Билет №1
1.Мәтінді аудар.
Курмангазы-это великий композитор казахского народа. Он создал такие кюи, как «Адай», «Сарыарқа», «Адай». Курмангазы родился в 1823 году в Уральской области в семье Сагырбая. С 18 лет разъежал по аулам как музыкант.
Курмангазы создал более 50 кюев. Он умер в 1886 году в возврасте 63 лет.
2. «Дүкенде» сұхбат.
3.Қаратпа сөздер. Қаратпа сөздердің тыныс белгілерін қой. Жай сөйлем құрастыр, синтаксистік талдау жаса.
Ой-бу балама-ай теледидардың алдында ұйықтап қалыпсың ғой.
Балалар музыканың дауысын ақырын қойыңдар.
Қош болыңдар балалар.
Билет №2
1.Мәтінді аудар.
Настоящее имя Чингисхана- Темуджин. Он родился в 1167году. Чингисхан был очень смелым воином. Его имя означало великий правитель. Он объеденил все монгольские племена и образовал самую большую империю в истории человечества.
2.Ғажайып ғимараттар(Алтын адам) туралы әңгімеле.
3.Төл сөз. Берілген сызба бойынша сөйлем құрастыр. Жай сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Төл сөз,-автор сөзі.
Автор сөзі:Төл сөз,-автор сөзі.
Автор сөзі:Төл сөз.
Билет №3
1.Мәтінді аудар.
Мой друг живет на окраине города. У него двухэтажный дом. Возле дома большой сад,гараж. На первом этаже большая кухня,ванна, туалет,большая гостинная. На втором этаже спальни. В доме десять комнат. Семья моего друга большая: дедушка,бабушка,родители,две старшие сестры,старший брат,младшая сестра и младший брат.
2. «Мұражайда».Сұхбат.
3.Жай сөйлемнің түрлері. Жай сөйлемнің түрлерін анықта,сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Билет №4
1.Мәтінді аудар.
Это красивая и светлая комната. Она не очень большая. В комнате очень много предметов: стол,6стульев,шкаф и диван. В углу стоит лампа. На стенах висят картины и зеркало. Часов и книжной полки на стене нет. В шкафу стоят книги и учебники. На полу лежит красивый ковер. В комнате одно большое окно и дверь. На диване сидит бабушка и ее внук.
2. «Қазақ тілі сабағында».Сұхбат.
3.Сөйлем. Жай сөйлем. Жай сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Билет №5
1.Мәтінді аудар.
В городе есть парк. Он расположен в центре города. Он очень большой. В нем много деревьев. Там растут тополя,березы, сосны. В парке есть маленькое озеро. Там плавают утки,гуси. Мы часто ходим в парк,гуляем.
2. «Наурыз мерекесі».Монолог.
3.Етістік. «Жина» деген сөзді әр шаққа қойып, жікте және сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Билет №6
1.Мәтінді аудар.
Толе би –общественный деятель казахского народа,известный оратор. Он родился в 1663 году в нынешней Южно-Казахстанской области. Толе би в 15 лет начал участвовать в решении споров и стал известен народу своей справедливостью и ораторским искусством. Вместе с биями Старшего.Среднего и Младшего жузов ,будучи советником Тауке хана, создал «7 указов».
2.Абайдың табиғат лирикасы туралы әңгімеле.
3.Зат есім. Сөйлемде зат есімдерді тауып, синтаксистік рөлдерін анықта.
Билет №7
1.Мәтінді аудар.
Казахские батыры занимались военным делом. Вся их жизнь проходила на войне. Они защищали родину, освобождали страну от захватчиков. Казахский народ высоко ценит своих героев. Именем батыров во многих городах,областях,районов названы улицы,в честь батыров установлены памятники. Батырам повящены литературные произведения, снимаются фильмы.
2.Спорт туралы сұхбат.
3.Септіктер. берілген сөздерді септе, сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Бөлме, ойыншығы, кітабым.
Билет №8
1.Мәтінді аудар.
Бухар жырау родился в 1668 году в нынешней Павлодарской области Баянаульском районе, наа склоне горы Далба. Во время правления Тауке хана был одним из авторитетных биев. В своих произведениях он призывал к единству,согласию,мужеству.
2. «Қазақтың салт-дәстүрлері».Монолог.
3.Көптік жалғау. Сөздерді көптік формаға қойып, сөйлем құрастырыңдар және синтаксистік талдау жасаңдар.
Мереке, сәбіз, аңшы,зауыт,клуб.
Билет №9
1.Мәтінді аудар.
Абай-великий поэт казахского народа,композитор,философ,основоположник казахской письменной литературы. Он родился в 1845 году в Абайском районе Семипалатинской области. Отец Абая был строгим человеком. Бабушка Зере и мама Улжан воспитывали Абая. Он в 9 лет пошел в религиозную школу. В 13 лет отез забрал его из русско-казахской школы. Рано начал писать свои стихи, переводил Пушкина, Лермонтова,крылова.
2. «Отбасындағы асыл адамдар».Монолог.
3.Тәуелді форма. Тәуелді формада жіктеп, сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса. Табиғат.
Билет №10
1.Мәтінді аудар.
Вот наша комната. Я живу здесь с Ерланом и Байсалом. Наша комната большая. Посередине стоит стол, окола стола –стулья. Около окна стоит книжный шкаф. В шкафу на полке лежат наши учебники и тетради.
Сейчас на улице холодно, а в комнате тепло. Ерлан в клубе. Байсал в комнате. Он и его друзья учат казаахский язык. Я делаю домашнее задание.
2.Қазақстанның суретшілері туралы сұхбат құрастыр.
3.Сан есім. Морфологиялық талдау жаса.
Биыл Жамбыл Жабаев жүз алпыс жылға толды.
Гауһар келесі сабаққа дайндалды.- сөйлемге синтаксистік талдау жаса.
Билет №11
1.Мәтінді аудар.
Дорогой друг, ты уже знаешь, что я студент. Я учусь в Алматы. Я дружу с Арманом и Ерланом. Утром мы вместе завтракаем. После завтрака делаем уроки. Мы уже говорим по-казахски. После обеда мы делаем домашнее задание, читаем газеты и журналы, слушаем радио,пишим письма. Я пишу редко, потому что много работаю. Я часто вспоминаю отца и мать. Передавай всем привет от меня.
2.Бұқаралық ақпарат құралдары туралы әңгімеле.
3.Үстеу. үстеудің түрлерін анықта.
Сіз қазақша сөйлейсіз бе? Сен ертең тұрасың. Олар төмен түсті.
Билет №12
1.Мәтінді аудар.«Қыз қуу»-догнать девушку. Национальная игра, которая стала обычаем. По условиям игры джигит верхом на лошади догоняе девушку. Если он догонит девушку, то публично целует ее. Если джигит не догонит ее, то на обратном пути она бьет его камчой.
2.Қазақстанның суретшілері туралы сұхбат құрастыр.
3.Шылау сөздер. Көп нүктенің орнына тиіссті шылау қой.
Әкем ... көп әңгіме айтты. Сен кітапханағаа барасың ...? киноға барар едім, ... қалтамда ақшам жоқ.
Билет №13
1.Мәтінді аудар.Медресе-это средние и высшие мусульманские школы. Они готовят учителей для начальных мусульманских школ. Медресе по арабски обозначает средняя или высшая школа. Первые медресе появились в 7 веке. В Средней Азии первые медресе были открыты в Бухаре,Самарканде, Туркестане и в других городах.
2.Бизнес туралы әңгімеле.
3.Көмекші есімдер. Көмекші есімдермен сөйлемдер құрастыр.
Қасында,үстінде,астында.
Билет №14
1.Мәтінді аудар. У казахского народа числа 7,9,12,40 считаются священными. С числом 7 связаны словосочетания семь дней недели,семь влюбленных, семь джигитов и т.д. Число 9вошло в казахский язык из арабского языка. Например, тоғыз ай, тоғыз күн бала көтеру. С числом 12 следующие выражения: он екі мүшең сау болсын. Уважаемых людей встречают словами: Қырықтың бірі-қыдыр.
2. «Менің отбасым».Сұхбат.
3.Одағай. «Алақай» деген сөзбен сөйлем құрастыр.
Билет №15
1.Мәтінді аудар.
Это красивая и светлая комната. Она не очень большая. В комнате очень много предметов: стол,6стульев,шкаф и диван. В углу стоит лампа. На стенах висят картины и зеркало. Часов и книжной полки на стене нет. В шкафу стоят книги и учебники. На полу лежит красивый ковер. В комнате одно большое окно и дверь. На диване сидит бабушка и ее внук.
2.Қазақ тілі туралы монолог.
3.Қазақ алфавиті. «Ерлік» деген сөзіне фонетикалық талдау жаса.
Билет №16
1.Мәтінді аудар.
Ибырай Алтынсарин родился в 1841 году в торгайской области. Он воспитывался у дедушки Балгожи. В школе он познакомился с произведениями Шекспира,Гете,Байрона,Пушкина,Крылова, Лермонтова, Фирдауси, Низами и другими писателями. Работал переводчиком,учителем в школе. Открыл школы для детей. Ибырай призывал детей к чесности, труду и знаниям. Он известный педагог-просветитель,поэт,писатель. Народ высоко ценит его.
2.Қазақстан Республикасының рәміздер туралы сұхбат.
3.Буын. Сөйлемдегі сөздерді буынға бөл.
Қазақ халқы бұрын негізінен мал өсіруімен айналысқан.
Билет №17
1.Мәтінді аудар.
В мире существует около 6000 языков. У каждого народа есть свой родной язык. С малых лет люди обучаются родному языку у родителей , бабушек и дедушек. Казахский язык богат на сказки,пословицы,поговорки. Казахский народ сочинил известные всему миру героические эпосы «Алпамыс», «Кобыланды», «Ертаргын»,поэмы о любви «Кыз Жибек», «Козы корпеш- Баян сулу» и др.
2.Қазақстан туралы әңгімеле.
3.Дауысты дыбыстар. «Түркістан» сөзіне фонетикалық талдау жаса.
Бүгін жолдастарым келіп, мен қуанып қалдым.- синтаксистік талдау жаса.
Билет №18
1.Мәтінді аудар.
Абу Насыр аль-Фараби известный во всем мире великий ученый, энциклопедист,математик,поэт,музыкант. Он родился и рос в IX веке в городе Отырар. Детство его проходило на берегу рек Арысь и Сырдария. Обучаясьв медресе города Отырар, он прочитал рукописи древних ученых. Он познакомился с трудами Аристотеля,Эвклида,Платона. Им написано более 150 трудов. Он занимался математикой,музыкой,астрономией.
2. «Ел ордасы-Астана» тақырыбына сұхбат құрастыр.
3.Дауыссыз дыбыстар. «Таулар» сөзіне фонетикалық талдау жасап, сөйлем құрастыр,синтаксистік талдау жаса.
Билет №19
1.Мәтінді аудар.
В 15 веке Казахское государство делилось на три жуза. Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз.
Каждый жуз делился на племена. На самом верху власти стоял хан. Самыми крупными ханами были Тауке хан, Абылай хан и другие. Тауке хан был сыном Жангр хана. Он вместе с известными Толе би,Айтеке би,Казыбек би создал закон «Семь установлений».
2.«Президенттік мәдени орталық»деген тақырыпқа монолог құрастыр.
3. Сөз құрамы. Сөз құрамына талдау жасап, синтксистік талдау жаса.
Кәрімнің досы өткен жазда сапармен Алматыға барыпты.
Билет№20
1.Мәтінді аудар.
Аблай родился в 1711 году в городе Туркестан. Его настоящее им Абильмансур. Он рано остался сиротой, был скотником у Толе би. Он был умным,искусным организатором, ссмелым полководцем, хорошим дипломатом, оратором.
2. «Мамандық таңдау» деген тақырыпқа сұхбат құрастыр.
3. Сөз таптары. Жалпы түсінік. Жігітке жеті өнер аз, жетпіс өнер көп емес.-сөйлемде сөз таптарын анықта.
Сен мектептен ерте келсең, далаға шығамыз.- синтаксистік талдау жаса.
Билет №21
1.Мәтінді аудар.
Моя семья небольшая. Есть мама,папа,старшая сестра, я и младший брат. У меня нет младшей сестры. С нами живут бабушка и дедушка. В селе унас есть частный дом. Там мы живем. Отец –водитель,а мама – птичница. Им 45 лет. Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе, пенсионеры. Старшая сестра-студентка. Я сама учусь в 9 классе. Учусь отлично. Младший брат ходит в детский сад. По вечерам мы все вместе собираемся, беседуем,пьем чай.
2. «Алтын ұя мектебім» туралы әңгімеле.
3.Сөйлем мүшелері. Синтаксистік талдау жаса.
Біз ағамызды туған күнімен құттықтадық.
Билет№22.
1.Мәтінді аудар.
Это музей имени Мухтара Ауезова. Музей был образован в 1963 году. Музей расположен в доме писателя, в котором он жил последние 10 лет(1951-1961). Там есть мемориальные комнаты, в которых есть исторические литературные материалы из жизни писателя. В музее выставлены рукописи писателя, а также издания романа-эпопеи «Путь Абая» на 30 языках мира.
2. «Ұлттық музыка аспаптары» тақырыыбына сұхбат құрастыр.
3.Сөйлемнің тұрлаулы, тұрлаусыз мүшелері. Сөйлемде тұрлаулы,тұрлаусыз мүшелеріне сұрақ қойып, синтаксистік қызметін анықта. Бірінші сабақ кеш басталды.
Билет №23
1.Мәтінді аудар.
Здравствуй, дорогой друг Аскар. Как твои дела? Как здоровье? Здоровы ли родители? Передавай им от меня большой привет. Где ты сейчас работаешь? В этом году я поступил в Костанайский сельскохозяйственный институт на ветеринара. Учиться не трудно. Летом после сесии собираюсь поехать в Кокчетав отдыхать. Приглашаю поехать вместе. До свидания. Пиши.
2.Өзің туралы әгімеле.
3.Салалас құрмалаас сөйлем. Салалас құрмалас сөйлемнің түрін анықта.
Қазақстан Республикасы ұлан-байтақ жерді алып жатыр, ол ұлан-ғайыр кең өлке.
Билет № 24
1.Мәтінді аудар.
В 15 веке Казахское государство делилось на 3 жуза: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. Каждый жуз делился на племена. На самом верху власти стоял хан. Самыми крупными ханами были Тауке хан, Аблай хаан и др. Тауке хан был сыном Жангир хана. Он вместе с известными Толе би, Казыбек би, Айтеке би создал закон «Семь установлений».
2. Отан туралы сұхбат құрастыр.
3. Сабақтас құрмалас сөйлем. Жай сөйлемдерден сабақтас құрмалас сөйлем құрастыр, синтаксистік талдау жаса. Ыбырайдың әкесі Алтынсары ерте қайтыс болған. Ол атассы Балқожа бидің тәрбиесінде өтті.
Билет № 25
1.Мәтінді аудар.
Домбыра- это древнейший казахский народный инструмент. Она занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый музыкальный инструмент казахов. Она иеет различную форму: треугольную, трапециевидную. Мастерами игры на домбре были Курмангазы и Дина Нурпеисова.
2.Киіз үй туралы әңгімеле.
3.Қыстырма сөздер. Көп нүктенің орнына қыстырма сөздер қойыңдар.
...,бүгін жаңбыр жауады. ...,бұл жауап дұрыс. Сауатты болу үшін, ..., ережені жақсы меңгеру керек. (меніңше,мүмкін, біріншіден)