Вот две свеженькие души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами?
Ну, найдут они друг друга, ну и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии?
Теперь они соответствуют друг другу идеально. Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе! Любящие друг друга люди становятся одним целым: вместе радуются жизни и вместе принимают удары судьбы, учатся понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга.
Смотри дальше, — сложив две разные половинки вместе, он укусил одновременно с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат. — Ну, что видим? Теперь они образуют пару?
А со временем некоторые пары перенимают друг у друга даже привычки, становятся похожими характерами и гармонично дополняют друг друга...
- А посмотри теперь сюда, — Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок — и что видим?
Какова вероятность такой встречи?
И вот, —они встречаются! Он соединил надкушенные половинки.
Знаешь, сколько в мире людей?
— Ну что, подходят они друг другу?
Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга.
Мир — не статичен. И жесток. Он все перемалывает под себя. Отрезает по кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре.
У людей есть такое поверье, будто для каждого человека существует идеальная пара.
Как вы думаете, о чём говорит нам притча?
Какая тема затронута в ней?
Люди считают, что их души подобны яблокам.
ЭПИГРАФ
Оно живёт и правит на земле Из всех чудес единственное чудо. Ю. Огнев
- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?
- Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?
Это чудо – любовь!
Задание 1
Выберите правильный ответ
1 группа
2 группа
Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
3 группа
Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.
Вечная
Повесть
Куприн А. И .
Любовь
Куприн А. И. Тема: «Гранатовый браслет – повесть о вечной любви»
Цель: понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.
Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.
Но ни в одном определении нет точного указания на то, любовь счастье или беда.
Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.
Задание 2
Повесть, состоящая из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки.
1 группа
Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
Какой художественный прием использован писателем?
Противопоставление
ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.
Задание 2
2 группа
Какой предстает княгиня Вера перед читателями в первых главах повести?
Способна ли она на пылкую, страстную любовь?
Задание 2
3 группа
Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?
Какие подарки получила Вера? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?
Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби
Сестра - записную книжку в удивительном переплёте
Подарок Желткова
Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. « Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера.
Задание 3.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.
1 группа
Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
Задание 3.
2 группа
Когда впервые в повести заходит разговор о настоящей любви?
Задание 3.
3 группа
Каким предстает Желтков в предсмертном письме?
Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
Задание 4.
Герои повести высказывают свое мнение о любви.
Чья точка зрения вам ближе и почему?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
6. Итоги урока.
- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?
- Актуально ли произведение в наши дни?
- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова?
Друзья! Мы сегодня с особым волнением работали над одним из самых целомудренных произведений о Вечной любви – рассказом А.И Куприна «Гранатовый браслет»
Писатель показал нам Великое чувство в самом высоком, библейском его значении. Он показал нам ту Любовь, которая сильна, как смерть и даже сродни смерти, которая трагична, драматична и губительна для тех, кто ее испытывает. Но сами герои воспринимают ее как огромное счастье, которым наградил их Всевышний. Это та любовь, которую могут испытывать как цари, так и «маленькие люди». Это та Любовь, которая дается человеку один раз в тысячу лет.
Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно своею любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Домашнее задание.
Рекомендую посмотреть замечательный фильм «Гранатовый браслет» и прочитать книгу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»