Критики о пьесе.
А. М. Пальховский «Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм , который господствует в "темном царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества , внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот убийственный, роковой мистицизм , который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека »
("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал "Московский вестник", 1859 г. , № 49)
Критики о пьесе.
П. И. Мельников-Печерский
«… в «Грозе» слышен протест против самодурства , слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина . Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта»
( П. И. Мельников-Печерский,
"Северная пчела", 1860 г., №41 )
Критики о пьесе.
Ф.М.Достоевский
«… В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора , хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ . Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его».
(М. М. Достоевский, "«Гроза».
Драма в пяти действиях
А.Н. Островского", «
Светоч", 1860 г. №3)
Критики о пьесе.
Н.А.Добролюбов
Критики о пьесе.
Н.А.Добролюбов
« Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам , никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий , идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородит ь в своем воображении у Катерины, как личности непосредственной, живой , все делается по влечению натуры , без отчетливого сознания Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет , - она ни перед чем не остановится ... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. ( Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)
Критики о пьесе.
М.И.Писарев
«Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком , олицетворенным в свекрови, но и борьба с самой собою , потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису».
(М. И. Писарев, "«Гроза». Драма А. Н. Островского",
газета "Оберточный листок", 1860 г., 11 и 18 мая)
Екатерина
- За что Екатерина полюбила Бориса?
- Он ей казался не таким как все , кто окружал ее.
- Чем была ее любовь к нему?
- Любовь к Борису – способ освободить себя и свое сознание от гнетущей атмосферы ее жизни.
- Борис оказался « обычным человеком », которому не чужды материальные стремления , как и всем окружающим Екатерину, он также, как все, хочет выглядеть достойно, прилично в глазах окружающих.
- Чем в итоге обернула его любовь?
- Любовь Бориса – лишь временная игра чувств .
- Поняла ли это Екатерина? Винит ли она его?
- Екатерина осознает это в сцене их прощания. Она не обвиняет его , ведь она понимает его , что он не виноват в этом, он – часть того жестокого мира от которого она пытается убежать. Тот облик «спасителя» - игра ее воображения , ее замученной души, это она тоже осознает.
- Почему она покончила с собой?
- Екатерина знавала изначально о том, что их любовь не вечна . Но когда она понимает, что даже избранник ее сердца не тот , за кого она его принимала, что в мире нет никого, кто бы понял её, что её дальше ожидает жизнь «в неволе», что у нее отняли даже мечту на свободу , она не желает оставаться в этом жестоком мире.
Тема и проблема.
Тема: изображение быта и нравов русского купечества 60-ых годов 19 века.
Проблемы :
- судьба, рок ( «гроза» ) и выбор своего пути
- традиционный уклад и личные стремления
- долг и желание *
- «Порядок» и «Естество»
- «отцы и дети»
- Мечта и реальность *
- развитие и «отсталость»
- Положение женщины в обществе
- проблема Честности и Чести
- Духовное и материальное
и т.д .
Идея
- Стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств. Человек имеет право на счастье.
+ Вспомните финал пьесы. Какую еще важную мысль можно внести?
Самодурство когда-нибудь изживет себя. Главное не быть равнодушным к жестокости и деспотизму .
Примерные темы сочинений
Образ Екатерины в пьесе «Гроза».
«Старый мир» и «новый мир» в пьесе «Гроза».
Тихон: жертва «темного царства» или его часть?
Любил ли Борис Екатерину?
Кулигин и Дикой: просвещение против «застойности».
Образ Кабанихи: почетная мать и жестокий деспот.