План-конспект урока № 99, 100
Литературное чтение
Дата проведения: 14.03.2017
Тема: А. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение.
Задачи:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; её стихотворениями;
учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте, развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения;
учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения, воспитывать правила поведения в театре.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организаионный момент
2.Актуализация знаний
2.1.Речевая разминка.
Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь.
Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.
- Понравилась вам чистоговорка?
- Какой звук повторяется? (Звук [ч].)
- Прочитайте медленно, быстро, медленно, выразительно.
2.2.Выразительное чтение стихотворений С.Маршака
3.Самоопределение деятельности
- Узнай чьи стихи.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села – с мамой посидела,
Встала к бабушке пошла.
Пере сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами.
Я устала не могу,
Я вам завтра помогу.
(Если дети не догадаются. Что это стихи А. Барто, тогда начать читать другие: «Наша Таня громко плачет…»)
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы ставите на этот урок?
4.Сообщение темы и задач урока
5.Изучение нового материала
5.1. Рассказ о жизни и творчестве А. Барто
- Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
Агния Львовна Барто (1906 - 1981) собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.
Однажды какой – то мальчик, позвонив писательнице по телефону сказал с обидой:
- Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!
- Почему ты решил, что это про тебя?
- Так в классе все говорят.
- А тебе сколько лет?
- Десять.
- А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было…
Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..
5.2. Работа над стихотворением «Разлука»
Карточка-помогайка для составления синквейна:
Главное слово: «Разлука»
Два прилагательных (какая?)
Три глагола (что делает?)
Одно предложение из 4 слов( цитата, пословица)
Слово, словосочетание, связанное с 1-ым,синоним, выражающее личное отношение пишущего
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово весело или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.)
- Сочувствуете ли вы мальчику? Почему? (Дети приводят свои примеры взаимоотношений с мамой.)
- Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершил для мамы.
- Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.
5.3.Работа над стихотворением «В театре»
- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нём.
- Прочитаем стихотворение и проверим наши предположения.
Аудиозапись
- Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
- Что показалось вам смешным, а что грустным?
- Прочитайте еще раз выразительно стихотворение так, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно.
6.Итог урока
- Что вы узнали об А. Барто?
- Почему мальчик, позвонивший А. Барто, думал, что ее стихи именно о нем?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Как вы думаете, мы их достигли?
7.Домашнее задание
Выучить стихотворение А.Барто