СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Блок Поэма "Двенадцать" (конспект урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Блок Поэма "Двенадцать" Сюжет,герои, символические образы.

Просмотр содержимого документа
«А. Блок Поэма "Двенадцать" (конспект урока)»

Тема урока: Александр Блок. Поэма «Двенадцать».

Сюжет, герои. Изображение «мирового пожара», образ Христа»


Цели: Объяснить противоречивость представлений Блока о социальном характере революции. Определить сюжет поэмы и ее героев.

Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения.

Развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.

Развивать умения трактовать художественное произведение в связи с исторической эпохой.

Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей Родины, любовь к родному языку, литературе.


Ход урока: Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».

-Написав эту поэму, Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!»

«Двенадцать»,- какие бы они не были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,- утверждал поэт.

Вы прочли поэму, однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.

-Почему поэма названа «Двенадцать»?

-Каков смысл названия?

-Почему в конце поэмы возникает образ Христа?

-Что значит этот образ в поэме?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы на этом уроке.


Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, т.е. по горячим следам, через 2 месяца после Октябрьской революции. Звуки долгожданной революции отразились в поэме – в грозных ритмах, в драматическом конфликте, где буря бушует в природе, в истории, в человеческих сердцах.


Обратимся к тексту:

-в поэме 12 глав

-героями поэмы являются 12 красноармейцев

Какую ассоциацию вызывают у Вас они, если впереди образ Христа? (12 апостолов)


Если поэма о революции, тогда почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции?

Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство? (6 гл.) Попробуем разобраться.


Поэма – жанр лиро-эпический. Эпос – революционные события. Лирика – трагический любовный треугольник.

Вся поэма составлена из отдельных зарисовок, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, передают неразбериху, которая царила и на улицах и в умах.


С каких двух цветов начинается поэма?

-Какой еще цвет есть в поэме?

Блок – символист. Что символизируют данные цвета в поэме?

черный – темное злое начало, хаос, стихийные порывы, пустота, бездуховность

белый – чистота, свет будущего, мечта о преобразовании

красный – цвет борьбы и насилия


Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции»,-призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Если революция-это музыка, то и жанры (формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные.


-Найдите коллективный портрет красноармейцев во второй главе

-На что намекает Блок?

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет. Или на уголовное прошлое патруля. Ромб нашивали на спину каторжан.


Найдите портрет Катьки в 4 главе

-Кто такая Катька? Падшая женщина.

-Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? Разбойничью песню

«Поблуди, спать с собою положи»


-Какие еще образы – символы заметили в поэме? Старый пес – образ старого мира.

-Что символизирует ветер? Революцию.

-Кто олицетворяет в ней добро и зло? Христос и пёс


Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность? Другой ритм, другие звуки.

-Видит ли патруль Христа? Почему? Не видит, так как не верит в Бога.

-Почему Христос с кровавым флагом? Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем.


Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям.

Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее важных эпох в истории России. Эта поэма – честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.