СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет – повесть о вечной любви»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе. Куприн "Гранатовый браслет"

Просмотр содержимого документа
«А. И. Куприн. «Гранатовый браслет – повесть о вечной любви»»

Вот две свеженькие души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами?

Ну, найдут они друг друга, ну  и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии?

Теперь они соответствуют друг другу идеально. Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе! Любящие друг друга люди становятся одним целым: вместе радуются жизни и вместе принимают удары судьбы, учатся понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга.

Смотри дальше, — сложив две разные половинки вместе, он укусил одновременно с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат. — Ну, что видим? Теперь они образуют пару?

А со временем некоторые пары перенимают друг у друга даже привычки, становятся похожими характерами и гармонично дополняют друг друга...

- А посмотри теперь сюда, — Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок — и что видим?

Какова вероятность такой встречи?

И вот, —они встречаются! Он соединил надкушенные половинки.

Знаешь, сколько в мире людей?

—  Ну что, подходят они друг другу?

Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга.

Мир — не статичен. И жесток. Он все перемалывает под себя. Отрезает по  кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре.

У людей есть такое поверье, будто для каждого человека существует идеальная пара.

Как вы думаете, о чём говорит нам притча?

Какая тема затронута в ней?

Люди считают, что их души подобны яблокам.

ЭПИГРАФ Оно живёт и правит на земле Из всех чудес единственное чудо. Ю. Огнев

ЭПИГРАФ

Оно живёт и правит на земле Из всех чудес единственное чудо. Ю. Огнев

Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?
  • Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?
  • Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?
 Это чудо – любовь! А что такое любовь?  Что значит любить?

Это чудо – любовь!

  • А что такое любовь?

  • Что значит любить?
Задание 1 Выберите правильный ответ 1 группа 2 группа Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?  3 группа Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ? Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

Задание 1

Выберите правильный ответ

1 группа

2 группа

Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

3 группа

Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

Вечная Повесть Куприн А. И . Любовь

Вечная

Повесть

Куприн А. И .

Любовь

Куприн А. И. Тема: «Гранатовый браслет –  повесть о вечной любви»  Цель: понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Куприн А. И. Тема: «Гранатовый браслет – повесть о вечной любви»

Цель: понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

 Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, любовь счастье или беда. Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, любовь счастье или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Задание 2 Повесть, состоящая из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки.  1 группа Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Какой художественный прием использован писателем?

Задание 2

Повесть, состоящая из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки.

1 группа

Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

Какой художественный прием использован писателем?

Противопоставление ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

Противопоставление

ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

Задание 2  2 группа Какой предстает княгиня Вера перед читателями в первых главах повести?  Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

Задание 2

2 группа

Какой предстает княгиня Вера перед читателями в первых главах повести?

Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

Задание 2 3 группа Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день? Какие подарки получила Вера? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?

Задание 2

3 группа

Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?

Какие подарки получила Вера? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?

Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби Сестра - записную книжку в удивительном переплёте   Подарок Желткова Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. « Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера.

Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби

Сестра - записную книжку в удивительном переплёте

Подарок Желткова

Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. « Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера.

Задание 3. Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.   1 группа Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

1 группа

Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

Задание 3.  2 группа Когда впервые в повести заходит разговор о настоящей любви?

Задание 3.

2 группа

Когда впервые в повести заходит разговор о настоящей любви?

Задание 3. 3 группа Каким предстает Желтков в предсмертном письме? Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Задание 3.

3 группа

Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Задание 4. Герои повести высказывают свое мнение о любви. Чья точка зрения вам ближе и почему?   Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.   Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”  Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”   Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

Задание 4.

Герои повести высказывают свое мнение о любви.

Чья точка зрения вам ближе и почему?

  Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

 

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

 

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

6. Итоги урока. - Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? - Актуально ли произведение в наши дни? - Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь? Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова?

6. Итоги урока.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова?

  Друзья! Мы сегодня с особым волнением работали над одним из самых целомудренных произведений о Вечной любви – рассказом А.И Куприна «Гранатовый браслет»  Писатель показал нам Великое чувство в самом высоком, библейском его значении. Он показал нам ту Любовь, которая сильна, как смерть и даже сродни смерти, которая трагична, драматична и губительна для тех, кто ее испытывает. Но сами герои воспринимают ее как огромное счастье, которым наградил их Всевышний. Это та любовь, которую могут испытывать как цари, так и «маленькие люди». Это та Любовь, которая дается человеку один раз в тысячу лет.

Друзья! Мы сегодня с особым волнением работали над одним из самых целомудренных произведений о Вечной любви – рассказом А.И Куприна «Гранатовый браслет»

Писатель показал нам Великое чувство в самом высоком, библейском его значении. Он показал нам ту Любовь, которая сильна, как смерть и даже сродни смерти, которая трагична, драматична и губительна для тех, кто ее испытывает. Но сами герои воспринимают ее как огромное счастье, которым наградил их Всевышний. Это та любовь, которую могут испытывать как цари, так и «маленькие люди». Это та Любовь, которая дается человеку один раз в тысячу лет.

Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно своею любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно своею любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».

Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

      Домашнее задание.  Рекомендую посмотреть замечательный фильм «Гранатовый браслет» и прочитать книгу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Домашнее задание.

Рекомендую посмотреть замечательный фильм «Гранатовый браслет» и прочитать книгу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»