ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕБАПСКОГО ВЕЛАЯТ
А
НА ТЕМУ:
«Нравственные уроки драмы А.Н.Островского
«Гроза».
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 11
ГОРОДА ТУРКМЕНАБАТА
г. Туркменабат
АННОТАЦИЯ
Урок разработан как педагогическая мастерская по драме А.Н. Островского «Гроза». Это урок-обобщение, проводится на завершающем этапе изучения драмы. На уроке используется групповая форма работы, что позволяет организовать деятельность всех учащихся класса, учит умению работать в группе, создавать мини-проект, представлять результаты своего труда, отстаивать свою точку зрения, формулировать выводы по проблемам, рассматриваемым на уроке: проблемам любви, верности, проблемам взаимоотношений в семье. Такой урок позволяет сформировать правильные представления о семье, понимание о том, какой семья быть не должна, что семью разрушает, что делает людей равнодушными и жестокими по отношению к близким.
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература занимает важное место в системе нравственного воспитания подрастающего поколения. Осознание показанных ситуаций, мотивов поведения героев, их нравственных качеств дает учащимся образное представление о жизни людей, их взаимоотношениях. Любовь, забота, верность, уважение – эти качества в современных семьях проявляются все реже, это является причиной распада семей, появления социальных сирот. Поэтому учащимся было предложено посмотреть на классическое произведение с точки зрения человека семейного, поразмышлять, почему семья Кабановых несчастлива, кто виноват в распаде семьи, в гибели Катерины. Мне захотелось показать, что классическое произведение, написанное в ХIX веке, может быть интересно современному читателю, может заставить задуматься о ценности семейных отношений.
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ
Семья и семейные отношения для человека очень важны и незаменимы, поэтому каждый член семьи должен стремиться понять другого, уметь анализировать свои поступки и стремиться к нравственному самоусовершенствованию.
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по анализу идейно - художественного содержания пьесы "Гроза" и систематизации знаний о драматических образах пьесы А.Н.Островского. Содействовать развитию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры, монологической и диалогической речи учащихся, раскрытию их творческих способностей.
2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению драматических образов пьес А.Н.Островского.
Оборудование: проектор, презентация, компьютер
Тип урока - нестандартный, педагогическая мастерская.
Эпиграфы:
Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастная семья несчастлива по – своему.
Л. Толстой
Нравственное поведение не в том,
чтобы идти проторенным путём,
а в том, чтобы самому найти
правильный путь и бесстрашно им следовать.
М. Ганди
Ход урока
Оргмомент. Политинформация.
Индукция.
Просмотр отрывка из драмы «Гроза»
Создание эмоционального настроения. (слайд1.)
Учитель. Наш сегодняшний урок посвящён проблемам общечеловеческим, проблемам нравственным, которые всегда волновали и будут волновать сердца людей. (слайды2 - 10.)
(МУЗЫКА: П.И.Чайковский. Увертюра «Гроза» (Фрагмент))
ВИДЕОФРАГМЕНТ.(слайд11.)
Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой. Но так ли всё просто? В чём причины трагедии, произошедшей в семье Кабановых?
Попытаемся разобраться на нашем сегодняшнем уроке.
Семья… (Обращаю внимание на эпиграф, записываем его и тему урока в тетрадях) (слайд12.)
Семья – микрокосмос всего мира. Семья - маленькая модель общества.
В семье мы впервые сталкиваемся с проявлениями власти, учимся любви, независимости, доверию, навыкам общения, в семье - ключ к разгадке многих явлений в жизни.
Самоконструкция.
Создание учащимися индивидуальной гипотезы.
Класс делится на 3 группы. (слайд13.)
Предлагается выбрать из предложенных слов ассоциативный ряд (5 – 6 слов) к понятию:
1 группе - «Семья»
2 группе – «Семья Кабановых»
3 группе – «Любовь»
Понимание Недоверие Верность
Доверие Вражда Счастье
Любовь Отчуждение Уважение
Терпение Страх Терпение
Ласка Ненависть Ревность
Забота Эгоизм Нежность
Унижение, покорность
Результаты вывешиваются на доске.
- В каждом столбике выберите только одно слово, наиболее значимое, на ваш взгляд. ( Каждый по очереди называет слово).
Учитель. - Попробуем разобраться, кто виноват в том, что семья Кабановых не состоялась? Почему трагически оборвалась жизнь Катерины?
Социоконструкция.
Учащиеся работают с текстом в парах, выдвигают гипотезу. Каждой паре предлагается выбрать себе задание.
Обязательное условие: время работы – 5-7 минут; при подготовке и ответе – опора на текст.
Задания парам:
1 «Семья Кабановых»
1) Какой предстает перед нами семья Кабановых?
2) Какие отношения сложились у Кабанихи с детьми и невесткой?
3) На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь?
4) Чем Катерина отличается от других персонажей?
5) Как ведут себя герои перед отъездом Тихона?
2 «Замужество Катерины»
1) Как жила Катерина в родительском доме?
2) По любви ли женился Тихон? Как он относится к своей жене?
3) Любит ли Катерина Тихона?
4) Могла ли мать заставить ее выйти замуж?
5) Виноват ли Тихон в гибели Катерины?
3 «Семья Дикого»
1) Какие порядки в семье Дикого?
2) Почему Борис вынужден жить в его доме?
3) Может ли Борис изменить свою судьбу?
4) Почему мать Бориса не прожила с родней и трех дней?
5) Только ли в семьях Кабановой и Дикого такие порядки?
4 « Катерина и Борис»
1) Почему Катерина полюбила Бориса?
2) Способен ли Борис на настоящую любовь?
3) Найдите в сцене последнего свидания Катерины и Бориса фразы – просьбы героини. Каков их смысл?
4) Виновен ли Борис в гибели Катерины?
5) Может ли быть счастливой любовь вне семьи?
5 «Трагедия Катерины»
1) Что нужно Катерине в жизни и чего она лишена в доме Кабановых?
2) Что превалирует (преобладает) в этой женщине: ум или сердце?
3) Можно ли считать покаяние Катерины расплатой за свою любовь?
4) Смогла бы Катерина тайком продолжать отношения с Борисом?
Учащиеся показывают инсценировку
5) На что Катерина надеялась, убежав из дома? Был ли у нее выбор?
Социализация. Каждая группа защищает свой проект.
- «Семья Кабановых» (слайды15-17.)
- «Замужество Катерины» (слайды 18 - 20.)
- «Семья Дикого» (слайды 21 - 23.)
- « Катерина и Борис» (слайды 24 -26.)
- «Трагедия Катерины» (слайды 27 -29.),30
Учитель. (слайд 31. )
Вопрос всем:
Разрыв.
Озарение, кульминация творческого процесса.
-На какие мысли о семье и любви натолкнули вас наши размышления?
(слайд 32.)
(слайд 33.)
- Какой вы представляете свою семью?
- Как сделать любимую женщину счастливой?
- Что может разрушить семью?
Обращение к словам Ф.М.Достоевского: (слайд 34.)
Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только то и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.
Ф.Достоевский
VI. Творчество. ( На фоне музыкальной пьесы И. Крутого)
Учащиеся пишут сочинение – миниатюру, отвечая на вопросы (Слайд 35)
Вывод: Семья представляется нам союзом, в котором царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей, горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше и легче. И, конечно, чувство любви – основа семьи. В семье человека любят только за то, что он есть. В семье он является ценностью сам по себе. Уход Катерины - горький упрек тем, кто не пожелал понять близкого человека.
- Почему многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму "Гроза"?
(это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты. Эта пьеса заставляет задуматься о том, что такое любовь, как должны строиться взаимоотношения в семье, чтобы все её члены обрели счастье).
VII. РЕФЛЕКСИЯ.
И
нтересной ли была Оцените деятельность
тема урока? учителя на уроке
Удачно ли выбрана Как вы оцениваете
форма урока? свою деятельность на
уроке?
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Семья Кабановых
1) Какой предстает перед нами семья Кабановых?
2) Какие отношения сложились у Кабанихи с детьми и невесткой?
3) На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь?
4) Чем Катерина отличается от других персонажей?
5) Как ведут себя герои перед отъездом Тихона?
Для работы над проектом воспользуйтесь текстом пьесы:
Действие1 явление 1, 3, 5, 6, 7, 9.
Действие 2 явление 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
_______________________________________________________________________________2 Замужество Катерины
1) Как жила Катерина в родительском доме?
2) По любви ли женился Тихон? Как он относится к своей жене?
3) Любит ли Катерина Тихона?
4) Могла ли мать заставить ее выйти замуж?
5) Виноват ли Тихон в гибели Катерины?
Для работы над проектом воспользуйтесь текстом пьесы:
Действие1 явление 5, 6, 7, 9.
Действие 2 явление 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10.
_______________________________________________________________________________
3 Семья Дикого
1) Какие порядки в семье Дикого?
2) Почему Борис вынужден жить в его доме?
3) Может ли Борис изменить свою судьбу?
4) Почему мать Бориса не прожила с родней и трех дней?
5)Только ли в семьях Кабановой и Дикого такие порядки? Докажите.
Для работы над проектом воспользуйтесь текстом пьесы:
Действие1 явление 1, 2, 3, 4.
Действие 3 сцена 1 явление 3. ______________________________________________________________________
4 « Катерина и Борис»
1) Почему Катерина полюбила Бориса?
2) Способен ли Борис на настоящую любовь?
3) Найдите в сцене последнего свидания Катерины и Бориса фразы – просьбы героини. Каков их смысл?
4) Виновен ли Борис в гибели Катерины? Обоснуйте свое мнение.
5) Может ли быть счастливой любовь вне семьи?
Для работы над проектом воспользуйтесь текстом пьесы:
Действие1 явление 5, 6, 7.
Действие 2 явление 2, 3, 4, 7, 8, 10.
Действие 3 сцена 1 явление 3.
сцена 2 явление 2, 3.
Действие 4 явление 3, 4.
Действие 5 явление 1, 2, 3.
_____________________________________________________________________________
5 «Трагедия Катерины»
1) Что нужно Катерине в жизни и чего она лишена в доме Кабановых?
2) Что превалирует (преобладает) в этой женщине: ум или сердце?
3) Можно ли считать покаяние Катерины расплатой за свою любовь?
4) Смогла бы Катерина тайком продолжать отношения с Борисом?
5) На что Катерина надеялась, убежав из дома? Был ли у нее выбор?
Для работы над проектом воспользуйтесь текстом пьесы:
Действие1 явление 5, 6, 7, 9.
Действие 2 явление 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10.
Действие 3 сцена 1 явление 3.
сцена 2 явление 2, 3.
Действие 4 явление 3, 4, 6.
Действие 5 явление 1, 2, 3, 4, 6.
При подготовке к уроку и создании презентации использованы материалы сайтов:
1. http://yandex.ru/images/search; (фото)
2.http://www.maly.ru
3.http://illustrada.ru
4. http://audioknig.su/literatura/552-groza.html (аудиокнига)
5.http://muzofon.com (музыка)
6.http://yandex.ru/video (видеофрагменты)
7.http://www.youtube.com