СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 18.05.20. Наука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и выполните задания.  (2 пары)

Просмотр содержимого документа
«932 от 18.05.20. Наука»

Тема: «Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки Значимость труда ученого, его особенности Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом» 2пары


Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те научные гипотезы, которые подтверждаются фактами или экспериментами, признаются законами природы или общества

Наука – это:

- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

- отрасль духовного производства (НИОКР);

- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки.


Основы современной науки

1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок;

3) возможность математического представления природных процессов.

Условия и компоненты деятельности

  • разделение и кооперацию научного труда;

  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

  • методы научно-исследовательской работы;

  • понятийный и категориальный аппарат;

  • систему научной информации;

  • всю сумму накопленных ранее научных знаний.


Признаки науки

  • Наука есть знание, зафиксированное в определённой системе знаков, построенной на основании точных правил.

  • Наука всегда фиксируется в максимально определённом (для каждого исторического уровня) языке.

  • Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов.

  • Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.

  • Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющихся знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.

  • Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала.

Направления исследований

  • Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (лат. fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.

  • Прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

История науки

С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.

Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников)

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.


Классификация наук

(см: таблица в приложении №1)

Классификация научных знаний предпринималась в самые разные исторические эпохи: в античный период, в эпоху средневековья. На современном этапе выделяют:

- общественные и гуманитарные наука

- естественные науки

-технические науки

Ученый

Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.

Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. Доклад на всероссийских и международных научных конференциях приравнивается к научной публикации, однако для соискателей учёной степени существует ряд ограничений

В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов.

Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных. Например, среди профессоров в одной и той же области знания лучшим экспертом по отдельному научному направлению считается тот, кто является автором публикаций именно по этому направлению.

Если оба автора (в одном учёном звании) работают по одному и тому же направлению науки, то лучшим экспертом будет тот, на чьи работы ссылаются больше, следовательно, признают квалификацию другие авторы. Так формируется престиж специалиста в научном сообществе.

Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определённой темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.

В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК).

В СССР и России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор).

Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физико-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. — в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления.

Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе.

Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы.

Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискуссионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Высшая ступень — членство в Академии наук.

В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства: первая — член-корреспондент Академии, и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества, и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают вуз или НИИ.

При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук, имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.


Научные сообщества

Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные учреждения, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими задачами научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных работников.

Организации

В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом.

Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации.

Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.

Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах — это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции

. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.

Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия создана по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.

Научные организации:

  • ЮНЕСКО (международная организация, способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру).

  • ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии).

  • Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей на них).


Международные институты

Научные институты — академии и НИИ — сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации.

Международные научные институты:

  • CERN — крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц;

  • ОИЯИ — в ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторён синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах.


Медали и премии

За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.

  • Нобелевская премия — самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в ряде номинаций. На неё существует пародия в виде Шнобелевской премии.

  • Премия и медаль Филдса — за успехи в области математики.

  • Премия Неванлинны — за крупные достижения в математических аспектах информатики.

  • Премия Гаусса — за выдающийся вклад в математику посредством открытий в других науках.

  • Премия Крафорда — награда вручается по следующим направлениям: Астрономия и Математика, Биологические науки и Науки о Земле.

  • Премия Абеля — за вклад в математику.

  • Премия Шао — за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни.

  • Премия Тьюринга — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники.

  • Премия Декарта — за выдающиеся достижения в науке и технике.

  • Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — высшая награда Российской академии наук.

  • Золотая медаль имени Д. И. Менделеева — научная награда Российской академии наук за выдающиеся научные работы в области химической науки и технологии.


Значимость труда ученого и свобода научного поиска

Свобода научных исследований одна из очень значимых ценностей современной цивилизации, утвердившаяся в таком высоком статусе в ходе длительного и трудного процесса институционализации науки. В Конституции России содержится норма, гарантирующая свободу научного поиска. Ограничение этой свободы в каждом случае должно не только специально обосновываться, но и вводиться законодательным путем.

Социальная ответственность ответственность отдельного ученого и научного сообщества перед обществом. Первостепенное значение при этом имеет безопасность применения тех технологий, которые создаются на основе достижений науки, предотвращение или минимизация возможных негативных последствий их применения, обеспечение безопасного как для испытуемых, так и для остального населения и для окружающей среды проведения исследований. Наряду с этим понятие социальной ответственности включает проведение исследований и экспертиз, направленных на решение стоящих перед обществом проблем.

Существует широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований с тем, чтобы при их проведении соблюдались определенные этические нормы. Таким образом, свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как то, что должно быть связано с определенными ограничениями и с ответственностью ученых перед обществом. А это значит, что и дилемма свобода исследований или социальная ответственность оказывается некорректной - ни один из членов оппозиции не исключает другого.




Естествознание и гуманитарное знание, сходства и различия

Гуманитарные науки


изучают человека с точки зрения его духовной, культурной, нравственной, общественной и умственной сферы

Под гуманитарными науками понимаются науки, которые возникли в период эпохи Возрождения. В этот период философы и мыслители сумели восстановить античные знания о человеке. С этой точки зрения человек представляется субъектом творчества и духовности, который имеет способность развиваться, достигать успехов в различных сферах деятельности – культурной, общественной, политической, правовой.

Гуманитарные науки – это науки, целью изучения которых является человек и его жизнедеятельность в обществе.

Ключевым инструментом гуманитарных наук является интерпретация фактов. Такими фактами могут быть исторические события, различные исторические процессы, появление литературных произведений, оказавших большое влияние на развитие общества.

В гуманитарных науках интерпретацию фактов в большинстве случаев сложно осуществить при помощи математических методов, применение формул, статистических расчетов и методов математического моделирования в данном случае не принесет необходимого результата.

Для осуществления интерпретации фактов в гуманитарных науках используются другие методы:


Компаративные подходы. Этот метод предполагает сравнение одних фактов с другими

Теоретические методы – в данном случае в основе интерпретации лежит обоснованное предположение

Логика – полученному результату интерпретации сложно найти разумную альтернативу.

Среди гуманитарных наук можно выделить: литературу, право, историю, педагогику, эстетику и многие другие

Общественные (социальные) науки

Необходимо отличат гуманитарные науки от общественных – общественные науки изучают социальные явления.

Социальные науки изучают аспекты бытия человека в проекции на его общественную деятельность. То есть, не просто в таком-то году произошли такие-то события, а как именно произошедшее повлияло на жизнь человека, а человек на события. Что произошло в мировоззрении, какие были сдвиги, выводы и последующие действия.

Социальные науки – это субъективное понимание вопроса для каждого человека, не смотря на существование четких определений. И подобно гуманитарному циклу, они очень отличаются от точных дисциплин с их конкретикой и объективностью.

Сходство и отличие социальных и гуманитарных наук

Социальные науки ориентированы на общество и конкретных людей. Изучается бытие человека и то, как оно связано с обществом. В то же время гуманитарный цикл предполагает изучение дисциплин не обязательно связанных с конкретными людьми в проекции на общественную деятельность. Здесь важнее рассмотреть вопрос так, чтобы каждый человек мог найти нечто свое.
Социология это не только теория, но и практика — различные исследования, опросы, тестирование личностных качеств человека. Гуманитарные предметы в больше степени теоретические, а там где требуется практика, нет четкой ориентации на общество, а часто рассматриваются отвлеченные понятия.

Социальные науки ориентированы на человека в плане его общественной деятельности, а гуманитарные часто преследуют отвлеченные цели и рассматривают абстрактные понятия.
В социальных науках есть практические инструменты, которые ориентированы на изучение общества и человека, а гуманитарным это зачастую не требуется.

Естественные науки

Науки, предметом исследования которых являются природные явления во всем их разнообразии. К ним относятся физические и химические процессы, в которых отражается взаимодействие веществ, элементарных частиц друг с другом, также это может быть взаимодействие в природе живых организмов.

Особенности естественных наук

Ключевым инструментом естественных наук является выявление в рамках указанных взаимодействий закономерностей. Выявленные закономерности взаимодействия проходят процесс подробного изучения и описания, а затем, если это необходимо, приспосабливаются к использованию в практической деятельности. В связи с этим, в изучении естественных наук используются более точные методы, нежели в гуманитарных. К таким инструментам относятся математические и инженерные. Компаративные и теоретические методы также могут использоваться и играть важную роль, но их применение оказывается недостаточным. В свою очередь, естественные науки не следует путать с техническими. К которым относятся механика и информатика. Технические науки могут являются важным инструментарием для естественных, но в рамках одной категории они не рассматриваются. Математика скорее относится к формальным наукам, но математический инструментарий для гуманитарных наук играет ключевую роль и имеет важное значение. Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик гуманитарных и естественных наук, можно выделить то, что они имеют общую черту, а именно во многих случаях используется схожий инструментарий, и методы изучения одних видов наук с успехом могут использоваться при изучении других видов наук.

Сходство и отличие естественных и общественно-гуманитарных наук

Главным отличием естественной науки от гуманитарной является то, что первая рассматривает природные явления в их широком разнообразии, а вторая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта. Следующим отличием рассматриваемых наук является инструментарий. В случае с гуманитарными науками основным методом является интерпретация фактов, а в случае с естественными науками – описание закономерностей, лежащих в основе происходящих процессов. Естественные науки рассматривают мир как существующий объективно, изучают структуру этого мира и природу его элементов. Естествознание обращается к опыту, который считается основанием знания и одним из критериев истины. Гуманитарные науки же изучают мир, созданный человеком, с позиции его духовного содержания и культурной ценности. В связи с этим, гуманитарные науки опираются на значимость вещей, на смысл, который они несут. Гуманитарные науки связаны со знаковыми системами и и отношением этих систем к человеческой действительности. Естественные науки отличаются от гуманитарных и по функциям. Естественные науки выполняют функцию описания, объяснения и предсказания явлений и свойств объективного мира. Функцией гуманитарных наук является понимание. Эта функция специфична, и заключается в раскрытии и истолковании смысла какого-либо произведения. Понимание в свою очередь имеет два определения: психологическая знаковая Первая трактовка – психологическая, согласно ей процесс понимания заключается в выявлении замысла, мотива и целей автора произведения. К примеру, если необходимо понимание какого-либо исторического явления – в данном случае, оно будет являться произведением – то берутся во внимание социально-экономические условия, политические и культурные условия, а также рассматриваются личностные и психологические качества субъекта исторических действий. Вторая трактовка понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, то есть произведение воспринимается как «текст» в широком понимании этого слова. Объектом понимания в данном случае является смысл, который объясняется как содержание «текста» относительно «пересказов», или «текст» представляется различными знаковыми системами. Границы, определяемые между различными видами наук, в достаточной степени являются условными. Для современного этапа развития научного познания характерным является то, что обогащение научных методологий носит взаимный характер. Теоретические уровни наук сходятся в общетеоретическом объяснении принципов и законов, а каждая наука служит формированию мировоззрения





Приложение №1


Общественные и гуманитарные науки

Естественные науки

Технические науки

Культурная антропология

Астрономия

Агрономия

Археология

Биология

Архитектура

География (экономическая)

География (физическая)

Аэронавтика

Лингвистика (языкознание)

Геология

Баллистика

Искусствоведение (эстетика)

Медицина

Бионика

История

Почвоведение

Биотехнологии

Клиометрия

Физика

Геодезия

Краеведение

Химия

Геомеханика

Культурология

Психология

Информатика

Литературоведение

Математика

Кораблестроение

Педагогика

Гидрология

Пищевые технологии и кулинария

Политология

Геофизика

Криптография

Психология

Геохимия

Материаловедение

Религиоведение

Естествознание

Машиноведение

Социология

Природоведение

Метрология

Филология

Зоология

Механика

Философия и история философии

Ботаника

Нанотехнология

Экономика

Астрофизика

Робототехника

Этнография


Системотехника

Юриспруденция


Трибология

Библиотековедение


Электротехника

Книговедение



Архивоведение



Урбанистика

Этика







Вопросы и задания:


1.Что такое наука? Укажите основные направления научных исследований? Зафиксируйте ответы в тетрадь


2.В чем заключается значимость труда ученого? Как вами понимается понятие свободы научного поиска?


3. Подготовьте сообщение об известном вам ученом с мировым именем, о какой -либо научной организации или институте; о премиях или медалях в ученом мире; о какой-либо научной дисциплине, указанной в таблице. (на выбор)


Практическая часть: заполните таблицу на сравнение.


Вопросы для сравнения

Естественные науки


Общественно- гуманитарные науки

Предмет изучения



Методы



Функции



Пользуясь интернет -ресурсом дайте определение каждой науке, приведенной в таблице №1