А. И. Козлова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилёва»
«Эта загадочная морфология» («Части речи: очевидное и невероятное») X класс
Цели урока:
создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о морфологии как разделе грамматики, изучающем слово и его изменение;
способствовать развитию умений определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова;
организовать деятельность по проверке умений правильно употреблять слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями;
создать условия для воспитания интереса к будущей профессии, внимательного отношения к людям, способности проявлять любовь к окружающим.
Форма урока: урок-открытие.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная установка; рабочие листы, раздаточный материал; учебное пособие «Экспресс-курс. Подготовка к централизованному тестированию по русскому языку» (Мозырь, 2014) (для каждого учащегося), сборник тестовых заданий по подготовке к централизованному тестированию (для каждого учащегося).
Эпиграфы:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...
А. С. Пушкин
У каждой части речи свои достоинства.
А. М. Пешковский
Служение врача есть служение любви и сострадания.
Неизвестный русский врач
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа со словами взволнованно и благодаря.
Ребята, мне нужна ваша помощь! Подскажите, какой частью речи являются слова взволнованно и благодаря! (Ответы учащихся.)
Сложно определить наверняка без контекста? Хорошо, вот вам контекст.
Предложения распечатаны и прикреплены к доске.
Дитя взволнованно, но счастливо.
Дитя взволновано предстоящей встречей.
Доктор говорил взволнованно и искренне.
День, благодаря новой встрече, прошёл удачно.
Он ушёл, благодаря за доброту.
После ответов учащихся появляются подсказки учителя.
Краткое прилагательное | Краткое страдательное причастие | Наречие | Деепричастие | Предлог | Союз |
Дитя взволнованно, но счастливо. | Дитя взволновано предстоящей встречей. | Доктор говорил взволнованно и искренне. | Он ушёл, благодаря за доброту. | День, благодаря новой встрече, прошёл удачно. | Благодаря тому что у врача было чуткое сердце, он пациентов пони-мал с полуслова. |
= Дитя взволнованное, но счастливое. | Предстоящая встреча взволновала (гл.) дитя. | Доктор говорил (как?) взволнованно (взволнованный) и искренне (искренний). | Он благодарил за доброту. | День, благодаря новой встрече (Д. п.), прошёл удачно. | Благодаря тому что... |
Определение формы проведения урока.
Сколько загадок, сколько ещё неизученного и неизведанного! Не правда ли? Предлагаю сегодня провести не обычный урок, а урок-открытие — открыть для себя особую науку, особый раздел грамматики, который изучает части речи и называется... (морфология). Конечно же, вы можете мне возразить, что этот раздел вам хорошо знаком, что столько уже изучено. Однако хочу вас уверить, что морфология таит в себе очень много загадок, которые нам с вами ещё предстоит разгадать. Как здесь не согласиться со словами Александра Сергеевича Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух...
А. С. Пушкин
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас на уроке сделал для себя открытие — открытие нового знания, а возможно, и открытие нового в жизни.
Формулирование темы урока.
В рабочих листах, которые лежат у вас на партах, запишите, пожалуйста, дату и тему урока. Тема урока может быть выбрана вами самостоятельно: «Эта загадочная морфология» или «Части речи: очевидное и невероятное».
В русском языке не всё лежит на поверхности, т. е. не всё очевидно, есть ещё нечто невероятное, с чем мы сталкиваемся на каждом уроке.
Определение целей урока.
Как вы думаете, каких целей мы должны достигнуть, чтобы раскрыть тему урока?
Вначале цели урока учащиеся формулируют, затем учитель предлагает свой вариант.
Цели урока:
повторить и углубить знания о частях речи;
научиться определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова;
усвоить понятия склоняемые и спрягаемые части речи;
научиться употреблять слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями.
Ребята, а вы знаете, кто изобрёл термин морфология? (Ответы учащихся.)
5. Сообщения учащихся (индивидуальные задания).
Что изучает морфология?
Для начала обратимся к толковому словарю (слайд).
Морфология, -и, ж. 1. Наука о строении и форме (организмов, минеральных веществ). М. растений. М. животных. 2. Отдел грамматики, изучающий формы слов, а также сама совокупность форм слов какого-нибудь языка // прил. морфологический, -ая, ое.
Морфология (морфо — форма и логос — учение) — раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.
Морфология как название науки относится не только к языку, но и к другим областям знаний (а именно: к биологии), поэтому она и определяется как «учение о строении и форме организмов, минералов».
И уж совсем любопытно будет узнать, что изобретение самого термина от корней греческих слов принадлежит великому немецкому поэту Гёте, много лет изучавшему науку о строении и формах растений и животных.
Согласитесь, у слов ведь тоже есть форма, есть строение. Например, слово я совсем не похоже на слово врач, которое, в свою очередь, отличается от слов лечить и опытный. Чтобы составить из этих слов понятное предложение, нужно каждому слову придать особую форму: Меня лечит опытный врач. В этом предложении есть смысл, потому что мы употребили нужную форму, а не любую! Нельзя, например, сказать: Опытный врач лечит я.
Термин «морфология» в русском языкознании стал укрепляться в конце XIX — начале XX века. В работах выдающихся языковедов того времени — Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, Филлипа Фёдоровича Фортунатова, Алексея Александровича Шахматова, Александра Матвеевича Пешковского — он широко употребляется.
Как оказалось, в биологии морфология изучает формы организмов, а в русском языке — части речи и их формы.
А сколько частей речи в современном русском языке? (Десять.)
А кто знает, сколько частей речи было в старославянском языке? (Восемь.)
В мире интересных фактов.
Современная классификация частей речи
в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
Если мы обратимся к истории языка, то, действительно, сможем убедиться в том, что система частей речи насчитывает восемь частей речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение (самая древняя часть речи), глагол, наречие, служебные части речи — союз, частицы, предлоги и так называемые счётные слова (имя числительное как часть речи сформировалось гораздо позже). Каждая часть речи в древнерусском языке начального периода имела свои особенности в грамматических категориях, формах и значениях.
Такая классификация частей речи просуществовала довольно долго, почти 900 лет (с середины IX века до середины XVIII века) и была отражена в 1619 году Мелетием Смотрицким в книге «Грамматика словенска», т. е. грамматика церковнославянского языка.
Система частей речи (классификация М. В. Ломоносова).
Первой грамматикой русского языка была «Российская грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова, датируемая 1755 годом. В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова. «Российская грамматика» также опиралась на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
Все части речи Ломоносов разделил на знаменательные и служебные. Две части речи — имя и глагол — назывались главными, или знаменательными, остальные шесть — местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова «междуметие») — служебными.
Основные положения Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты и дополнены в трудах А. X. Востокова, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского, А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого, Л. В. Щербы и В. В. Виноградова.
Большинство современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения Виктора Владимировича Виноградова о частях речи.
Как видим, за последние несколько сотен лет система частей речи претерпела большие изменения. Произошедшие изменения ещё раз подтверждают, что язык — это живое и развивающееся явление.
Проверка домашнего задания.
Заполнение оценочного листа.
— Теперь вы знаете, какие изменения претерпели наши части речи. Однако вернёмся к современной классификации и проверим домашнее задание. Вам необходимо было заполнить несколько таблиц. Начнём с оценочного листа.
Таблица 1. Оценочный лист
| Основные положения | « + » Знаю/ умею | « —» Не знаю/не умею |
Я умею: |
1 | Задавать к слову вопрос | | |
2 | Определять общее грамматическое значение слова | | |
3 | Определять морфологические признаки слова | | |
4 | Определять синтаксическую роль слова определённой части речи | | |
5 | Определять часть речи по определённой морфеме | | |
Я знаю: |
1 | Что такое морфология | | |
2 | Количество частей речи в русском языке | | |
3 | На какие группы делятся части речи | | |
4 | Как связана морфология со словообразованием (морфемикой) | | |
5 | Как связана морфология с орфографией | | |
Я хочу получить ответы на вопросы (по данной теме): |
1. | | | |
2. | | | |
— Скажите, пожалуйста, есть ли «минусы» в вашем оценочном листе? В какой граф el (Ответы учащихся.)
Заполнение таблицы «Части речи».
В конце урока мы вернёмся к вашим вопросам и узнаем, получили ли вы на них ответы.
Проверим, как вы заполнили таблицу 2 «Части речи».
Таблица 2. Части речи
Самостоятельные | Служебные | 10. Междометие |
Изменяемые | Неизменяемые | 7. Союз | |
Склоняемые | Спрягаемые | | 8. Предлог | |
1. Имя существительное | 5. Глагол | | 9. Частица | |
2. Имя прилагательное | а) причастие | б) деепричастие | | | |
3. Имя числительное | | | | | |
4. Местоимение | | | | | | |
Рубрика «Предметная викторина».
Чтобы узнать, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию, предлагаю ответить на вопросы предметной викторины:
Морфология — раздел ... (грамматики ).
Морфология изучает ... (части речи).
Части речи — это ... (грамматические классы слов).
Грамматическое значение — это значение, присущее ... (целым классам слов).
По каким признакам мы относим слова к разряду той или иной части речи? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция.)
Части речи бывают ... (самостоятельные, служебные, междометия).
Склоняемые части речи — это ... (сущ., прил., числ., мест.). Потому что... (изменяются по падежам и числам).
Спрягаемая часть речи — это ... (глагол ). Потому что... (изменяются по лицам и числам ).
Наречие — это ... (неизменяемая часть речи ).
Предлог, союз, частица — ... (служебные части речи).
Заполнение таблицы 3 «Морфологические признаки частей речи».
Согласны ли вы с утверждением Александра Матвеевича Пешковского, что «у каждой части речи свои достоинства»? Свой ответ аргументируйте. (Ответы учащихся.)
— Назовите, пожалуйста, «достоинства», т. е. морфологические признаки, самостоятельных частей речи (имени существительного... и т. д.). Затем — служебных частей речи и междометия. Это таблица № 3 из домашнего задания. Так как нам с вами предстоит изучать части речи и на последующих уроках, а в следующем году сдавать ЦТ, то я подготовила для вас подробную памятку по морфологии (приложение 2). Возможно, она будет перекликаться с вашими записями, а может быть, вы найдёте для себя что-то новое, пока ещё не изученное.
№ | Часть речи | Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Примеры |
постоянные | непостоянные |
1 | Имя существительное | | | | |
2 | Имя прилагательное | | | | |
3 | Имя числительное | | | | |
4 | Местоимение | | | | |
5 | Глагол | | | | |
6 | Наречие | | | | |
Часть речи | Для чего служит | Что связывает | Выражает отношения |
7 | Союз | | | | |
8 | Предлог | | | | |
9 | Частица | | | | |
10 | Междометие | | | | |
Работа по теме урока.
Значение морфологических норм.
Ребята, как вы считаете, может, не стоит вовсе изучать части речи? Почему? (Необходимо изучать, чтобы не допускать грамматические ошибки.)
Какие нормы литературного языка нарушаются, если употреблять слово в несвойственной ему или неправильной грамматической форме? (Морфологические нормы. Они регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.)
Поиск и анализ нарушений морфологических норм.
Предлагаю немного отдохнуть и послушать шуточное стихотворение Бориса Нормана (учащийся читает наизусть).
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь (любой овощ),
Любой продукт сжуёт.
Он яблок (яблоко), помидору (помидор)
И всю картофель (весь картофель) съест,
Баранок (баранка — баранку) без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропали тюль и тапок (тапка)
И туфель (тУфля) на меху.
Он съел жилету кунью (куний жилет)
И дедовский папах (дедовскую папаху),
Персолем (персолью) и шампунью (шампунем)
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь (тот путь) проделал
Из шкафа в антресоль (антресоли и антресоль)?
Мыш ненасытный (мышь ненасытная), где он?
Где он, огромный моль (огромная моль)?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
...Но есть обжора Время —
Вот кто живёт в шкафу!
Понравилось ли вам стихотворение? Может, кто-нибудь заметил ошибки, которые сознательно допустил автор? Подчеркните в стихотворении слова с ошибками, сверху либо рядом со словом напишите правильный вариант. Обратите внимание на то, как изменяется правописание некоторых имён существительных в зависимости от рода.
Анализ ошибок, допущенных в стихотворении.
На примере этого стихотворения мы смогли ещё раз убедиться, что морфология непосредственно связана с орфографией. Так, например, в существительных после шипящих ь не пишется, а в существительных женского рода пишется. От рода имён существительных зависит также написание окончаний имён прилагательных. Например, любой овощ, весь картофель, куний жилет, дедовская папаха, тот путь, мышь ненасытная, огромная моль.
Работа с текстом.
Многие ошибки в жизни можно исправить, многих можно избежать... А в какой профессии ошибки просто недопустимы? (Не должны ошибаться врачи! Эти ошибки могут очень дорого стоить!)
Если вы решите связать свою жизнь с медициной, необходимо помнить: в ваших руках здоровье и жизнь человека — самое дорогое, что есть у каждого из нас! А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать врач? (Ответы учащихся.)
Согласны ли вы с утверждением: «Служение врача есть служение любви и сострадания».. (Ответы учащихся.) Эти слова принадлежат великому русскому врачу, о котором рассказывает в статье «О призвании врача» Иван Ильин. Эта статья рассматривается как образец основных принципов врачебной этики в медицине. Принципов, которые, по утверждению автора, «должны быть переданы по возможности новым подрастающим поколениям врачей...».
Прочитайте текст (приложение 1). Какие же основные принципы врачебной этики проповедует старый семейный врач? (Ответы учащихся.)
Обратите внимание на абзац 3. Что можете сказать об обращении милый друг!? (Обращение не является членом предложения. Если произносится с восклицательной интонацией, то ставится восклицательный знак.)
—Что представляет собой конструкция по моему мнению? (Вводные слова и сочетания не являются членами предложения.)
Подведение итогов. Рефлексия.
Вернёмся к вашим оценочным листам и посмотрим, на какие вопросы вы ещё не получили ответы, с чем нужно будет поработать. (Ответы учащихся.)
С какими заданиями вы справились легко, а с какими — нет?
Какие задания вам понравились?
Довольны ли вы своей работой на уроке? (Ответы учащихся.)
Учитель выставляет отметки за урок.
Мне очень хочется, чтобы каждый урок был для вас открытием — открытием нового знания, открытием нового в жизни! Пусть в вашей жизни будет как можно меньше ошибок!
Домашнее задание.
Продолжить работу по исправлению грамматических ошибок в тестовых заданиях из сборника ЦТ. 2012 г.: А22, А25; 2013 г.: А26.
Задания к тексту (3-й абзац):
Подчеркнуть слова, в которых нет окончаний, а в предложении они выступают в роли обстоятельств; надписать часть речи.
Подчеркнуть как члены предложения слова, которые указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их; надписать часть речи.
Обвести слова, которые придают дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.
Приложение 1
В былые годы вся наша семья в Москве лечилась у врача, которого мы все любили, как лучшего друга. Мы питали к нему безграничное доверие, и всё-таки, как я вижу теперь, мы недостаточно его ценили... В дальнейшем тяжкая судьба, растерзавшая Россию, разлучила и нас с ним; и жизнь дала мне новый опыт в других странах. И вот, чем дальше уходило прошлое и чем богаче и разнообразнее становился мой жизненный опыт пациента, тем более я научался ценить нашего старого друга, тем более он вырастал в моих глазах. Он лечил своих пациентов иначе, чем иностранные доктора, лучше, зорче, глубже, ласковее... и всегда с большим успехом.
И однажды, когда меня посетила болезнь, особенно длительная и с виду «безнадёжная», я написал ему и высказал то, что лежало на сердце. Я не только «жаловался» и не только «вспоминал» его с чувством благодарности и преклонения, но я ставил ему также вопросы. Я спрашивал его, в чём состоит тот способ диагноза и лечения, который он применяет. Можно ли его закрепить, сформулировать и сохранить для будущих поколений? Только через несколько месяцев получил я от него ответ: но этот ответ был драгоценным документом, который надо было непременно сохранить. Это было своего рода человеческое и врачебное «credo», исповедание веры, начертанное благородным и замечательным человеком.
«Милый друг! То, что Вы так любезно обозначили, как мою “личную врачебную особенность”, по моему мнению, входит в самую сущность практической медицины. Независимо от того, одет ли врач в белый халат или как-то иначе, его служение требует самодисциплины, постоянного внимания и гиперответственности — как на войне. Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода... Врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страдающему.
Но этим ещё не сказано самое важное, главное — то, что молчаливо предполагалось, как несомненное. Именно — любовь. Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет “души” и “сердца”. Тогда всё вырождается и врачебная практика становится отвлечённым “подведением” больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. Но на самом деле пациент индивидуален... Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Милый друг, это не преувеличение и не парадокс, когда я утверждаю, что мы должны любить наших пациентов.
Отсюда уже ясно, что каждое лечение есть совершенно индивидуальный процесс. На свете нет одинаковых людей... Ни один врач никогда не имел дела с двумя одинаковыми пациентами или тем более с двумя одинаковыми болезнями. Каждый пациент единственен в своём роде и неповторим.
Нет всеисцеляющих средств; «панацея» есть вредная иллюзия. Нет такого «впрыскивания» и нет такого образа жизни, которые были бы всем на пользу. Если врач изобретает новое средство или новый образ жизни и начинает применять его у всех пациентов, то он поступает нелепо и вредно. Я называю такое лечение “прокрустовым врачеванием’’, памятуя о легендарном разбойнике, укладывавшем всех людей на одну и ту же кровать: длинному человеку он обрубал “излишки”, короткого он вытягивал до “нужной” мерки. Такие врачи всегда встречались, они попадаются и теперь. Такой врач “любит” тех пациентов, которым его новое средство “помогает” — ибо они угождают его тщеславию и доходолюбию, а к тем, которым его мнимая “панацея” не помогает, он относится холодно, грубо или даже враждебно.
Нельзя лечить тело, не считаясь с душою и духом, но дух очень часто и знать не желает о том, что его “лечат”...
Милый друг! Я бы хотел вручить Вам эти отрывочные замечания как своего рода “исповедание” старого русского врача. Это не мои выдумки. Я только всю жизнь применял эти правила и теперь выговорил их. Они укоренены в традициях русской духовной и медицинской культуры и должны быть переданы по возможности новым подрастающим поколениям русских врачей».
Приложение 2
Памятка «Морфологические признаки частей речи»
№ | Часть речи | Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Примеры |
Постоянные | Непостоянные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Имя существительное | Предмет, понятие, качество, вещество | Одушевлённое/неодушевлённое; собствен- ное/нарицательное; конкретное/неконкретное: абстрактное, вещественное, собирательное; род (м. ж., ср., общ.); склонение (1, 2, 3, разноскл., нескл., как прилагательное) | Падеж, число | Жизнь, любовь, счастье, добро |
2 | Имя прилагательное | Признак предмета, принадлежность. | Качественное/относительное/притяжательное; качественное образует краткую форму и имеет степени сравнения | Род (в ед. ч.), число, падеж | Зимний, детский, весёлый |
3 | Имя числительное | Количество, порядок при счёте | По значению: количественное, собирательное, порядковое; по составу: простое, сложное, составное | Род, число (если есть), падеж | Первый, пятый, одиннадцать, миллион |
4 | Местоимение | Указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их | Разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное | Род, число, падеж (если есть) | Мы, себя, который, всякий, ваш |
5 | Глагол | Действие предмета, состояние | Совершенный/несовершенный вид; пере- ходность/непереходность; возвратность/не- возвратность; спряжение (1, 2, разноспрягаемые, глаголы с особыми (архаическими) формами) | Наклонение (изъявительное, условное, повелительное); время (в изъяв. накл.); число; лицо (в наст., буд. вр. пов. накл.); род (в пр. вр. ед. ч. изъяв, накл. и в уел. накл. ед. ч.) | Радоваться, изучай, хотеть, бежать, есть, дать |
Окончание таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | Наречие | Признак действия, признак признака, признак предмета | По значению: знаменательные (определительные: образа действия, меры и степени, обстоятельственные: места, времени, причины, цели); местоименные (указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные). Предикативные наречия. Наречия на -о, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения | Неизменяемая часть речи | Хорошо, легко, тепло, приятно |
Часть речи | Для чего служит | Что связывает | Выражает отношения |
7 | Предлог | Для связи зависимого слова с главным в словосочетании и передачи смысловых отношений. Выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении | Главное и зависимое слова в словосочетании | пространственные, временные, причинные, целевые, образа и способа действия, условные, уступительные, сравнительные, объектные |
8 | Союз | Для связи однородных членов и частей сложного предложения; является средством смысловых отношений между ними | Однородные члены, части сложного предложения, предложения в тексте | Сочинительные: соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные: изъяснительные, временные, причинные, целевые, условные, следственные, уступительные, сравнительные |
9 | Частица | Придаёт дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки словам и предложениям или служит для образования форм слов | | Формообразующие (формы условного и повелительного накл.). Модальные: указательные, вопросительные, усилительные, утвердительные, восклицательные, сравнительные, уточняющие, выделительно-ограничительные, отрицательные, выражающие сомнение |
10 | Междометие | Служит для выражения чувств, ощущений, эмоций, душевных состояний, не изменяется | | |