СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "А я ищу сказку".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классный час о творчестве  Ю. А. Васнецова

Просмотр содержимого документа
«Классный час "А я ищу сказку".»

А я ищу сказку.

(О творчестве художника Юрия Алексеевича Васнецова)


Оборудование: презентация к занятию, книги «Конек-горбунок», «Три медведя», «Русские сказки», «Ладушки», «Радуга-дуга», иллюстра­ции к сказкам Ю. А. Васнецова, народные игрушки, выска­зывания писателей и художников о народной сказке:

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! (А. С. Пушкин)

Сказки... В них виден быт народа, его до­машняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь склонный к иронии, столь простодушный в своем лукав­стве. (В. Г. Белинский)

Через сказку раскрывается перед нами ты­сячелетняя история народа. (А. Н. Т о л с т о й).

Поверьте, самая блестящая выдумка пу­стяк по сравнению с тем безымянным твор­чеством, которое называется народным. (П. П. Бажов).

Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказ­ки... заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа. (В. М. В а с-н е ц о в).

Сказка не ведает преград ни во времени, ни в пространстве. (К. Г. Паустовский).


Учитель. В некотором царстве, в нашем го­сударстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела — приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Вы спро­сите: «Почему волшебник? Ведь волшебники толь­ко в сказках бывают?» Верно. И не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрусталь­ный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать все, о чем рассказывается в сказ­ках. Да так, что сказка предстает перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?

Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказочной, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам худож­ник? Послушайте интервью с ним. (Один ученик читает вопросы, другой отвечает словами худож­ника.)

  • Ваши любимые занятия?

  • Люблю писать масляными красками натюр­морты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

  • Любимые ваши сказочные персонажи?

  • Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь —красота! Но и многих других люблю — петухов, мышей... Ежей люблю, страшно интересно.

  • Качества, необходимые другу?

  • Чтобы добрый человек был, честный, откры­тый.

Качества, самые неприятные в людях?

  • Ложь, хитрость, грубость.

  • Ваши советы юным художникам?

  • Рисуй, пиши, что любишь. Работай в цве­те. Больше смотри вокруг.

- Ваши любимые цветы?

  • Незабудки очень нравятся своей голубизной и желтенькими пятнышками в серединке. Ланды­ши... Когда я их нюхаю с закрытыми глазами,мне кажется, что я король...

  • Что удивительнее всего в природе?

  • Страшное чудо природы — гроза. Очень ее боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! Зима с ее белизной, инеем, метелями...

  • Самый дорогой подарок, полученный Вами?

  • Жизнь. Подаренная мне жизнь.

Учитель. Редко кому удается пронести дет­ские впечатления через всю жизнь, как это уда­лось Юрию Васнецову. Он ярко вспоминал на­родные праздники, необыкновенные ярмарки: «Как наяву помню все!» В памяти и вышитые петуха­ми полотенца, и расписанные короба, а кроме всего — игрушки. Разноцветные глиняные и де­ревянные кони с раззолоченными ушками, бараш­ки в ярких штанишках, куклы-барыни. «От серд­ца, от души расписаны», — восхищался работой народных умельцев Ю. Васнецов.

Ученик. А где родился художник?

Учитель. Юрий Васнецов родился в старин­ном городе Вятке. Вся Вятская губерния слави­лась кустарными промыслами — мебельными, сун­дучными, кружевными, игрушечными. Художник не только смотрел, любовался, но и сам мастерил, чинил, красил —«кипел в жизни все время, без дела не жил!» Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на конь­ках, пускать змея, ловить рыбу. И любимое слово Юрия Алексеевича Васнецова: «интересно». Лю­бовь детства, память детства — сердцевина та­ланта.

Показ картины Ю. А. Васнецова «Гости».

Ученик.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди,

А Никитушка — ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке мятный пряничек.

Учитель. Каждый раз, когда художник ра­ботал над книжкой, возникал волшебный мир сказ­ки, так хорошо знакомый и любимый с детства. Озаренные его фантазией, появлялись и мохна­тенькая вятская лошадка, напоминавшая Конька-горбунка, рыба-кит, похожая на большущего сома. Все оттуда, из детства.

Ученик (загадывает загадку).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

— Чудеса увидишь в нем. (Лес).

Учитель. Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях Ю. А. Васнецова. Лес для художника — место действия самых страшных волшебных сказок. Когда Юрий Алек­сеевич говорил: «Я боюсь леса...» — это было не причудой, а свойством непосредственной натуры, обладающей яркой памятью детства. Вот лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представ­ляешь себя таким же маленьким, и затягивает в темные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, уханье ушастого филина, неведомый леший с кики­морой, какие-то шорохи, тени лесных обитате­лей — ух, страшно, но хорошо и сладко на душе...

В 1960-е годы вышли две наиболее известные книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, — «Ладушки» и «Радуга-дуга» — высшее достижение книжной графики художника. На страницах этих книг вы вновь встречаетесь с излюбленными Ю.А. Васнецова героями, погружаетесь в нарядный, сказочный мир радости, детства и счастья. И даже не верит­ся, что красочный мир сказки создал человек уже в преклонные годы.

Вам, ребята, задание. Вспомните песенки, по­тешки к этим иллюстрациям (показывают неко­торые из них).

Дети (вспоминают):

У нас лавка широка,

У нас печка высока!

Сядь на лавку,

Гляди в печь:

Жучка пышки будет печь.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает.

Учитель. Сказки оставались для Юрия Алек­сеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Читая народные песенки, потешки, прибаутки, сказки, он словно видел наяву знакомые вятские игруш­ки. Они оживали перед ним, разыгрывая увлека­тельные спектакли, только успевай рисовать.

Ху­дожник вспоминал:

«В детстве мне мама все книжки, сказки чита­ла. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не заго­рожено. Вот она прилетела и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку».

Если собрать вместе все картинки, нарисован­ные художником за его долгую жизнь, то полу­чится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.

Ученики держат перед собой книги с иллюстра­циями.

1-й ученик.

Сорока-белобока кашу варила, гостей созывала.

  • Сорока, сорока!
    Где была?

  • Далеко!
    Печку топила,
    Кашку варила,

На порог скакала

— Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.


И на рисунке мы видим ее гостей. Сова, белка, лесная птичка дожидаются зайку у его домика-норы. А тот с грибом появляется — нельзя идти в гости с пустыми руками. Вежливый заяц, воспи­танный. Да, у Васнецова все звери такие: если это, конечно, не коварная лиса или злой волк.

2-й ученик

А какие они трудолюбивые!

Собака на кухне

Пироги печет,

Кот в углу

Сухари толчет.

Вон как старательно кот в ступе сухари тол­чет, язык от усердия высунул. Мышки вокруг пры­гают, ждут угощения — ну и добрый кот!

3-й ученик.

Уж не он ли деловито шагает по зимней улице? Такой же черный, усатый. Несет румяную булку под мышкой — купил, верно, са­мую большую, чтобы на всех друзей хватило. Усы — торчком, хвост — торчком. Ни на кого не смотрит — деловой, хозяйственный.

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Ю.А. Васнецов нарисовал кота в валенках с розовым узором — он сам такие в детстве носил. И с ро­зовым бантом — какой же кот-воркот без банта! Еще и палку в лапы дал — чтобы не поскользнул­ся котище. А кругом красота-то какая! Рисует художник голубой морозный день, покрывает до­ма белыми пушистыми шапками, ставит белые точечки вокруг фонаря — получается хоровод из снежинок.

Замечательные избы рисовал Васнецов для своих любимых зверей — расписные, узорные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живет в них неплохой народец — мастер на все руки. Значит, и одет он должен быть под стать.

4-й ученик.

Одевает Васнецов своих героев на­рядно, празднично. Кошке обязательно нарисует цветную юбку всю в оборках да кружевах, а на зайку теплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, ста­рался художник не наряжать — не заслужили они красивой одежды.

5-й ученик.

Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелеными ябло­ками. Грива и хвост завитые и седло с цветным узором. Вся картинка теплая, ярко-желтая. Крас­ное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах — видно, в гости торопятся.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то — бряк, бряк, бряк!

Золотые они — звяк, звяк, звяк!

6-й ученик.

Какие только веселые сказочные сценки не разыгрываются на обычных деревен­ских улицах! Несутся мальчишки — кто на коте, кто на курице:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка — на кошке

По кривой дорожке.

  • Куда, Фома, едешь?
    Куда погоняешь?

  • Еду сено косить. '.

  • На что тебе сено?

  • Коровок кормить.

  • На что тебе коровы?

  • Молоко доить.

  • А зачем молоко?

  • Ребяток кормить.

Может быть и впрямь все это увидел малыш из окна? Деревня-то нарисована настоящая. Со­зрели яблоки на яблоне, облетели листья с бере­зы, идет дым из трубы — в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картинке теплые, мягких оттен­ков.

7-й ученик.

Но когда приходит к героям Васне­цова беда, тревожно становится на картинке. Вол­нуется камыш, клювы летящих гусей своим крас­ным цветом на тревожном синем фоне будто пре­дупреждают об опасности. Еще бы: свирепый волк украл гуся, припустился наутек, держа его в страш­ной пасти...

8-й ученик.

Но кончились дневные радости, за­боты, огорчения. Наступила ночь. Рисует ее худож­ник черной, с белыми таинственно мерцающими звездами. Загадочна стена леса, застыли в тре­вожной тишине старое дерево и желтоглазая сова-совушка на сухой ветке. Но нисколько не страшно. Доверчиво распустились между огром­ными корнями большие голубые незабудки.

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася.

9-й ученик.

И вот долгожданное утро — боль­шая радость. Запел во все горло голосистый крас­ный петушок — вся картинка стала звонко си­ней, золотое солнце пустило стрелы — лучи. Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

10-й ученик.

Открылись расписные ставни, про­снулся малыш, слетелись к нему птицы, заиграли солнечными крыльями, стало празднично, красно кругом — ладушки-лады.

— Ладушки, ладушки! Где были?

  • У бабушки.

  • Что ели?

  • Кашку!

  • Что пили?

  • Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Учитель. Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец.