Школа № Дата ____________ _____________ _____________
Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________
Тема урока: | А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл». Фонетика |
Цель урока: | 1. Раскрыть идейное – содержание стихотворения,повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “ Фонетический разбор ”. |
|
| 2. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе. |
Вид урока: | Урок изучения новой информации |
Оборудование урока: | Таблицы, дидактические материалы |
Ход урока.
1. Организационный период урока:
1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
2. Проверка выполнения домашнего задания:
Выполните фонетический разбор слов: скамья, съезд. Объясните разницу в звучании и написании слова съезд с точки зрения фонетики и орфографии.
съе́зд
съезд — слово из 1 слога: съезд. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [сй’эст]
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
ъ не обозначает звука
е [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, ударный
з [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
д [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 5 букв и 5 звуков.
При фонетическом разборе слова «съе́зд» используются правила:
Гласная е после ь, ъ является йотированной и обозначает два звука
Твёрдый знак не образует звука, но делает твёрдой предыдущую согласную
Скамья
[скам’й’а] — транскрипция, скамья́ — ударение
В слове 6 букв и 6 звуков.
с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а – [а] – гласный, безударный
м – [м’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ь – не обозначает звука
я – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] – гласный, ударный
При фонетическом анализе слова были использованы правила:
буква Я стоящая в слове после Ь произносится как звук [й'а] и является йотированной.
3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы
4. Объяснение новой темы: План урока:
- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;
- совершенствовать умения выразительного чтения,
- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников
К концу урока учащиеся будут знать:
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении
- Какую роль здесь играет пейзаж
К концу урока учащиеся будут уметь:
- раскрыть идейное – содержание стихотворения А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл».
- отличать звуки речи
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.
Прочитайте стихотворение А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл».
-Какой образ увидели вы в этом стихотворении? (осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)
-Каково настроение лирического героя? (Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему «и шумно, и жутко, и грустно, и весело»).
-Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно?
-О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении?
-Сколько раз поэт употребляет слово «ветер»? Для чего он это делает?
-Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении?
Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?
Ель рукавом мне тропинку завесила... Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. А. Фет | Орёл Из-за утеса, как из-за угла Почти в упор ударили в орла А он спокойно свой покинул камень Не оглянувшись даже на стрелка И, как всегда, широкими кругами Не торопясь, ушел за облака Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо Но сердце и орлиное ранимо Орел упал, но средь далеких скал Чтоб враг не видел. Не торжествовал Александр Яшин |
Одним из поэтов, в творчестве которого нашли отражение доброта и любовь к земле, ко всему живому является Александр Яковлевич Яшин (1913—1968). Настоящая его фамилия — Попов. Отец поэта погиб в Первую мировую войну. Семья бедствовала, и работать в полную силу мальчику пришлось очень рано. Его сиротское детство прошло в постоянной нужде, в заботах о куске хлеба, в тяжёлом крестьянском труде, но всё-таки первые жизненные впечатления были светлыми и яркими. Вот как через много лет напишет об этом сам Яшин: «Таинственные природа, жизнь среди охотников и звероловов таили в себе для детского возраста столько прелести, что я склонен вспоминать из той поры больше хорошего, чем плохого и жестокого». Он стремился делать добро, но жалел, что многое не успел совершить, поэтому поэт обращается к людям с призывом: «Спешите делать добрые дела». Не обязательно делать что-то большое, заметное для окружающих. Можно, например, просто покормить птиц зимой.
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Перечитайте первые три строки (чтение учащимися). О чём вы узнали из прочтённых строк? (Про внезапный, предательский выстрел.)
С какой целью автор использует сравнительный оборот? Что значит выражение из-за угла? (Вероломно, тайно, исподтишка совершить что-либо.)
Почему глагол ударили стоит во множественном числе? Разве стреляло несколько человек? (Человек, выстреливший в орла, спрятался за утёс, его не видно, так как он боится. Это собирательный образ, символизирующий трусливость и подлость.)
Зло всегда стремится к безымянности и почти всегда соседствует с трусостью. Обратимся ко 2-й строфе (чтение учащимися). Какие эпитеты использует автор для описания полёта орла? Как орёл уходит за облака? (Плавно, медленно, спокойно, величаво.)
Скажите, удалось ли автору благодаря выразительным языковым средствам точно изобразить орла. Какие качества присущи этой птице? (Гордость, спокойствие, отсутствие суеты.)
Вспомните, что такое антитеза. Подумайте, почему так по-разному звучат 1-я и 2-я строфы. (Антитеза — сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. Ввысь, за облака уходит гордая птица — внизу остался человек, со вершивший подлый поступок.)
Где умер орёл? Почему именно там? Зачитайте.
Как вы понимаете последние строки? (Величие, благородство противопоставляется подлости.)
Какой переносный смысл заключает в себе строка А сердце и орлиное ранимо...? (Человек с орлиным сердцем — так говорят о гордых, мужественных людях, которые перед лицом смерти ведут себя достойно, не дают врагу возможности торжествовать. Но и они чувствуют боль.)
5. Закрепление новой темы: Ответить на вопросы :Заполните таблицу, используя слова для справки.
Экологическая катастрофа |
Случится, если | Не случится, если |
человек будет | человек будет |
1. | 1. |
2. | 2. |
Слова для справки: чутким, отзывчивым, милосердным, добрым, любить Родину, равнодушным, безответственным, безразличным, злым, жестоким.
Закончите фразы.
Фонетика – это раздел языкознания, …..
Звуки – это …., а буквы -это…..
В русском языке … буквы, из них … гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …..
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
1.На какие 2 группы делятся звуки?
2.Какие звуки всегда звонкие? 3.Какие звуки всегда глухие? 4.Какие звуки всегда мягкие?
5.Какие всегда твердые? 6.Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?
6. Задание на дом: выучить отрывок из стихотворения
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.
1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.
Подготовила учительница русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Завуч средней школы №