Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2011/2012 учебный год, 7 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
| | | | | | | | | | | | |
Максимальное количество баллов – 44 баллов
Подчеркните слова, в которых есть непарные звонкие согласные. (3 балла)
Любовь, венок, забава, нежный, марля, кофе, чашка, загадка, гудок, щука.
2. Подберите по одному синониму к каждому из значений слова зелёный, употребив их со следующими существительными. (5 баллов)
зелёная краска | |
зелёная клубника | |
зелёные щи | |
зелёная зона | |
зелёное лицо | |
3. Приведите пять фразеологизмов, содержащих названия любых букв (современного русского алфавита, древнерусской азбуки, латинского или греческого алфавитов). (5 баллов)
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
4. Подчеркните слова, которые соответствуют схеме приставка – корень – суффикс – суффикс. (2 балла)
Поговорить, побег, рассмотрите (повелит.), догоняя, обессилеть.
5. Подчеркните слова, в которых есть нулевой суффикс. (3 балла)
Белизна, водопой, минский, пятый, синеглазый.
6. Восстановите словообразовательную цепочку, в результате которой образовалось слово перестраховка. (2 балла)
……………… - …..…. …… - перестраховка
7. Подберите к данным существительным прилагательные, согласовав их в правильной форме (5 баллов).
Авеню, мозоль, пони, такси, сулугуни.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Поставьте приведённые имена существительные в форму творительного падежа множественного числа. (5 баллов)
Дочь, лошадь, мышь, ребёнок, человек.
_____________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Образуйте краткие формы прилагательных, где это возможно. (5 баллов)
Прилагательное | Краткая форма | Прилагательное | Краткая форма |
тонкий | | дружеский | |
розовый | | ответственный | |
большой | | бабушкин | |
солёный | | лесной | |
стеклянный | | зелёный | |
10. Найдите слова, в которых допущены ошибки, и запишите их правильно (3 балла).
Изложение, подрастковый, заря, росток, переберать, подскочить, плывуны, утварь, прикоснуться, вымакнуть (под дождём).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Соотнесите названия произведений с их авторами. (5 баллов)
1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | |
1. «Бежин луг» 2. «Дубровский» 3.«Размышления у парадного подъезда» 4.«Ночь перед Рождеством» 5.«Волк и ягнёнок» | А. И.С. Тургенев Б. Н.В. Гоголь В. А.П. Чехов Г. А.С.Пушкин Д. Н.А. Некрасов Е. И.А. Крылов |
12. О каком литературоведческом термине идёт речь? (1 балл)
Вид тропа, чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты описываемого явления. Может быть, как идеализирующей, так и уничижающей.
__________________________________________________________________
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2011/2012 учебный год, 7 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант текста.
Определите стиль текста.
Определите тип речи.
Выпишете фразеологизм.
Осенью я остался один в нашем пригородном доме. Со мной были мой охотничьий пес Ромка и старая кошка Маруся. Они жили в уском проходе между печькой и дверью совершенно самостоятельно и почти меня некосались. Я ежедневно ложил им еду в стекляные мисочки, стараясь, чтобы она не поподала в мышинные счели.
Ромка был умный, добрый и очень ласковый пес. Как у многих собак, у его были свои чудачества. Получив от меня вкусный кусочик, Ромка обизательно ложил его возле постоянно гаревшей печьки на парчевую потстилку и неторопливо ложился на бочек рядом, наблюдая за пламем. Он, видимо, наслождался мыслью, что в любой момент может праглатить лакомство. Но тут обезательно происходила не приятность. Заметив угощение, с печки мяхко саскакивала Маруся, вытенув хвост, начинала осторожно приближатся к прибиреженной еде.
Добрый Ромка вмиг привращался в не друга. С великим возмущением, грозно припадняв на спине шэрсьть, Ромка, бывало, вскачит на ноги и сломя голову помчиться за меукавшей Марусей. Загнав кошку на печ, пес торопливо переносил лакомый кусочик на кирпичек, где стояла его миска, затем медленно его сьедал.
Так они разигрывали для меня каждадневный спектакаль.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2011/2012 учебный год, 7 класс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
3 | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 1 | 44 |
1. Любовь, нежный, марля.
2. Зелёная краска – изумрудная (и др. оттенки); зелёная клубника - незрелая, неспелая; зелёные щи – щавелевые, травяные; зелёная зона – лесная, парковая, лесопарковая; зелёное лицо – бледное, землистое, нездоровое.
3. Альфа и омега, прописывать ижицу, от А до Я, аза в глаза не видеть, выписывать ногами мыслете, ни бе ни ме, расставить точки над «и» и др.
4. Поговорить, догоняя
5. Водопой, пятый, синеглазый
6. Страховать – перестраховать – перестраховка
7. Оживлённая авеню, сухая мозоль, бодрый пони, быстрое такси, свежий сулугуни.
8. Дочерьми и дочерями, лошадьми и лошадями, мышами, детьми, людьми.
9.
Прилагательное | Краткая форма | Прилагательное | Краткая форма |
тонкий | тонок | ответственный | ответственен |
большой | велик, | зелёный | зелен |
солёный | солон | | |
10. Подростковый, перебирать, вымокнуть.
11. 1А2Г3Д4Б5Е
12. Гипербола.
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2011/2012 учебный год, 7 класс
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
(28 баллов за текст + 1 балл за стиль + 1 балл за тип речи; за каждую допущенную ошибку минус 0,25 балла, а также если поставлен неверный знак препинания минус 0,25 балла.)+1балл за фразеологизм
Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.
Запишите исправленный вариант текста.
Определите стиль текста.
Определите тип речи.
Выпишите из текста фразеологизм.
Осенью я остался один в нашем пригородном доме. Со мной были мой охотничий пес Ромка и старая кошка Маруся. Они жили в узком проходе между печкой и дверью совершенно самостоятельно и почти меня не касались. Я ежедневно клал им еду в стеклянные мисочки, стараясь, чтобы она не попадала в мышиные щели.
Ромка был умный, добрый_ и очень ласковый пес. Как у многих собак, у него были свои чудачества. Получив от меня вкусный кусочек, Ромка обязательно клал его возле постоянно горевшей печки на парчовую подстилку и неторопливо ложился на бочок рядом, наблюдая за пламенем. Он, видимо, наслаждался мыслью, что в любой момент может проглотить лакомство. Но тут обязательно происходила неприятность. Заметив угощение, с печки мягко соскакивала Маруся, вытянув хвост, начинала осторожно приближаться к прибиреженной еде.
Добрый Ромка вмиг превращался в недруга. С великим возмущением, грозно приподняв на спине шерсть, Ромка, бывало, вскочит на ноги и сломя голову помчится за мяукавшей Марусей. Загнав кошку на печь, пес торопливо переносил лакомый кусочек на кирпичик, где стояла его миска, затем медленно его съедал.
Так они разыгрывали для меня каждодневный спектакль.
2. Художественный.
3. Повествование.
4. Сломя голову.