Тема урока: Александр Блок. Поэма «Двенадцать».
Сюжет, герои. Изображение «мирового пожара», образ Христа»
Цели: Объяснить противоречивость представлений Блока о социальном характере революции. Определить сюжет поэмы и ее героев.
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения.
Развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
Развивать умения трактовать художественное произведение в связи с исторической эпохой.
Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей Родины, любовь к родному языку, литературе.
Ход урока: Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
-Написав эту поэму, Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!»
«Двенадцать»,- какие бы они не были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,- утверждал поэт.
Вы прочли поэму, однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.
-Почему поэма названа «Двенадцать»?
-Каков смысл названия?
-Почему в конце поэмы возникает образ Христа?
-Что значит этот образ в поэме?
На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы на этом уроке.
Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, т.е. по горячим следам, через 2 месяца после Октябрьской революции. Звуки долгожданной революции отразились в поэме – в грозных ритмах, в драматическом конфликте, где буря бушует в природе, в истории, в человеческих сердцах.
Обратимся к тексту:
-в поэме 12 глав
-героями поэмы являются 12 красноармейцев
Какую ассоциацию вызывают у Вас они, если впереди образ Христа? (12 апостолов)
Если поэма о революции, тогда почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции?
Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство? (6 гл.) Попробуем разобраться.
Поэма – жанр лиро-эпический. Эпос – революционные события. Лирика – трагический любовный треугольник.
Вся поэма составлена из отдельных зарисовок, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, передают неразбериху, которая царила и на улицах и в умах.
С каких двух цветов начинается поэма?
-Какой еще цвет есть в поэме?
Блок – символист. Что символизируют данные цвета в поэме?
черный – темное злое начало, хаос, стихийные порывы, пустота, бездуховность
белый – чистота, свет будущего, мечта о преобразовании
красный – цвет борьбы и насилия
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.
«Слушайте музыку революции»,-призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Если революция-это музыка, то и жанры (формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные.
-Найдите коллективный портрет красноармейцев во второй главе
-На что намекает Блок?
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет. Или на уголовное прошлое патруля. Ромб нашивали на спину каторжан.
Найдите портрет Катьки в 4 главе
-Кто такая Катька? Падшая женщина.
-Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? Разбойничью песню
«Поблуди, спать с собою положи»
-Какие еще образы – символы заметили в поэме? Старый пес – образ старого мира.
-Что символизирует ветер? Революцию.
-Кто олицетворяет в ней добро и зло? Христос и пёс
Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность? Другой ритм, другие звуки.
-Видит ли патруль Христа? Почему? Не видит, так как не верит в Бога.
-Почему Христос с кровавым флагом? Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем.
Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям.
Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее важных эпох в истории России. Эта поэма – честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.