СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл». Фонетика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл». Фонетика Для 12 класса школ с туркменским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл». Фонетика»

Школа № Дата ____________ _____________ _____________

Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________

Тема урока:

А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл». Фонетика

Цель урока:

1. Раскрыть идейное – содержание стихотворения,повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “ Фонетический разбор ”.



2. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе.

Вид урока:

Урок изучения новой информации

Оборудование урока:

Таблицы, дидактические материалы

Ход урока.

1. Организационный период урока:

1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;

2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;

2. Проверка выполнения домашнего задания:

Выполните фонетический разбор слов: скамья, съезд. Объясните разницу в звучании и написании слова съезд с точки зрения фонетики и орфографии.

съе́зд

съезд — слово из 1 слога: съезд. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [сй’эст]

с    [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
ъ    не обозначает звука
е    [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
   [э] — гласный, ударный
з    [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
д    [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 5 букв и 5 звуков.

При фонетическом разборе слова «съе́зд» используются правила:

Гласная е после ь, ъ является йотированной и обозначает два звука

Твёрдый знак не образует звука, но делает твёрдой предыдущую согласную

Скамья

[скам’й’а] — транскрипция,  скамья́ — ударение

В слове 6 букв и 6 звуков.

с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а – [а] – гласный, безударный
м – [м’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ь – не обозначает звука
я – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] – гласный, ударный

При фонетическом анализе слова были использованы правила:

буква Я стоящая в слове после Ь произносится как звук [й'а] и является йотированной.

3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы

4. Объяснение новой темы: План урока:

- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

- совершенствовать умения выразительного чтения,

- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников

К концу урока учащиеся будут знать:

- Какое  чувство  стремится  выразить  поэт  в  этом  стихотворении

- Какую  роль  здесь  играет  пейзаж

К концу урока учащиеся будут уметь:

- раскрыть идейное – содержание стихотворения А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл».

- отличать звуки речи

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

Прочитайте стихотворение А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», А. Яшин. «Орёл».

-Какой образ увидели вы в этом стихотворении? (осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)

-Каково настроение лирического героя? (Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему «и шумно, и жутко, и грустно, и весело»).

-Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно?

-О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении?

-Сколько раз поэт употребляет слово «ветер»? Для чего он это делает?

-Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении?

Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?

Ель рукавом мне тропинку завесила...

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты. А. Фет

Орёл

Из-за утеса, как из-за угла
Почти в упор ударили в орла
А он спокойно свой покинул камень
Не оглянувшись даже на стрелка
И, как всегда, широкими кругами
Не торопясь, ушел за облака
Быть может, дробь совсем мелка была
Для перепелок, а не для орла?
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо
Но сердце и орлиное ранимо
Орел упал, но средь далеких скал
Чтоб враг не видел. Не торжествовал
Александр Яшин


Одним из поэтов, в творчестве которого нашли отражение доброта и любовь к земле, ко всему живому является Александр Яков­левич Яшин (1913—1968). Настоящая его фамилия — Попов. Отец поэта погиб в Пер­вую мировую войну. Семья бедствовала, и работать в полную силу мальчику пришлось очень рано. Его сиротское детство прошло в постоянной нужде, в заботах о куске хлеба, в тяжёлом крестьянском труде, но всё-таки первые жизненные впечатления были свет­лыми и яркими. Вот как через много лет напишет об этом сам Яшин: «Таинственные природа, жизнь среди охотников и звероло­вов таили в себе для детского возраста столь­ко прелести, что я склонен вспоминать из той поры больше хорошего, чем плохого и жестокого». Он стремился делать добро, но жалел, что многое не успел совершить, по­этому поэт обращается к людям с призывом: «Спешите делать добрые дела». Не обяза­тельно делать что-то большое, заметное для окружающих. Можно, например, просто по­кормить птиц зимой.

  • Какие чувства вызывает это стихотво­рение?

  • Перечитайте первые три строки (чте­ние учащимися). О чём вы узнали из про­чтённых строк? (Про внезапный, предатель­ский выстрел.)

  • С какой целью автор использует срав­нительный оборот? Что значит выражение из-за угла(Вероломно, тайно, исподтишка совершить что-либо.)

  • Почему глагол ударили стоит во мно­жественном числе? Разве стреляло несколько человек? (Человек, выстреливший в орла, спрятался за утёс, его не видно, так как он боится. Это собирательный образ, символи­зирующий трусливость и подлость.)

  • Зло всегда стремится к безымянности и почти всегда соседствует с трусостью. Об­ратимся ко 2-й строфе (чтение учащимися). Какие эпитеты использует автор для описа­ния полёта орла? Как орёл уходит за облака? (Плавно, медленно, спокойно, величаво.)

  • Скажите, удалось ли автору благо­даря выразительным языковым средствам точно изобразить орла. Какие качества при­сущи этой птице? (Гордость, спокойствие, отсутствие суеты.)

  • Вспомните, что такое антитеза. По­думайте, почему так по-разному звучат 1-я и 2-я строфы. (Антитеза — сопоставление или противопоставление контрастных по­нятий или образов. Ввысь, за облака уходит гордая птица — внизу остался человек, со вершивший подлый поступок.)



  • Где умер орёл? Почему именно там? Зачитайте.

  • Как вы понимаете последние строки? (Величие, благородство противопоставля­ется подлости.)

Какой переносный смысл заключает в себе строка А сердце и орлиное ранимо...? (Человек с орлиным сердцем — так говорят о гордых, мужественных людях, которые перед лицом смерти ведут себя достойно, не дают врагу возможности торжествовать. Но и они чувствуют боль.)

5. Закрепление новой темы: Ответить на вопросы :Заполните таблицу, исполь­зуя слова для справки.

Экологическая катастрофа

Случится, если

Не случится, если

человек будет

человек будет

1.

1.

2.

2.

Слова для справки: чутким, отзывчи­вым, милосердным, добрым, любить Родину, равнодушным, безответственным, безразлич­ным, злым, жестоким.

Закончите фразы.

  • Фонетика – это раздел языкознания, …..

  • Звуки – это …., а буквы -это…..

  • В русском языке … буквы, из них … гласные звуки, а … - согласные.

  • Не обозначают звуков буквы …. .

  • Шипящие звуки …. .

  • Мягкость согласного обозначается …..

  • Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й)

  • Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

1.На какие 2 группы делятся звуки?

2.Какие звуки всегда звонкие? 3.Какие звуки всегда глухие? 4.Какие звуки всегда мягкие?

5.Какие всегда твердые? 6.Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?

6. Задание на дом: выучить отрывок из стихотворения

7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.

1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.

Подготовила учительница русского языка:

Примечание: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Завуч средней школы №