СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А я делаю так...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А я делаю так...

Автор: Акрамова Эльвира Сарбартдиновна

МОБУ Новобердяшская СОШ

А я делаю так…

Нужно ли знать художественные произведения наизусть? Думаю, что « Да»!

    Увидев по телевизору сюжет, где молодой человек, совсем недавно окончивший школу, на просьбу корреспондента назвать пять произведений А.С. Пушкина затруднился с ответом, я задумалась, есть ли здесь вина педагога? Вряд ли. В наш век повсеместной «интернетизации», дети стёрли грань между миром реальным и виртуальным. И неумение недавнего выпускника ответить на поставленный вопрос не значит, что художественные произведения не были прочитаны на уроке или педагог не заострил внимания на героях и их судьбах, просто, получив нужную отметку в журнале, закрыв дверь кабинета литературы, ребёнок «ушёл» в тот мир, который ему понятен и в котором живут его сверстники.

    Увиденное заставило меня задуматься: как мои ученики могут проявить себя при подобном опросе и что нужно сделать, чтобы они достойно вышли из сложившейся ситуации. Решение было найдено.

   В начале урока мы читаем наизусть стихотворения, выученные с начала учебного года. Это может быть отдельные строфы разных стихотворений или одно стихотворение полностью. Также провожу блиц-опрос, к примеру: 1. Называю фамилию писателя, дети-инициалы и наоборот; перечисляют пять произведений русского классика, которого определит учитель или одноклассники, или называют героев изученного, или узнают литературного персонажа по описанию или по прочитанному учителем отрывку, или по небольшому эпизоду из художественного фильма, снятого по мотивам классической и современной литературы, или по иллюстрациям к произведениям.

   Часто ученики оказываются посетителями виртуального музея, где представлены с помощью слайдовой презентации или выставки портреты, книги поэтов, прозаиков, драматургов, а школьники обращаются к ним по имени, отчеству, фамилии: «Здравствуйте, глубокоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин, …», «Я низко склоняю голову перед Вашим талантом, дорогой Лев Николаевич Толстой, ...», «Я бесконечно благодарен вам за Ваше творчество, замечательнейший Антон Павлович Чехов, …», «Вы даже представить не можете, как близки мне Ваши произведения, милый Михаил Юрьевич Лермонтов, …». Безусловно, клише эти подготовлены совместно с учениками заранее.

    Как только я начинаю понимать, что такой вид игры становится скучным, тут же придумываются новые элементы: вспомните пять пословиц на тему «Дружба» и т.п.; расскажите запомнившийся эпизод из биографии писателя или историю написания басни или рассказа, поэмы или повести; подберите пять существительных или прилагательных, характеризующих литературного героя. Заданий можно придумать бесконечно, было бы желание.

 

Просмотр содержимого документа
«А я делаю так...»

А я делаю так...

Автор: Акрамова Эльвира Сарбартдиновна

МОБУ Новобердяшская СОШ

А я делаю так…

Нужно ли знать художественные произведения наизусть? Думаю, что « Да»!

Увидев по телевизору сюжет, где молодой человек, совсем недавно окончивший школу, на просьбу корреспондента назвать пять произведений А.С. Пушкина затруднился с ответом, я задумалась, есть ли здесь вина педагога? Вряд ли. В наш век повсеместной «интернетизации», дети стёрли грань между миром реальным и виртуальным. И неумение недавнего выпускника ответить на поставленный вопрос не значит, что художественные произведения не были прочитаны на уроке или педагог не заострил внимания на героях и их судьбах, просто, получив нужную отметку в журнале, закрыв дверь кабинета литературы, ребёнок «ушёл» в тот мир, который ему понятен и в котором живут его сверстники.

Увиденное заставило меня задуматься: как мои ученики могут проявить себя при подобном опросе и что нужно сделать, чтобы они достойно вышли из сложившейся ситуации. Решение было найдено.

В начале урока мы читаем наизусть стихотворения, выученные с начала учебного года. Это может быть отдельные строфы разных стихотворений или одно стихотворение полностью. Также провожу блиц-опрос, к примеру: 1. Называю фамилию писателя, дети-инициалы и наоборот; перечисляют пять произведений русского классика, которого определит учитель или одноклассники, или называют героев изученного, или узнают литературного персонажа по описанию или по прочитанному учителем отрывку, или по небольшому эпизоду из художественного фильма, снятого по мотивам классической и современной литературы, или по иллюстрациям к произведениям.

Часто ученики оказываются посетителями виртуального музея, где представлены с помощью слайдовой презентации или выставки портреты, книги поэтов, прозаиков, драматургов, а школьники обращаются к ним по имени, отчеству, фамилии: «Здравствуйте, глубокоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин, …», «Я низко склоняю голову перед Вашим талантом, дорогой Лев Николаевич Толстой, ...», «Я бесконечно благодарен вам за Ваше творчество, замечательнейший Антон Павлович Чехов, …», «Вы даже представить не можете, как близки мне Ваши произведения, милый Михаил Юрьевич Лермонтов, …». Безусловно, клише эти подготовлены совместно с учениками заранее.

Как только я начинаю понимать, что такой вид игры становится скучным, тут же придумываются новые элементы: вспомните пять пословиц на тему «Дружба» и т.п.; расскажите запомнившийся эпизод из биографии писателя или историю написания басни или рассказа, поэмы или повести; подберите пять существительных или прилагательных, характеризующих литературного героя. Заданий можно придумать бесконечно, было бы желание.