СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Фет (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по творчеству А.А.Фета.

Просмотр содержимого презентации
«v_hudozhestvennom_mire_a.a.feta»

Афанасий Афанасьевич Шеншин 1820 - 1892 (Урок по литературе для 5 класса).

Афанасий Афанасьевич Шеншин

1820 - 1892

(Урок по литературе для 5 класса).

А. А. Фет. Лирическое стихотворение «Чудная картина». … Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.

А. А. Фет. Лирическое стихотворение «Чудная картина».

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Для поэзии А. А. Фета характерно:

Для поэзии А. А. Фета характерно:

  • красота в природе
  • красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.
Группа Задание 1 группа Установите, сколько предложений в стихотворении. Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их. 2 группа Определите, что необычного в этом стихотворении.

Группа

Задание

1 группа

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

2 группа

Определите, что необычного в этом стихотворении.

Группа Задание 1 группа  Предполагаемые ответы Установите, сколько предложений в стихотворении. Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их. 2 группа Одно предложение. 8 существительных. 8 прилагательных. Определите, что необычного в этом стихотворении. В стихотворении отсутствуют глаголы.

Группа

Задание

1 группа

Предполагаемые ответы

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

2 группа

Одно предложение.

8 существительных.

8 прилагательных.

Определите, что необычного в этом стихотворении.

В стихотворении отсутствуют глаголы.

«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • –  Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?
  • –  Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
  • Сколько предложений в стихотворении?
  • –  Какое предложение перед нами: простое или сложное? Есть ли в предложении глаголы?
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением ты , сказуемое – кратким прилагательным родна . Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) –  равнина, луна, свет, снег, бег , но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • – Какие элементы пейзажа описывает поэт?
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной – полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • – Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина белая , луна полная , небеса высокие , сани далекие , бег одинокий . Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты – единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • – Определите вид рифмовки.
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Использует ли поэт звукопись? Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
«Чудная картина».

«Чудная картина».

  • Чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
В своих тетрадях напишите сочинение- миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях. Поэт в начале стихотворения изображает________________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_________,_________. Если вначале перед нами разворачивается (какая?) _________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам:__________________________.

В своих тетрадях напишите сочинение- миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях.

Поэт в начале стихотворения

изображает________________, в финальной

части появляется образ ______ иной

окраски:_________,_________.

Если вначале перед нами разворачивается

(какая?) _________ картина, наше внимание

невольно останавливает такой

образ:_______, то затем происходит резкая

перемена: поэт изображает _______, чтобы

его чувства стали понятны

нам:__________________________.

Вывод:

Вывод:

  • А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.
«Весенний дождь». –  Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость. –  Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

«Весенний дождь».

–  Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

–  Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

«Весенний дождь». – Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

«Весенний дождь».

Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

«Весенний дождь».  Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) мы чувствуем движение, видим изменения в природе

«Весенний дождь».

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) мы чувствуем движение, видим изменения в природе

«Весенний дождь». – Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

«Весенний дождь».

Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

«Весенний дождь».  «От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит».) Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его что-то , и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны

«Весенний дождь».

«От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит».) Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его что-то , и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны

«Задрожали листы, облетая...»

«Задрожали листы, облетая...»

  • Какая осень предстаёт перед нами в 1 четверостишии?
  • Какие образы использует поэт?
«Задрожали листы, облетая...»

«Задрожали листы, облетая...»

  • О чём пишет поэт во 2 четверостишии?
  • Как вы это понимаете?
«Задрожали листы, облетая...»

«Задрожали листы, облетая...»

  • Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. 
  • Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1. Выучить одно из стихотворений.