроверка. |
Изучение нового материала | Анализ предложения. Составление опорной схемы. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Что из этого следует?
[ 1 ], (союз так что 2 ) Через полчаса всё в доме успокоилось, хотя спали далеко не все (уступки) Несмотря на что?
[ 1 ], (союз хотя 2 )
Если сухие ветви с деревьев в тихую погоду валятся, будет дождь (условия) При каком условии?
(союз если 1 ), [ 2 ] | Работа в парах. Анализируют предложения, составляют опорные схемы. Изучают материал учебника, составляют связный рассказ, рассказывают в паре. |
Закрепление изученного материала. | Конструирование предложений из пар простых – упражнение № 283, 320, 336. Упражнение на замену – упражнения № 275,326, 348 (II) Закончить предложения, добавив нужный вид придаточного – упражнение № 284,327,337 | Работа в 3 группах. Выполняют задания в группах, представляют результаты работы. |
Подведение итогов. | Рефлексия «Свободный микрофон» - С какими видами придаточных предложений мы познакомились на уроке? - Какая информация содержится в придаточных следствия, условия и уступки? На какие вопросы они отвечают? Какие союзы употребляются в СПП данных видов? - Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным? | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность на уроке и степень понимания нового материала. |
Домашнее задание. | §21, 25-26; упражнение № 227 (выписать только СПП с придаточным следствия – последнее предложение), упражнение №335 (выборочное письмо): СПП условия (1, 3, 4, 5), СПП уступки (2, 6, 7, 8) | |