СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Г. НАРУШЕВИЧ Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Работа с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Работа с текстом

Просмотр содержимого документа
«А.Г. НАРУШЕВИЧ Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Работа с текстом»

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация
урока, система упражнений



Работа с текстом

Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи.

Типичные трудности анализа текста. Анализ выразитель­ных средств текста. Упражнения и тестовые задания.

На экзамене учащиеся работают с тремя текстами: два из них вклю­чены в задания ЕГЭ, третий — это текст сочинения.

Работа с текстом проверяет следующие умения:

  • умение использовать основные приемы информационной пере­работки текста;

  • умение выявлять средства связи предложений в тексте;

  • умение определять функциональный стиль и тип текста;

  • умение выявлять выразительные средства текста.

Можно предложить три содержательных блока для организации повторения:

  1. Текст и его строение.

  2. Функциональные стили и типы текста.

  3. Выразительные средства текста.

  1. Текст и его строение

  1. Текст (от лат. textusткань, связь, соединение) — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и со­единены по смыслу и грамматически1.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляет­ся в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспе­чивающие смысловое единство текста).

  1. Смысловые отношения между предложениями текста

Предложения в тексте связаны между собой различными смыс­ловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противи­тельными, временными, условными, причинными, целевыми, уступи­тельными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предло­жения). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внима­ние ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Мак­симу Горькому — карманные часы (К.Чуковский) — первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).

  1. Средства связи между предложениями текста

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

  1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использова­ние антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщи­ки, судья, вратарь и т.п.).

  2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоиме­ниями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.

  3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтакси­ческого параллелизма, определенного порядка слов в предложении, не­полных предложений и т.п.

  4. Стилистические:использование слов, принадлежащих к одному

стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистичес­ких фигур и т.п.

  1. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

  2. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шриф­товые выделения.

Нахождению средств связи посвящено отдельное задание, напри­мер: Среди предложений ... найдите такое, которое соединяется с пре­дыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет ка­кое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего пред­ложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хо­хотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой вели­колепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желуд­ки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существи­тельным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) — личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложени­ем.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все пре­дыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я незави­сим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.... (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня пора­жал

  1. Виды связи между предложениями в тексте

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:

  • параллельная;

  • цепная.

При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом дей­ствий, явлений, событий. Например:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гра­нит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чер­ными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то раз­горался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. (К.Паустовский)

В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предло­жения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме про­шедшего времени.

Цепная связь — это такой вид связи, при котором каждое последу­ющее предложение является продолжением предыдущего и подготав­ливает последующее. Например:

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)

Цепная связь

Параллельная связь

  1. Повтор ключевого слова.

  2. Замена его синонимом, си­нонимическим оборотом, мес­тоимением или однокоренным словом.

  3. Повтор того или иного чле­на предложения.

  4. Семантические и ассоциатив­ные связи.

  1. Одинаковый порядок слов.

  2. Одинаковые грамматические формы слов.

  3. Анафоры.

  4. Риторические вопросы.

  5. Вводные слова и наречия ме­ста, времени.




УПРАЖНЕНИЯ

  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с по­мощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю.Трифонов)

Ответ: (2). 2 на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудес­ный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А.Куп- рин)

Ответ: (3).

  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с по­мощью указательного местоимения и однокоренного слова.

(1) В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. (2) Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляется по созвучию с русским. (3) Некоторые слои русского населения любят такие переос­мысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в особенности с иностранными фамилиями. (5) Так, известный генерал Барклай де Толли, командовавший русскими войсками при наступле­нии Наполеона на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и уклонения от решительного боя. (Б.Казанский)

Ответ: (3).

  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза.

(1) Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится не­постижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необхо­димо загнать машину в гараж задним ходом, то она почему-то стано­вится близорукой. (2) Оценка расстояния между бампером машины и стенкой гаража в процессе движения относится к области про­странственной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) Хранительница гнезда, обеспечивающая выживание се­мьи, не может быть другой. (4) Она должна замечать незначитель­ные изменения в поведении своих детей, которые могут сигнализи­ровать о боли, голоде, ранении, агрессии или депрессии. (5) Мужчи­ны же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного общения. (М.Лшентнов)

Ответ: (5). 3 ясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится не­надолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры ни­когда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. (А. Че­хов)

Ответ: (6).

  1. Функциональные стили и типы текста

2.1. В зависимости от содержания традиционно выделяются следу­ющие основные смысловые (функциональные) типы текстов:

  • описание;

  • повествование;

  • рассуждение.

Описание — это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.

По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Пример текста-описания:

Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы плата­нов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в не­ровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот десято­го года примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей, стойки между оскалом камня в аметисто­вых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково. (В.Набоков)

В приведенном отрывке логически выделяются слова, называю­щие качества, признаки: облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметистовых кристаллах; тепл; тускло-оливково. Глаголы не выражают активного действия, чаще это причастия, имеющие зна­чения признака.

Описание может основываться и на использовании глаголов, однако эти глаголы, как правило, обозначают действия, наблюдаемые со сторо­ны, действия, характеризующие лицо или предмет. Например:

Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трех сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунту­ет. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Черное море. (Н.Гоголь)

Повествование — это смысловой тип речи, в котором рассказывает­ся о событиях, разворачивающихся во времени.

Повествование дает представление о развитии событий, их после­довательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных дей­ствиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену собы­тий, поэтапную смену явлений.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

  1. экспозицию — обстановку, предшествующую действию;

  2. завязку — начало развития действия;

  3. развитие действия;

  4. развязку — окончание действия.

Пример текста-повествования:

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, посо­сал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками ме­сяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спря­тал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (Н.Гоголь)

Рассувдение — это смысловой тип речи, в котором последова­тельно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся сужде­ния, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

  1. тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве;

  2. аргументы — факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

  3. вывод — общий итог, заключение по поводу тезиса.

Пример текста-рассуждения:

Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все романы), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и По­лина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей сложности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли

не полжизни. Возможно, возможно Однако я смею утверждать, что

Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от

России — нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом

бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле — в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга?Ведь и Гоголь живал в Риме и писал там «Мертвые души».

Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему утратить духовную связь с читателем, а еще громче говоря — с народом.

Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял. (В.Соло- ухин)

Наиболее часты ошибки при анализе текста-рассуждения. Следует подчеркнуть, что рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяс­нение, размышление. Как отмечает Н.А. Сенина, в рассуждении «гово­рится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)»1 (см. таблицу внизу).

В пределах конкретного текста могут сочетаться различные фун­кциональные типы. Так, в художественных текстах повествование

Описание

Повествование

Рассуждение

Преобладают су­ществительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) переда­ют действия (состо­яния), характеризу­ющие лицо или предмет.

Преобладают простые предложе­ния

Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передаю­щие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

Используются наречия места и времени.

Используются все типы предло­жений

Преобладает аб­страктная лексика. Используются ввод­ные слова (во-пер­вых, следовательно), производные пред­логи и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают слож­ноподчиненные и простые осложнен­ные предложения

1 Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Ле­гион, 2006. С. 141.




обычно сопровождается описанием, а в публицистических — рас­суждением. Например:

В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундер­кинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «буду­щим Репиным» (К.Чуковский) — повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).

Система функциональных стилей современного русского языка может быть представлена в таблице на стр. 20).

УПРАЖНЕНИЯ

Определите функциональный стиль и тип текста.

  1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением. (Л.Толстой)

Ответ: художественный, описание.

  1. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологичес­кую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Ха­рактер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, раз­нообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребле­ние — тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использо­вание абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой куль­туры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и — это самое главное — творческим началом, нештампованностью речи. (О. Сиротинина)

Ответ: научный, описание. 4 тов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирова­ния органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный за­кон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Ответ: официально-деловой, описание.

  1. Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медве­дем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно — мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух — послушать, значит. Слышу — вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение — как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла — в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну — мне же помощники не нужны!

Ответ: разговорный, повествование.

  1. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепереда­чам, подростковым журналам, школьным инновациям, как — хлоп! — взялись за них же, за родителей. «Воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педаго­гически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы долж­ны их этому учить.» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты. А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя. (И.Медведева)

Ответ: публицистический, рассуждение.

  1. Выразительные средства текста

Задание, посвященное средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые не­обходимо восстановить, указав номера слов из приведенного списка.

Естественно, ученикам должны быть знакомы определения и при­меры основных выразительных языковых средств. Учителю можно по­рекомендовать следующие пособия, в которых достаточно полно опи­саны стилистические ресурсы русского языка: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по рус­скому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век, 2002; Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических тер­минов. М.: Астрель, 2000; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 1998; и др.





Научный

Публицистический

Сфера

исполь­

зования

Наука, техника, образо­вание

Средства массовой информации, публич­ные выступления

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздей­ствие

Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказатель­ность, смысловая точ­ность, обобщенность

Образность, эмоцио­нальность, оценочность

Жанры

Монография, диссерта­ция, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интер­вью, фельетон, репор­таж, эссе, выступление по радио (телевиде­нию), дискуссия и др.

Языковые

средства

Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указатель­ные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже мета­фора)

Общественно-полити­ческая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрес­сивная, оценочная лексика, фразеологиз­мы; неполные предло­жения, вводные конст­рукции, восклицатель­ные предложения; разнообразие средств выразительности




Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Законодательство,

делопроизводство

Искусство, художе­ственная литература

Повседневное

общение

Сообщение, констата­ция факта, установле­ние административно­правовых отношений

Воздействие через образное моделирова­ние мира

Установление

межличностных

контактов

Точность, стандартизо- ванность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств др. стилей, средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Законодательные документы (конститу­ция, устав, кодекс), деловые бумаги (при­каз, протокол, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лири­ческое стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба, извине­ние, комплимент и др.

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, ис­пользование аббревиа­тур; преобладание существительных над глаголами, стандарт­ные обороты, страда­тельные конструкции, неопределенно­личные и безличные предложения

Возможно использова­ние любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, простореч­ные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая, разговор­ная и просторечная лексика, эмоцио- нально-экспрессив- ная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предло­жения




Проанализируем типичные трудности работы со средствами вы­разительности текста.

Тропы или стилистические фигуры?

Лексические средстеи, или тропы (в ед. ч. троп) (от гр. tropos — «поворот»), — обороты речи, состоящие в употреблении слова или вы­ражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следую­щие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; сложные — мета­фора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Синтиксические средстеи, или стилистические фигуры, — необыч­ные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксичес­ким средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, града­цию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолча­ние, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответ­ную форму изложения и др.

Таким образом, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как

, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может

идти о метафорах, эпитетах и т.п.

Когда не узнают сравнение

Как уже было сказано, сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых случаях выявление сравнения оказывается не­простой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существитель­ным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов) — стоит как столб.

Напомним, что сравнение может быть также выражено:

  1. оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым силь­ным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, кик сосноеия смоли (К.Паустовский) — сравнительный оборот; Кус­ты шевелятся и шелестят, точно тихо ризгоеириеиют (Н.Гаршин) — сравнительное придаточное;

  2. формой сравнительной или превосходной степени прилага­тельного или наречия: Ты есех милее, есех дороже, русская, суглини­стая, жесткая земля. (А.Сурков);

  3. с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напо­минает ним янтирь. (Н.Заболоцкий)

Эпитет или метафора?

Надо признать, что между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике можно встретить термин ме- тафортеский эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают разли­чение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилага­тельным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличи­тельные признаки предметов и не дающие их образной характери­стики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.

Особая разновидность этого тропа — развернутая метафора — представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачи­вающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским спо­собом книг называют иногда «•галактикой Гуттенберга». Ориенти­роваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не прос­то: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной ве­личины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас (С.Бэлза)

Эпитет или олицетворение?

Поскольку олицетворение — это разновидность метафоры, по­ставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Дей­ствительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); ...Не забудем, что насилие не живет одно, оно... непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К.Па- устовский)

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?

Типичное школьное определение риторического вопроса (воп­рос, не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигу­ры речи. Риторический вопрос — это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации 5 вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не зна­ет Ивана? — Все знают Ивана.

Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рент­ген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает раз­мышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.

Что такое парцелляция?

Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (от лат. particula — «частица») — особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпо­хи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубо­ки. Аргументированны. И разные. (Д.Гранин) — компоненты непол­ных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого пред­ложения в качестве однородных сказуемых.

ТЕСТ

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В.Харченко)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

При одном предположении подобного случая вы бы должны были испу­стить ручьи... что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф.Достоевс- кий) 6

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А.Солженицын)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни стра­ны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду — нашей ли­тературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?!

(Д.Лихачев)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотно­сим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молит­вы, свои правды. (К.Чуковский)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролю- бов)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в това­рищах.

  1. Назовите средство выразительности, которое использовано авто­ром.

Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологи­ческий зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

  1. Назовите средство выразительности, которое использовано авто­ром.

Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. (Ф.Кривин)

  1. Назовите средство выразительности, которое использовано авто­ром.

Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

  1. Назовите средство выразительности, которое использовано авто­ром.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)

Ключ к тесту

Ответ

Ответ

1

метафора

9

эпифора

2

метонимия

10

риторич.

восклицание

3

градация

11

гипербола

4

сравнение

12

синтаксич.

параллелизм

5

эпитет

13

олицетворение

6

риторич. вопрос

14

метонимия

7

антитеза

15

оксюморон

8

метонимия






Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

13-15

4 (хорошо)

10-12

3 (удовлетворительно)

7-9




Вопросы для закрепления материала

  1. Каковы основные средства связи между предложениями текста?

  2. Назовите основные признаки описания, повествования, рассуж­дения.

  3. Составьте список средств выразительности, которые необходи­мо повторить с учащимися.

Литература

  1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001.

  3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006



1 Существует большое количество определений текста. Данное определение достаточно для выполнения практических заданий, предлагаемых частью С.

2Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим только с помощью притяжательного местоимения.(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо


3Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с по­мощью соединительного союза.(1) Читаешь четверть, полчаса — и вот замечаешь, что студенты начи­нают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользу-


4Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляе­мого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъек-

5 Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. С 139.

6Назовите средство выразительности, которое использовано в пред­ложении.Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.