СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тренинг предназначен для проверки знаний по теме
19
Тренинг к теме №9 «Россия в правление Ивана IV и Федора Ивановича» Часть 1
№ п/п | Задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в. 1) стрельцы, 2) Земский собор, 3) закупы, 4) царство, 5) рядовичи, 6) приказы. Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе правления Ивана IV. 1) стрельцы 2) опричники 3) полки «нового строя» 4) Избранная рада 5) Табель о рангах 6) Уложение о службе Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Установите соответствие между именами
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Установите соответствие между историческими лицами и родом их деятельности, фактами биографий:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Установите соответствие между историческими лицами и родом их деятельности
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Напишите пропущенное слово. Внутренняя политика Ивана Грозного, проводимая в 1565−1572 гг., характеризуемая террором против разных слоёв населения и направленная на всемерное усиление царской власти, называется_______.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Напишите пропущенное словосочетание. Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Запишите термин, о котором идёт речь. Часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV называется _______________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Запишите термин, о котором идёт речь. Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счет местного населения в течение периода службы. Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) «Стояние на реке Угре» 2) деятельность Избранной рады 3) присоединение Тверского княжества к Москве 4) созыв церковного собора (Стоглав) 5) присоединение Астраханского ханства 6) Соловецкое восстание Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) присоединение Крыма 2) создание стрелецкого войска 3) «стояние на реке Угре» 4) присоединение Казанского ханства 5) созыв Земского собора 6) учреждение патриаршества Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 1) присоединение Астрахани 2) введение государственного герба — двуглавого орла 3) присоединение Новгорода 4) появление книгопечатания в Москве 5) создание стрелецкого войска 6) постройка краснокирпичного Московского Кремля Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите в ответ номера, под которыми они указаны. 1) присоединение Твери 2) проведение Стоглавого собора 3) присоединение Коломны и Можайска 4) введение «Юрьева дня» 5) издание указа о «заповедных летах» 6) Ливонская война Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Какие три из перечисленных мероприятий относятся к деятельности Избранной Рады? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) учреждение патриаршества в России 2) созыв первого Земского собора 3) учреждение Приказа тайных дел 4) принятие Судебника 1550 г. 5) создание стрелецкого войска 6) введение заповедных лет Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
1) Владимир Красное Солнышко 2) XVI в. 3) объединение сил русских земель для борьбы с ордынским владычеством 4) крещение Руси 5) введение патриаршества 6) XIV в. 7) Иван III 8) XV в. 9) Ярослав Мудрый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
1) Владимир Красное Солнышко 2) XVI в. 3) провозглашение крестовых походов 4) крещение Руси 5) предание анафеме Православной церкви католиками 6) XIV в. 7) Иван III 8) XI в. 9) Ярослав Мудрый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Пропущенные элементы: 1) Вильгельм Завоеватель 2) XVI в. 3) Дмитрий Донской 4) XV в. 5) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём 6) проведение всеобщей поземельной переписи 7) введение патриаршества 8) XIII в. 9) княгиня Ольга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Пропущенные элементы: 1) Василий III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) 1425-1462 гг. 5) 1558-1603 гг. 6) 1505-1533 гг.
9) междоусобица в Московском княжестве
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Пропущенные элементы: 1) Василий III
3) Фёдор Иванович 4) 1425–1462 гг. 5) 1462–1505 гг. 6) 1558–1603 гг. 7) введение правила Юрьева дня 8) разгон Долгого парламента 9) гибель "Непобедимой армады" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) Дмитрий Донской 3) Юрий Долгорукий 4) Софья Палеолог, Ахмат 5) XV в. 6) древлянский князь Мал, воевода Претич 7) XVI в. 8) княгиня Ольга 9) XI в. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные:
Пропущенные элементы:
2) митрополит Макарий 3) учреждение патриаршества на Руси 4) монгольское нашествие на Русь 5) 1551 г. 6) Борис Годунов 7) патриарх Никон 8) 1318 г. 9) 1448 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Прочтите отрывок из документа XVI в. «Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) действие указа (уложения) обеспечило успехи Русского государства в борьбе за присоединение Казанского ханства 2) данный указ был издан в период правления Ивана IV 3) указ (уложение) вводил (о) единые правила воинской службы государству для землевладельцев – вотчинников и помещиков 4) положения указа (уложения) распространялись на землевладельцев, имевших земли вокруг Москвы 5) с каждых 100 четвертей (150 десятин) земли землевладельцу полагалось вывести одного вооружённого конного воина 6) данный указ был введён в действие в первой половине XVI в. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Прочтите отрывок из исторического источника. «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам. Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее. 2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады. 3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником. 4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг. 5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой. 6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Прочтите отрывок из послания. «Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг. 2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания. 3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г. 4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания. 5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма. 6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Прочтите отрывок из послания. «Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я пострадал из-за вас в юности и страдаю доныне. Это известно всем (ты был ещё молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство и вступил на вечные времена в Царство небесное предстоять пред царём царей и господином государей, мы остались с родным братом, святопочившим Георгием. Мне было три года, брату же моему — год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени находясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы — литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы; и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали, ибо князь Семён Вельский и Иван Ляцкий, подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву, и куда только они ни бегали, взбесившись, — и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. Но ничего из этого не вышло...» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Адресат данного послания возглавил поход литовских войск на Москву. 2) Послание обращено адресату, находящемуся на территории России. 3) Автор послания находится во враждебных отношениях с адресатом. 4) Автор данного послания имел царский титул. 5) Данное послание написано в XV в. 6) Мать автора послания являлась правительницей государства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Прочтите отрывок из документа. «На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку. 2) Царь, упоминаемый в отрывке — Иван III. 3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны. 4) Автор одобряет действия царя. 5) Упоминаемые в отрывке мужи-советники входили в Избранную раду. 6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Прочтите отрывок из исторического источника. «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III. 2) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие. 3) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в. 4) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме. 5) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора. 6) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Прочтите отрывок из сообщения современника. «Своего апогея «война двух царей» достигла …вскоре после неудачной совместной турецко-татарской экспедиции на Астрахань. Хану нужно было не только реабилитироваться перед лицом Стамбула, подозревавшего (и не без оснований) крымского «царя» в том, что тот ведёт собственную игру. [Русский царь] по прежнему демонстрировал неуступчивость в казанском и астраханском вопросах… Более того, Москва не оставляла намерений расширить свою сферу влияния на Северном Кавказе. И хотя сам Девлет-Гирей не испытывал особого желания идти на дальнейшее обострение отношений с Москвой, он, тем не менее был вынужден это сделать. Запутавшись в клубке интриг и противоречий, Девлет-Гирей решил разрубить его одним ударом меча и в мае _________ года лично возглавил примерно 30-тысячную рать, отправившуюся в набег на московскую «украину»… Девлет-Гирей смог обхитрить московских воевод. Он не пошёл прямо на Москву, на изготовившиеся встретить его полки [русского царя], а обошёл их с запада и устремился к Москве… Ещё не всё было потеряно – силы были примерно равны, а укрепления московского Великого посада и Кремля были неприступны для лёгкой татарской конницы. Ничто не предвещало трагедии, но, увы, сражение, разыгравшееся под стенами столицы утром 24 мая ____________ года, закончилось поражением русских. Начавшийся вскоре на окраине столицы пожар превратил его в катастрофу, которой Москва не знала, пожалуй, с 1382-го [года]. Город был уничтожен практически полностью…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Пропущенная в тексте дата – 1571 год. 2) Русский царь, упоминаемый в тексте, это Алексей Михайлович. 3) Автор отмечает, что изначально крымский хан не желал обострения конфликта с Москвой. 4) Автор отмечает, что одной из причин успеха крымского хана было многократное превосходство его армии в численности. 5) В период событий, описываемых в тексте, Русское государство одновременно вело войну на северо-западе. 6) В результате событий, описываемых в тексте, Москва была вынуждена уступить крымскому хану Астрахань. Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Прочтите отрывок из исторического источника. «Изволением человеколюбца Бога и пречистой Богородицы …пришёл к нам, к великому государю …в царствующий град Москву Еремей, …архиепископ Константинополя, Нового Рима, и святейший Вселенский патриарх… И мы, великий государь… [решили] в царствующем нашем граде Москве устроить превеликий престол патриарший… И мысль свою царскую пресвятейшему Еремею… объявили, понеже наши прародители великие государи цари всея Великой Руси приняли святую и непорочную христианскую веру, и… [её] доныне непоколебимо держим. И слышав таковое …Вселенский патриарх …похвалил мысль и изволение благочестивого и христолюбивого великого государя… И говорил: "О благоверный и христолюбивый… великий государь! Хочешь почтить и украсить святую превеликую соборную церковь пресвятые Богородицы честного и славного её Успения превысоким престолом патриаршества и тем превеликим делом царствующий град Москву и всё своё Великое Российское царство прославить и возвеличить во всю вселенную! Воистину в тебе, благочестивом царе, Дух Святой пребывает и от Бога эта мысль тобою в дело произведена будет! Понеже ветхий Рим пал из-за Аполинариевой ереси, Второй же Рим, иже есть Константинополь… – от турок; твоё же, о благочестивый царь, Великое Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзойдёт…"» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) Царь, от имени которого составлен документ, – Фёдор Иванович. 2) События, о которых говорится в документе, относятся к XVI в. 3) При царе, от имени которого составлен документ, в Русском государстве была введена опричнина. 4) В документе отмечается, что намечаемое преобразование связано с недавно произошедшим укреплением позиций Византийской церкви. 5) В документе упоминается теория, авторство которой принадлежит псковскому старцу Филофею. 6) В том же веке, к которому относятся описываемые в документе события, начался раскол Русской церкви. Подсказка Речь идет о принятии РПЦ патриаршества. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Прочтите отрывок из исторического источника. «В июне месяце... снова вспыхнул пожар в Москве, и большая часть её снова сделалась жертвою пламени; много людей погибло в этом бедствии. Кроткая царица Анастасия, уже страдающая тяжкою болезнью, была вынесена из Кремля через пылающие улицы Москвы; но её здоровье не устояло против этого потрясения, и 7 августа кончила она свою богоугодную жизнь. Так разорвана была последняя цепь, связывавшая царя; так разрушилась святыня семейного счастья, в котором его бурная душа находила успокоение. Первым делом его было возвращение к прежней буйной жизни; вторым — допущение бесстыдной клеветы на Сильвестра и Адашева, будто отравителей царицы: первый был сос.лан в Соловецкий монастырь, второй заключён в темницу в Юрьеве (нынче Дерпте), ещё недавно покорённом русскими войсками; оба, по воле Божией, умерли в течение года и не видали страшных бедствий России. Ливония была снова отнята у русских Литвою и её великим королём Стефаном Баторием. Царь должен был слушать униженно наглые ругательства литовских послов. Крымцы, недавно ожидавшие конечной гибели от России, разграбили и сожгли Москву; Новгород, Тверь, Торжок, Коломна были опустошены царём так, как никогда не были опустошены неприятелем. Россия была полита кровью, бояре её перерезаны, народ измучен, Москва лишилась трёх четвертей своих обывателей, а всё тот же державный государь сидел на престоле». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) Сильвестр и Адашев входили в круг близких царю людей, который получил название Избранная рада. 2) Разорение Новгорода и Твери, о котором говорится в отрывке, произошло в 1569-1570 гг. 3) Король Стефан Баторий в ходе войны, о которой говорится в отрывке, захватил Псков. 4) Автор считает смерть царицы Анастасии одной из причин репрессивной политики царя, о котором говорится в тексте. 5) Пожар Москвы, о котором говорится в тексте, произошёл в 1447 г. 6) Автор одобряет действия царя, о которых говорится в отрывке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Прочтите отрывок из записок современника. «За время царствования он вёл много войн с царями казанскими, которые вместе с крымскими татарами весьма ему досаждали... Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отпали и подняли великий мятеж, то царь решил покорить их силою и шесть раз посылал против них войско, один раз в год; на седьмой год он сам лично отправился в поход с несметным войском, состоявшим из четырёхсот тысяч человек, способных носить оружие. ...Итак, ...он выехал из Москвы, где оставил вместо себя митрополита Макария с великою княгинею и её сыном, молодым принцем Фёдором…, и, прибыв к войску, стоящему под Казанью, прибегал к хитростям для того, чтобы взять этот город, сделал несколько приступов и наконец взял её штурмом... чему весьма помог подкоп, подведённый к самому городу под рекой Волгой...» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) Царь, о котором говорится в тексте, — Иван IV. 2) События, описываемые в тексте, относятся к 1580-м гг. 3) Автор отмечает лёгкость, с которой произошло описываемое в тексте завоевание. 4) К тому же царствованию относится присоединение к Русскому государству Астрахани. 5) Автор отмечает угрозу, исходившую для Русского государства от Крымского ханства. 6) Отец царя, о котором говорится в записках, — Михаил Фёдорович. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Прочтите отрывок из исторического источника. «Господь, решив усмирить …лютость [царя], подал ему знак, обрушив на Москву великий пожар. Из-за того пожара разразилось столь великое возмущение всего народа московского, что сам царь принужден был спрятаться со всем своим двором В том восстании был убит дядя царя, князь Юрий Глинский, а двор его разграблен народом… Таким знаком Бог подал руку помощи земле христианской, дав ей возможность отдохнуть. К царю… явился протопоп родом из Великого Новгорода, и страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, а также представил ему чудеса, как бы явленные от Бога…, чтобы с их помощью пресечь его буйства и умерить неистовый нрав. …Сильвестру содействовал в этом и благородный юноша Алексей Адашев… Эти два мужа делали много добра своей сокрушённой и опустошённой земле; царь же благосклонно, со вниманием слушал их». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) Царь, о котором говорится в источнике, – Михаил Фёдорович. 2) События, о которых говорится в источнике, относятся к XVI в. 3) При царе, о котором говорится в источнике, в Русском государстве был принят новый свод законов. 4) Автор отмечает мягкий, человеколюбивый характер царя. 5) Упоминаемые в источнике «мужи» вместе с другими советниками царя составили так называемую Избранную раду. 6) Упоминаемые в источнике «мужи» оставались доверенными советниками царя вплоть до его смерти. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Прочтите отрывок из письма. «Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были… [Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) Автор письма — царь Алексей Михайлович. 2) Письмо было написано в XVI в. 3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник. 4) В письме упоминаются члены Избранной рады. 5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо. 6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Прочтите отрывок из источника. «… В граде Пскове слышали бояре и воеводы, что уже идёт король Стефан на Псков, и всячески и неослабно по-прежнему осаду укрепляли. В волости же и сёла …непрестанно посылая, всякие запасы в город возить велели, дворы же и с остальными кормовыми запасами жечь повелевая, чтобы не было врагу домов и пищи… Так же православный царь и государь и великий князь ________________________, то же слышав, что литовский король на его государеву вотчину на Псков град со многою горделивою силою великою устремился. Сие же слышав благоверный государь во Псков к боярам своим и воеводам и всем воинским людям и псковичам свои царские грамоты пишет не ослабно же и мужественно во осаде быть и до смерти невозвратно с Литвою биться велев… Того же месяца в восьмой день, на первом часу дни, начали бить из наряду по граду из троих туров из двадцати пищалей, и били беспрестанно весь день до ночи, так же и на утро и выбили городовые стены да Покровскую башню всюду земли до Свиной башни, половину земли сбив… и городовую стену во многих местах проломив. И сие к королю своему возвестили. Он же весьма о сем радостен был…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) В источнике описываются события Смоленской войны. 2) Русский царь, имя которого пропущено в тексте, – Иван IV. 3) Русский город, действия против которого неприятеля описываются в источнике, выдержал неприятельскую осаду, и неприятель был вынужден отступить от его стен. 4) Война, события которой описываются в источнике, завершилась победой русского государства. 5) В тексте говорится об эффективном использовании противником огнестрельного оружия. 6) В тексте говорится о бездействии русских воевод перед надвигающейся неприятельской угрозой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Назовите имя правителя, о котором говорится в отрывке из документа: «Митрополит Филипп не мог долее молчать в виду этого. Он добром увещевал великого князя жить и править подобно своим предкам. И благодаря этим речам добрый митрополит попал в опалу и до самой смерти должен был сидеть в железных, очень тяжелых цепях, а великий князь вновь избрал митрополита - по своему желанию. Затем великий князь отправился из Александровой слободы вместе со всеми опричниками» Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Назовите имя царя, о котором говорится в отрывке из документа: «Божеской помощью и покровительством решил пойти на гордого своего врага - царя Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Укажите название политики, об учреждении которой говорится в документе XVI в.: «С этого и начал великий князь... и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Назовите имя атамана казаков, о котором говорится в отрывке из сочинения Н.М. Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Установите соответствие между терминами и их определениями. 1) приказы 2) кормление 3) урочные лета 4) заповедные годы А) территория, с которой должностному лицу предоставлено право собирать часть государственных доходов; Б) органы центрального управления в XVI-XVII вв. В) временный запрет на переход крестьян от одного владельца к другому Г) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян Д) система занятия должностей при дворе в зависимости от знатности рода
|
Часть 2
№ п/п | Задание |
17.1 | В годы правления князя Василия III отношения между государством и церковью приобретают характер тесного сотрудничества. Укажите три причины складывания данной ситуации. Пояснение. Причины 1) Василий III нуждался в поддержке церковью его политики объединения русских земель; 2) Василию III было необходимо согласие церкви на развод и заключение брака с Еленой Глинской; 3) присоединив большой земельный фонд, достаточный для раздачи поместий, Василий III поддерживал церковное землевладение; 4) в сложной международной обстановке после падения Византийской империи Русская православная церковь нуждалась в государственной поддержке; 5) государство помогало церкви в борьбе с ересями. |
17.2 | В 1533 г. умер великий князь московский и всея Руси Василий III. Укажите три любых политических последствия данного события. Пояснение. Последствия: 1) официальное возведение на престол Ивана IV; 2) заключение в темницу князя Юрия Дмитровского, как возможного претендента на престол; 3) начало деятельности «опекунского совета» и борьбы между боярами-опекунами; 4) начало управления государством Елены Глинской. |
17.3 | Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х-50-е гг. XVI в. был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и проведением реформ в различных сферах общественной жизни. Какие причины вызвали обострение отношений между царём и его ближайшим окружением, приведшее к разрыву царя с Избранной радой и установлению опричнины? Приведите не менее трёх объяснений. Пояснение. Причины:
|
17.4 | Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х – 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политики. Какие причины вызвали обострение и углубление конфликта между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60-70-е гг. XVI в.)? Пояснение. Причины разрастающегося конфликта между самодержавной властью и обществом:
|
17.5 | В 1549 г. впервые в российской истории было созвано собрание представителей всех слоев российского общества – Земский собор. В дальнейшем вплоть до конца XVII в. эти собрания созывались с разной периодичностью для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Укажите любые три причины (предпосылки) того, что период наибольшей активности этих собраний пришелся на 1610-1620-е гг. Пояснение. Причины (предпосылки): 1) Земский собор действовал практически непрерывно в период Ополчений в 1610-1612 гг. являясь в это время законодательным и исполнительным органом власти в стране; 2) Земские соборы часто созывались потому, что новая династия нуждалась в их поддержке для укрепления на престоле; 3) юному и неопытному царю трудно было принимать самому важные для страны решения; 4) условия после Смутного времени требовали постоянного пополнения казны путём введения чрезвычайных налогов, для утверждения которых была необходима поддержка Земских соборов. |
17.6 | В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите три любых политических последствия данного события. Пояснение. Последствия:
|
17.7 | В 1552 г. Русское государство покорило Казанское ханство, в 1556 г. — Астрахань. А в 1558 г. русский царь начал Ливонскую войну. Однако на этот раз Русское государство потерпело поражение. Приведите не менее трёх причин поражения Русского государства в этой войне. Пояснение. Причины: 1) если в начале войны Русское государство имело дело с ослабленной Ливонией, то к концу войны пришлось противостоять сильным европейским странам — Польше и Швеции; 2) Русскому государству пришлось вести войну на два фронта — на южные рубежи нападали крымские татары (в 1571 г. хан Девлет-Гирей сжёг Москву); 3) русское войско было ослаблено из-за опричного террора, которому подверглись и многие опытные военачальники; 4) война очень дорого стоила русской казне, и к её концу Русское государство испытывало острую нехватку средств (были повышены налоги, но разорившееся население не могло их платить — запустение многих земель и бегство населения на восток). |
17.8 | Начало правления Ивана IV было ознаменовано крупными успехами: были присоединены новые территории, благодаря реформам Избранной рады значительно укрепилась русская государственность. Но окончание этого царствования было печальным: страна была разорена и была накануне страшных социальных потрясений. Что послужило причинами такого завершения царствования? Приведите не менее трёх объяснений. Пояснение. Причины Могут быть приведены следующие объяснения: 1) Иван IV порвал с Избранной радой, отказался от предлагаемого ею пути постепенной централизации государства в пользу всемерного усиления своей личной власти; 2) неудачный ход Ливонской войны стал причиной разорения русских земель; 3) чрезмерная подозрительность и жестокость, привели к гибели представителей управленческой и военной элиты; 4) нарастающее государственное тягло и процесс закрепощения становились причинами растущего социального недовольства. |
17.9 | В 1583 г. завершается Ливонская война. Укажите три любых последствия данного события. Пояснение. Последствия: 1) Россия теряет все завоевания в Ливонии; 2) Ливонский Орден перестал существовать. Его территории перешли к Швеции, Дании и Речи Посполитой; 3) Русь была разорена, а северо-западные районы обезлюдели; 4) в мае 1583 года было заключено трёхлетнее Плюсское перемирие со Швецией, по которому Россия уступала Швеции Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива. |
17 10 | В 1595 г. завершилась русско-шведская война. Укажите три любых последствия данного события. Пояснение. Последствия: 1) Россия признала права Шведского королевства на княжество Эстляндское и отказывались от использования лесов во внутренней Финляндии; 2) шведы согласились вернуть России крепость Кексгольм с уездом и признали отошедшими к Русскому царству города, взятые (освобожденные) русскими войсками в начале войны — Ям, Ивангород, Копорье, кроме того, Орешек (Нотебург) и Ладога были также признаны русскими и также возвращены России; 3) граница между Россией и Швецией, установленная согласно Тявзинскому миру, впервые была определена до самого Баренцева моря и установила границы государств после Ливонской войны 1558-1583 годов. |
17. 11 | 15 мая 1591 г. в Угличском кремле был найден мертвым малолетний царевич Дмитрий Иванович. Укажите три любых последствия для Российского государства гибели малолетнего царевича. Пояснение. Последствия: 1) в стране оставался только один человек с правами на престол — царь Федор Иоаннович, который был бездетен, после его смерти пресеклась династия Рюриковичей; 2) появились самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича; 3) после смерти Фёдора Иоанновича на престол избран Борис Годунов; 4) «угличское дело» стало инструментом подрыва доверия к Борису Годунову. |
17. 12 | В жизни русских земель XIV–XV вв. важную роль играли бояре. Приведите три причины, объясняющие значение их деятельности Пояснение. Причины 1) бояре участвовали в делах управления русскими княжествами, были главными политическими советниками князя (боярские советы, с конца XV в. Боярская дума; бояре-наместники); 2) бояре возглавляли войска в походах, были воеводами (в Куликовскую битву пало много воевод-бояр); 3) боярские вотчины были одним из основных поставщиков сельскохозяйственных и ремесленных товаров на рынки; 4) бояре наряду с князьями на свои средства основывали монастыри и строили храмы (посаднические храмы в Новгороде), что способствовало духовному, культурному развитию русских земель. |
18.1 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «опричнина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: внутренняя политика Ивана Грозного, характеризуемая террором против разных слоёв населения и направленная на всемерное усиление царской власти; (Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) факт, например: — политика опричнины проводилась в 1565−1572 гг.; — в рамках политики опричнины государство было разделено на личный удел царя (опричнину) и земщину. |
18.2 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «приказы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. 1. Смысл понятия: органы центрального управления в Русском государстве XVI − начале XVIII вв. 2. Факт: — находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы; — первые приказы как временные учреждения возникли в правление Ивана III, но приказная система управления сложилась только в результате реформ Избранной рады при его внуке Иване IV; — возглавлялись судьями, которые соединяли административную и судебную власть; — служащими приказов были дьяки, подьячие и простые писари; — ликвидированы в ходе коллегиальной реформы Петра I. |
18.3 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «черносошные крестьяне». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие повинности государству; (Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) факт, например: — в начале XVIII в. категория черносошных крестьян были включена в состав государственных крестьян; — наиболее многочисленными (до 1 млн. чел. к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье. |
18.4 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Земский собор». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел; (Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) факт, например: — первый Земский собор был созван в 1549 г.; — на Земском соборе в 1613 г. был избран (выкликнут) царем Михаил Фёдорович Романов. |
18.5 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «земщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным; (Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) факт, например: — деление на опричнину и земщину продолжалось с 1565 по 1572 гг.; — на земщину распространялась власть Боярской Думы и Земского собора. |
18.6 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «бояре». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Пояснение. 1. Смысл понятия: представители высшего привилегированного слоя Руси-России, занимавшие высшие военные и государственные должности, помогавшие государю в управлении и имеющие за службу родовые владения — вотчины. 2. Факт: — формировались как из представителей родовой знати (ещё с VI−VIII вв.) — «старцы градские», так и из старшей дружины князя — «княжьи мужи»; — большую роль бояре играли в управлении Галицко-Волынским княжеством и особенно в Новгородской республике; — бояре владели особым правом — правом отъезда к другому князю, т. е. смены князя, которому служили, право, которое было утрачено с образованием Русского единого государства; — с образованием Боярской думы в XV–XVI в. «боярин» — думский чин; — в XVI в. проявился нарастающий конфликт между боярством и усиливающейся великокняжеской (царской) властью; |
18.7 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Избранная рада». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. 1) смысл понятия: Избранная рада — круг приближенных к Ивану IV людей, составивших неофициальное правительство Российского государства в конце 40-50-х годов XVI века. 2) факт: - В Избранную раду входили Адашев, Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, Висковатый. - Избранная рада провела реформу местного управления и отменила кормление. - Избранная рада провела военную реформу: ограничило местничество в армии, разработало Уложение о службе. - Одной из реформ Избранной рады является созыв первого Земского собора; |
18.8 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «стрельцы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. 1) смысл понятия: служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. 2) факты: - Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. - Получали жалованье как деньгами, так и натуральное (хлебом, иногда землёй). - Жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. - Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и стрелецкого восстания 1698. - Стрелецкое войско упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии. |
18.9 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. 1) смысл понятия: Заповедные лета – это годы, в которые запрещался переход крестьян к другому владельцу даже в Юрьев день. 2) факт: - Заповедные лета стали вводиться с 1581 г.; - Заповедные лета появились в период правления Ивана Грозного. - Поводом для введения заповедных лет стала перепись населения в 1570-80-х годах. |
18. 10 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
|
18. 11 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «кормление». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. 1) смысл понятия: кормление – система содержания должностных лиц на Руси за счет местного населения в течение периода службы. 2) факт:
|
18. 12 | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «казачество». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. 1) смысл понятия: Казачество – военно-служилое сословие в России, расселявшееся на окраинах государства. 2) факт: - Казачество возникло на Днепре, Дону и Волге в виде вольных общин. - Высшим органом власти у казаков являлся круг (общая сходка); - В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. |