СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

951 группа 8 мая 2020 года

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма. Уинстон Черчилль ...

Просмотр содержимого документа
«951 группа 8 мая 2020 года»

Всем доброго времени!!! Домашнее задание – Разгадать кроссворды по изученной теме (см. ниже домашнего задания) -

1. Типы передвижения.

Найдите типы передвижения

Решение: Выделить ответы разными цветами.



















2. Слова по теме занятия.

Разгадайте кроссворд.



По горизонтали:

2. Отрыв двух ног от поверхности баскетбольного поля.

5. Как по-другому назвать корзину для меча?

По вертикали:

1. Целенаправленное перемещение мяча в корзину.

3. Резкое изменение направление игрока.

4. На какую часть тела приходится максимальная нагрузка при игре в баскетбол?





Тема «Баскетбол»

Стойки и передвижения игрока. Броски мяча из разных исходных положений. Развитие выносливости и координационных качеств.

Стойки и передвижения баскетболиста.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • Виды стоек баскетболистов;

  • типы передвижения по полю;

  • техника передвижения по полю;

  • физические качества, которые нужны в баскетболе

  • упражнения для развития навыков игры.

Глоссарий

Баскетбол – это командная игра, целью которой является забросить мяч руками в корзину (кольцо) команды соперника.

Стойка – это начальное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетболе.

Передвижение – основной тип действия игрока в баскетболе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

Так как в баскетболе основной задачей является забросить мяч в корзину, то баскетболисту для решения этой задачи нужно совершить какие-то действия.

Все действия баскетболиста можно разделить на два типа:

  1. действия с мячом,

  2. действия без мяча.

Во время баскетбольного матча игрокам постоянно приходится передвигаться в самых различных направлениях: вперёд, назад, по диагонали, в стороны, по дуге и т. д. В зависимости от игровых целей и ситуаций игрок перемещается лицом, боком или спиной вперёд. Но этого не достаточно. Баскетбольные перемещения всегда имеют рваный характер. Это рывки, ускорения с изменением темпа и направления — словом, то, что принято называть рваным бегом. Именно такой характер приёмов позволяет игроку правильно выбрать место, выйти на свободную позицию для получения передачи либо ее перехвата, также даёт возможность, оторваться от соперника и организовать атаку.

Умение игрока правильно перемещаться по площадке позволяет ему успешно осуществлять индивидуальные тактические замыслы. За счёт высокой техники перемещений и хорошего тактического мышления игрок, даже не владея мячом, может завязывать интересные комбинации для всей команды. Быстрые и неожиданные перемещения, большая маневренность отдельных баскетболистов придают игре динамичность, делают её эмоциональной, зрелищной.

Стойка — это исходное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетбол. Её варианты:

  • стопы параллельно на ширине плеч, на одной линии;

  • одна нога выдвинута вперёд.

В обоих случаях игрок находится в устойчивом положении, ноги согнуты, масса тела распределена на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты перед грудью, голова приподнята так, чтобы был обеспечен зрительный контроль за всеми игроками на площадке.

В зависимости от игровой обстановки стойка может быть высокой, средней или низкой. Так, чтобы воспрепятствовать проходу игрока соперника под щит и выбить у него мяч во время ведения, нужно принять низкую стойку. Чтобы помешать сопернику бросить мяч в корзину, следует находиться в средней или высокой стойке.

В ходе игры стойка баскетболиста претерпевает постоянные изменения, но в любом случае не следует находиться на прямых ногах. На тренировках, особенно в начальный период обучения, надо внимательно следить за правильным положением туловища игрока, его ног и своевременно исправлять ошибки.

Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ставится на переднюю часть стопы.

Элементы перемещения можно разделить на несколько типов;

Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно отталкивается двумя ногами вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты. Важно отталкиваться быстро и энергично. Прыжки в длину применяются значительно реже.

Остановки выполняются прыжком и двумя шагами. В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперёд при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.

Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном положении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, изменить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперёд и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге.

Итак, передвижение, прыжки, остановки и повороты -эта группа приемов имеет большое значение для ведения игры. Но, прежде чем определиться с способами их выполнения, необходимо освоить исходное положение баскетболиста (стойку), из которой он начинает действовать.

Практические советы по соблюдению техники безопасности

  1. Баскетболист должен иметь сильные, быстрые, крепкие ноги. Для развития силы мышц ног нужно выполнять специальные упражнения со штангой или на тренажёрах.

  2. Надо укреплять связки суставов, для чего включать в тренировки упражнения для коленных и голеностопных суставов.

  3. Для профилактики травм ног обязательна самостоятельная подготовка суставов к работе перед каждой тренировкой и в особенности перед соревнованиями.

  4. Необходимо соблюдать гигиену ног, предохраняя их от потёртостей, мозолей и других повреждений.

  5. Учитывая большую физическую нагрузку на ноги во время занятий, нужно чередовать упражнения на перемещения с упражнениями на расслабление.

  6. Травмированные ноги следует лечить до полного восстановления, а потом постоянно осуществлять профилактику: бинтовать, надевать щитки, наколенники.

  7. Надо постоянно следить за тем, чтобы игрок находился в правильной стойке, на согнутых, а не прямых ногах.

  8. Необходимо улучшать навык броска.

  9. Нужно контролировать эмоции, не кричать на товарищей по команде.

  10. Не нужно заниматься в скользкой обуви.

  11. Следует всегда помнить, что вы играете в команде: отдавайте чаще пасы, блокировать соперника, чтобы помочь партнёру по команде, принимать активное участие в игре.

Броски.

Упражнения для совершенствования бросков мяча в корзину

Нельзя уменьшать значение всех приемов техники баскетбола, но все же броски мяча в корзину — это са­мый важный прием, который как бы венчает применение других технических приемов. В самом деле, ведь все тех­нические приемы и выполняются для того, чтобы игроки успешно смогли забросить мяч в корзину.

Успешное выполнение бросков в корзину требует са­мой большой точности, поэтому совершенствованию их техники надо уделять больше времени, прилагать боль­ше усилий.

Без постоянных ежедневных самостоятельных трени­ровок невозможно научиться точно выполнять броски.

В современном баскетболе специфика бросков мяча в корзину основательно изменилась. Во-первых, изменил­ся удельный вес отдельных способов бросков. По эффек­тивности и точности на первом месте сейчас бросок од­ной рукой в прыжке (или двумя руками в прыжке, обыч­но у женщин). Этот способ должен безупречно усвоить каждый баскетболист. Почти совсем не употребляются броски двумя руками от груди и снизу с места. Поэтому обучению и совершенствованию их не следует уделять внимания.

Слишком редко баскетболисты применяют броски одной рукой в движении (особенно со средних дистан­ций). Этот способ броска достаточно эффективен, осо­бенно когда нападающий «обходит» защитника. Недо­статочное применение его можно объяснить тем, что он требует очень кропотливого совершенствования. Боль­шинство баскетболистов применяют только броски в прыжке. Вместе с тем, применение односторонних, одина­ковых способов бросков (хотя и эффективных) делает игру нападающего однотипной и менее эффективной.

Условия, в которых выполняются броски, измени­лись. Сейчас, когда защитные действия стали активнее, уменьшилось время для подготовки к броску: в игре броски надо выполнять без длительной подготовки, в то же время технически правильно, а значит, точно.

Чтобы условия тренировок по совершенствованию бросков мяча в корзину приблизить к игровым, надо вы­полнять такие упражнения, в которых было бы возможно меньше статических положений. Перед выполнением каждого броска надо делать обманное движение, броски выполнять после -остановки, после ведения мяча, мешая защитнику, после выполнения ряда других технических приемов или комплекса приемов (передач, ведения, при­емов техники владения телом).

Но есть и такой период (уровень мастерства) подго­товки, когда необходимо выполнять броски из статичес­ких положений. Это тогда, когда игрок совершенствует технику движений бросков, «пристреливается» на точ­ность. В таких тренировках рекомендуется выполнять как можно больше бросков в корзину сериями с отдельных точек площадки (это касается и совершенствования штрафных бросков).

Когда эта задача будет решена, то совершенствова­ние бросков надо приближать к игровым условиям.

Какие бы упражнения ни выполнялись, какие бы за­дачи перед тренировкой ни ставились, броски мяча в корзину надо всегда выполнять с максимальной сосредо­точенностью, точностью, внимательно, прилагая все усилия. Это— обязательное условие. Не должно быть ни одного небрежно выполненного броска.

Тренируясь в одиночку, вдвоем, втроем, игрокам часто приходится после броска бежать за мячом. Нельзя начать бег к корзине слишком рано, не закончив броска:

бежать следует только тогда, когда мяч правильно выпу­щен из рук (если бросок выполняется в прыжке или в движении, то после хорошего приземления).

К сожалению, на тренировках для совершенствования точности попадания почти не практикуются броски мяча в корзину уменьшенного диаметра (до 37 см). Игрок, выполняя броски в уменьшенное кольцо, лучше совер­шенствует точность броска, а после перехода на нормальное кольцо он чувствует себя увереннее, ему ка­жется, что попасть мячом в такое кольцо намного легче и точность по­падания улучшается.

Сделать кольцо уменьшенных размеров несложно. На обыкновен­ное кольцо накладывается кольцо уменьшенного размера так, чтобы оно было на одинаковом уровне с основным кольцом (рис. 89),

Упражнения для тренировки одного игрока

1Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч к корзине, выполняет бро­сок, ловит мяч, ведет его от корзины (5—6 м), опять ве­дет мяч к корзине, выполняет бросок (рис. 90), Броски выполнять с разных точек.

2. То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (пово­рот, обманное движение, короткое ведение), чтобы брос­ки выполнялись из удобных положений. Выполнять брос­ки разными способами, применяя обманные движения.

3. Совершенствование бросков в прыжке после веде­ния. Игрок ведет мяч, останавливается и выполняет бросок в прыжке. После этого бежит к мячу, ловит его, ведет мяч 6—7 м от корзины, поворачивается, ведет мяч к корзине, останавливается и выполняет бросок в прыж­ке (рис. 91). Броски выполнять с различных точек.

4. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места (рис. 92).

5. Совершенствование бросков с близкого расстояния, применяя обманные движения и поворот. Игрок ведет мяч в штрафную площадку до корзины, останавливается, выполняет обманное движение, имитируя бросок, после чего выполняет поворот вперед и правой рукой (с дру­гой стороны) выполняет бросок (рис. 93).

6.То же самое, но бросок выполняется после обман­ного движения, имитирующего бросок без поворота.

7.Совершенствование «прохода» и бросков в движе­нии. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от кор­зины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно «проходит» в противоположную сторону к корзине. Игрок совершенствует характерные для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчи­вает «проход» броском мяча в корзину на большой ско­рости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого (рис. 94).

8. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет к корзине, останавливается и выполняет бросок (или в прыжке, или с места с дальнего расстояния), бежит к корзине, ловит мяч, ведет его к другой стене и выполняет то же самое (рис. 95).

9.То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движе­ние, имитируя проход посередине площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполня­ет бросок (рис. 96).

10. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бро­сает мяч вверх-вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок (рис. 97;). То же самое по­вторяет в другую корзину.

Вариант: поймав мяч {у центрального круга), повер­нуться и вести мяч обратно (рис. 98).

11. Совершенствование разных бросков с разных рас­стояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего рас­стояния, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния в прыжке.

12. Если в зале несколько корзин, то вести мяч вокруг зала (или в разных направлениях) и выполнить разные броски.

13. Совершенствование дальних бросков. Игрок вы­полняет бросок с дальнего расстояния с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч (если мяч пойман в удобном положении, то выполняет бросок с близкого расстояния), ведет его в исходное положение (или в другое место;), опять выполняет бросок издали.

14. Совершенствование добивания мяча в корзину. Игрок у щита бросает мяч об щит выше кольца и в прыж­ке в возможно более высокой точке одной рукой (конца­ми пальцев) «добивает» мяч в кольцо. Если мяч не попал в кольцо, добивать его еще и еще раз.

Упражнения для тренировки двух игроков

1. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бро­сок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению (рис. 99).

2.То же самое, но игрок, выполнивший бросок, пере­дав мяч партнеру, бежит к нему и выполняет роль защит­ника. Действия защитника могут быть пассивными и активными.

3. Игроки занимают положение, показанное на рис. 100. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч, выполняет обманное движение в одну сто­рону, поворачивается вперед и бросает мяч. Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и за­нимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.

, 4. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точ­ки (или нескольких точек), второй ему подает мяч. Иг­рок с одной точки выполняет серию — 5—10 бросков, переходит на другую точку, или же игроки меняются ролями.

5. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каж­дой передачи бежит к партнеру и выполняет роль за­щитника.

6. Игрок выполняет серию бросков в прыжке со сред­них дистанций, а партнер подает мяч. Игрок, бросающий мяч, каждый раз должен быстро бежать к мячу, поймать его, остановиться (или остановиться после короткого ведения мяча) и выполнить бросок (рис. 101').

7. То же самое, но игрок, подающий мяч, выполняет и роль защитника.

8. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4— 5 м и передают мяч друг другу. После нескольких пере­дач один из них бросает мяч в корзину, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок (рис. 102).

9. Игроки стоят один против другого, как показано на рис. 103. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзи­не, выполняет обманное движение в одну сторону, пово­рачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок. Пой­мав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исход­ное положение и т. д.

10.Из того же исходного положения игрок, передав мяч, бежит в одну сторону, изменяет направление бега, останавливается. Перед игроком, стоящим у линии штраф­ного броска, получает от него мяч и выполняет бросок в прыжке. Игрок, стоящий у линии штрафного броска, бе­жит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру, кото­рый за это время возвратился в исходное положение (рис. 104).

11. Игрок без мяча бежит к корзине. Поймав мяч, останавливается, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполня­ет бросок (или бросок со средней дистанции в прыжке). Поймав мяч, он передает его партнеру и возвращается на свое место (рис. 105).

12. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины (рис. 106).

13. Игрок без мяча стоит у центрального круга. Полу­чив мяч, он ведет его до линии штрафного броска, оста­навливается и выполняет бро­сок. После этого возвращается на исходное положение (рис. 107). Вести мяч следует в быст­ром темпе.

Вариант: вести мяч, изме­няя направление, ритм пере­движения.

14. Игроки у центрального круга. Игрок бежит к корзине, получает мяч, ведет его, выполняет бросок в кор­зину, ловит сам мяч и передает его партнеру, бегущему к противоположной корзине. Передав мяч, игрок возвра­щается на исходное положение (рис. 108).

15. Игрок ведет мяч к линии штрафного броска. Иг­рок без мяча бежит к игроку с мячом, останавливается перед ним, получает мяч и выполняет бросок в прыжке (или делает обманное движение и прорывается к корзи­не). Игрок, выполнивший бросок, ловит мяч, ведет его к линии штрафного броска, а второй игрок занимает место у центральной линии и упражнение продолжается (рис. 109).

16. Упражнение для совершенствования добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или на­брасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину.

17. Один игрок выполняет броски со средних или даль­них дистанций, второй — подает мяч. Если мяч не попа­дает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в кор­зину (или, поймав мяч, выполняет бросок с близкого рас­стояния, если добить неудобно) и после этого возвращает мяч партнеру.

18. Игроки выполняют поочередно броски с дальней дистанции. Бросив мяч с дальней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого рас­стояния. За попадание с дальней дистанции — 2 очка, с близкой—1. Кто быстрее наберет определенное количе­ство очков (например, 25).

19. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 15 раз? Когда один игрок попадет нужное количество раз, игроки меняются местами и мя­чами и опять выполняют броски (рис. 110).

Если броски выполняются с дальней или средней дис­танции, можно ввести дополнение; после броска с даль­него (или среднего) расстояния игрок, поймав мяч, вы­полняет бросок с близкого расстояния. Зачет может быть разный: если бросок с близкого расстояния не то­чен,— очки не начисляются, за попадание с дальней (или средней) дистанции 2 очка, с ближней— 1 очко.

20. Игра «Школа». На площадке отмечается опреде­ленное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину (рис. 111). Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, за­бросивший мяч со всех точек, возвращается обратно, тоже забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 (или 10, в зависимости от степени подготовленности) штрафных. Кто быстрее закончит «школу»? Это «малая школа».

Может быть «большая школа» (рис. 112). Игрок, за­бросивший мяч из всех точек «малой школы», возвра­щается обратно, забрасывая мяч поочередно из всех точек «большой школы», и потом держит экзамен: броса­ет штрафные броски. Можно штрафные броски выпол­нять и после окончания «малой школы» и после оконча­ния «большой школы».

21. Игра в одну корзину 1X1, акцентируя совершен­ствование бросков мяча в корзину. С этой целью игроки при первой возможности выполняют броски. Игрок, дей­ствующий в роли защитника, до того момента, пока иг­рок не выполнит броска, действует пассивно (чтобы было возможно больше удобных положений для брос­ков). В игре 1X1 игроку запрещается выполнять броски с безнадежных положений. Если игрок с мячом очутился в таком безнадежном положении, откуда невозможно вы­полнить бросок по кольцу, он должен передать мяч парт­неру.

Упражнения для тренировки трех игроков

3. Игроки бегут по кругу. Первый игрок бросает мяч в корзину, бегущий за ним игрок ловит мяч (старается поймать мяч на лету) и передает игроку, бегущему за ним, который выполняет бросок в корзину (рис. 113).

2.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеюще­му мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, кото­рый не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и пере­давший мяч партнеру, быстро занимает место для полу­чения мяча и выполнения броска.

3. Игроки располагаются, как показано на рис. 114. Игрок без мяча, которого держит защитник, делает об­манное движение и бежит получить мяч. Получив мяч, выполняет бросок. Защитник действует полуактивно. После броска оба игрока бегут к корзине и стараются поймать мяч, отскочивший от щита (если мяч не попал в корзину). Игрок, поймавший мяч, возвращает его третьему игроку. Третий игрок, имеющий мяч, может менять свое местонахождение. Игроки меняются ролями.

4.То же самое, но игрок выполняет сериями броски с определенной точки полуактивно, потом активно, мешая защитнику. После броска защитник возвращает мяч третьему игроку.

5. Игрок ведет мяч до линии штрафного броска (или другого отмеченного места), где находится защитник, останавливается и выполняет бросок. Потом бежит к кор­зине, ловит мяч и передает его партнеру. Игрок, выпол­нивший бросок, становится защитником (рис. 115}.

6. Два игрока имеют по мячу (если мяч один, то уп­ражнение выполняется поочередно). Передав мяч игроку, стоящему у линии штрафного броска, они бегут к нему, меняя направление бега. Пробегают мимо игрока с мя­чом, получают от него мяч и выполняют бросок. Выпол­нив бросок, игроки подбирают мяч и ведут его на исход­ное положение. Игрок, который находится у линии штрафного броска, по очереди заменяется (рис. 116).

7. Игроки располагаются, как показано на рис. 117. Игрок, имеющий мяч, передает его игроку, стоящему у линии штрафного броска, бежит к нему, получает мяч обратно и, не снижая скорости, ведя мяч и применяя об­манные движения, старается обойти защитника и выпол­нить бросок. Затем игрок передает мяч партнеру, а сам занимает положение защитника. Игрок, бывший в роли защитника, занимает место для выполнения приемов с мячом.

8. Игроки располагаются, как показано на рис. 118. Игрок 1 бежит к игроку с мячом, получает мяч и выпол­няет бросок (любым способом). Тем временем игрок, от­давший мяч, перебегает в другую сторону площадки. Игрок 2 ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 3. Игрок 1 опять бежит к игроку с мячом и, полу­чив мяч, выполняет бросок (рис. 118). Игроки меняют­ся ролями.

9. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест (или меняя место) поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам (рис. 119). Подающе­го мяч поочередно сменяют.

10. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места (или меняя место). Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитни­ка. Третий игрок подает мячи бросающему (рис. 120). Выполнив серию 15—20 бросков, игроки меняются ролями.

11. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игро­ка к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок, бежит к корзине, ловит мяч и пере­дает его партнеру, а сам становится защитником. Рас­стояние между передающими мяч такое, что третий игрок — защитник, — быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч (рис. 121).

12. Игроки стоят за центральным кругом один за дру­гим лицом к дальней корзине. Мяч у игрока, стоящего в середине. Первый игрок бежит к корзине, получает мяч, быстро ведет его вперед, выполняет бросок и возвращает мяч второму игроку, а сам бежит и становится за ним. То же выполняет впереди стоящий игрок (рис. 122).

13. Игроки располагаются так, как показано на рис. 123. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки пе­редает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.

14. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки стоят так, как показано на рис. 124, и стараются добить мяч, не попавший в коль­цо. Игроки поочередно меняются местами.

15. Игрок с мячом — у центрального круга, два игро­ка занимают места, как показано на рис. 125. Один из них вбегает на площадку штрафного броска, получает мяч и выполняет бросок (сделав перед этим обманное движение, поворот и т. д.). Игрок, выполнивший бросок, сам ловит мяч, передает его игроку, стоящему у цент­рального круга, и возвращается на свое место. Сейчас же на штрафную площадку для получения мяча вбегает второй игрок. Игрок, передающий мяч, меняется.

16. Один игрок в роли нападающего, другой в роли защитника. Третий игрок имеет мяч и подает его напа­дающему, который, используя все свои знания и умения, старается забросить мяч в корзину. Если нападающий очутился в таком положении, из которого выполнить бросок невозможно, он возвращает мяч третьему игроку, который опять передает ему мяч, когда нападающий вы­берет удачное положение. Тогда нападающий опять пы­тается «обойти» защитника и выполнить бросок. Если после броска мяч не попал в корзину, оба игрока борют­ся за мяч, и тот, который поймал мяч, выполняет бросок (рис. 126), Игроки меняются ролями.

17. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. На­падающий передает ему мяч, когда находится в положе­нии, неудобном для броска, а третий игрок опять возвра­щает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).

Для совершенствования бросков мяча в корзину в тренировке двух игроков полезно применять упражнения, рекомендованные для тренировок одного игрока, а в тре­нировке трех игроков (и более) — упражнения, рекомен­дованные для одного и двух игроков. Кроме того, следует, возможно, больше упражнений для совершенствования передач мяча заканчивать бросками в корзину. Очень важно броски выполнять сосредоточенно.

Рассмотрим несколько упражнений для улучшения навыков игры:

Упражнения на перемещения:

  1. Перемещения приставными шагами вправо (два шага).

  2. То же влево и в защитной стойке.

  3. Короткий рывок, остановка, поворот назад, вперёд, прыжок вверх.

Упражнения на координацию движений:

  1. В прыжке поворот на 180°

  2. Подскоки на месте, руки на пояс, к плечам, вверх и в обратной последовательности вниз.

  3. Бросок мяча вверх, поворот на 180 градусов. После этого поймать мяч.

  4. Бросок мяча вверх, присесть коснуться рукой пола, встать и поймать мяч.

  5. Из положения сидя на полу подбросить мяч, встать, поймать Исходное положение - сед на полу, подбросить мяч, встать и поймать мяч.

Упражнения на выносливость:

1.Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком): а) от лицевой линии до штрафной и обратно; б) до центра и обратно; в) до противоположной штрафной и обратно; г) до противоположной лицевой и обратно.

2. Усложненный вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.

3.Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку, ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный "угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

4. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча).