СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов и его историческое путешествие на Сахалин

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена работа победителя муниципального заочного конкурса "Старт в будущее" среди учащихся 8-11 класса в гуманитарном направлении (2020г.)

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов и его историческое путешествие на Сахалин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Углезаводск

МО Городской округ «Долинский»








ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

А.П. Чехов и его историческое путешествие на Сахалин.




Составитель:

Пронина Валерия

9 класс

Научный руководитель:

Федотова Светлана Хамитовна

зам. директора по УВР, учитель истории

МБОУ СОШ с.Углезаводск








Южно-Сахалинск, 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………....4

    1. А.П. Чехов на Сахалине.…………………..……………………………..4

    2. Книга «Остров Сахалин» …………………………………………….....5

Глава II. Практическая часть……………………..……………………….……...7

2.1. Анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ с. Углезаводск .………...7

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………….. 10

Приложение ……………………………………………………………………. 11



Введение

В нашей школе ведется факультативный курс «Знай и люби свой край». На уроках исторической части данного курса учитель, рассказывая о времени каторги на Сахалине, часто упоминал о поездке русского писателя А.П. Чехова в то нелегкое время для острова. Мне стало интересно, какой характер носила его поездка: исторический или литературный, поэтому я решила заняться написанием данной работы.

В 2020 году исполняется 130 лет со времени поездки А.П. Чехова на наш остров. Антон Павлович Чехов – знаменитый русский писатель, который в 1890г. поехал на Сахалин. Как известно, в 1869 году расположенный на восточной окраине российской империи остров Сахалин, был провозглашён зоной царской ссылки, где в нечеловеческих условиях работали тысячи каторжников. Казалось бы, что делать русскому писателю в этом отдаленном уголке нашей Родины.

В связи с этим обозначилась цель моей исследовательской работы раскрыть значение поездки А.П. Чехова не как писателя, а как историка-исследователя. В связи с целью выделяю следующие задачи:

  1. Изучить историю сахалинской поездки А. П. Чехова.

  2. Проанализировать книгу «Остров Сахалин» как исторический источник.

  3. Провести анкетирование среди жителей с.Углезаводск.

  4. Поучаствовать в проведении занятий по краеведению для распространения полученных знаний в ходе моего исследования.

Актуальность моего исследования, на мой взгляд, состоит в том, что с течением времени интерес к поездке А.П. Чехова на Сахалин не утрачен, так как его поездка имела большой вклад в развитие истории нашего острова.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава I. Теоретическая часть

    1. А.П. Чехов на Сахалине

Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор.

А. П. Чехов.

В 1889 году уже достаточно известный писатель А.П. Чехов решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин для изучения жизни каторжных и ссыльных. Далеко не все отнеслись с пониманием к предстоящей поездке. Многие считали ее «ненужным делом» и «дикой фантазией». Как мне удалось выяснить, А.П. Чехов болел в 1890г. туберкулезом, поэтому многие окружающие люди не понимали его желания посетить столь отдаленный край. Сам А.П. Чехов отдавал отчет в трудности предстоящего путешествия, но видел свой гражданский и писательский долг в том, чтобы привлечь к Сахалину, «месту невыносимых страданий», общественное внимание. Уже позднее, в октябре 1891г., он напишет своему приятелю С. Суворину: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке ... жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита — это не жизнь».

Его дальнее путешествие началось 21 апреля 1890 года, когда А. П. Чехов попрощался с друзьями и коллегами в Москве и с удостоверением корреспондента газеты «Новое время» выехал из Москвы на Сахалин. Стоит отметить, что к поездке писатель готовился тщательно. Он прочитал значительную часть книг по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах. Таким образом, можно отметить, что русский писатель представлял, куда он ехал, и что он там может увидеть.

11 июля 1890 года пароход «Байкал» пересек Татарский пролив и к вечеру подошел к Александровскому посту на Сахалине. По приезду русского писателя на остров начальник Главного тюремного управления М. Н. Галкин-Враский дает начальнику о. Сахалина секретное предписание не допускать Чехова до встреч с некоторыми категориями политических ссыльных и каторжных.

Ввиду того, что на остров А.П. Чехов прибыл с целью посмотреть жизнь людей, он неустанно трудится, много путешествует по острову, встречается с людьми разных сословий, изучает их быт, нравы и условия труда. Русский писатель подолгу разговаривал с каторжниками. Он сумел их расположить к себе. Они относились к писателю на редкость доверчиво, беседовали просто и правдиво. За 3 месяца и два дня на Сахалине во время переписи населения Антон Павлович Чехов заполнил около 10.000 статистических карточек. Конечно, он не мог не отметить, что труд каторжников тяжкий, даже рабский. Все они были голодными, больными, плохо одетыми. Условия жизни и труда каторжников произвели на писателя тягостное впечатление. 9 марта 1890г. он напишет: «Сахалин - это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный. В места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение…»

Возвращался А.П. Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке, где пароход стоял 6 дней (14 – 19 октября 1890), Чехов работал в библиотеке, собирал материалы для книги о Сахалине.

Таким образом, можно отметить, что поездка А.П. Чехова носила исторический характер, так как несмотря на своеобразие стиля написания книги «Остров Сахалин», ее можно по праву признать монографическим трудом.

    1. Книга «Остров Сахалин»

Как мной уже упоминалось ранее, ещё до путешествия на Сахалин Чехов начал составление библиографии и даже написал отдельные куски будущей книги, которые не требовали личных сахалинских наблюдений. Готовясь к путешествию на Сахалин, Чехов определил жанр будущей книги, её научно-публицистический характер. «Остров Сахалин» А. П. Чехова, несомненно, исторический источник, книга-исследование условий, в которых проживали заключённые в Сибири. Анализируя книгу, я обратила внимание, основной объект художественного исследования писателя – это жизнь человека на каторжном острове. В книге достаточно внимания уделяется и авторским размышлениям, и экскурсам научного характера, и художественным зарисовкам природы, а также быту и жизни людей на Сахалине. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника — проблема личности каторжника — среднего, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.

Главы 1–13 имеют жанр путевых очерков писателя, посвящённые сначала Северному, а потом Южному Сахалину.

Главы 14–23 являются проблемными очерками, посвящённые отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и так далее.

Стоит отметить, что А.П. Чехов описывает все увиденное только с точки зрения, что Сахалин – это «место невыносимых страданий». В каждой главе сквозит мысль: «Сахалин – это ад». Ввиду того, что автор собрал большое количество подробностей собрано, труд Чехова заставил официальных лиц обратить внимание на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Возвратившись домой, А. П. Чехов заявит, что сахалинская каторга не исправляет, а размножает преступников, и для успешного освоения этой окраины страны необходимо ликвидировать здесь каторгу. Поэтому как уступка общественному мнению, взбудораженному книгой Чехова, были предприняты тюремные реформы: в 1893 году – отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных, в 1899-м – отмена вечной ссылки и пожизненной каторги, в 1903-м – отмена телесных наказаний и бритья головы.

Таким образом, я считаю, что подробности описания жизни ссыльных каторжан оказали немаловажное влияние на отмену каторги на Сахалине.


Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди жителей с. Углезаводск

В ходе своей работы я решила провести анкетирование с целью выяснить, сколько процентов людей из опрошенных знает о том, что А.П. Чехов был на Сахалине. Поэтому среди учащихся, учителей и родителей нашей школы мной было проведено анкетирование по следующим вопросам (приложение №1):

  1. Знаете ли Вы о том, что на Сахалин приезжал известный русский писатель?

  2. Можете ли Вы его назвать?

  3. Как называлась книга, которую он написал по приезду из своего путешествия?

  4. Читали ли вы эту книгу?

Социологический опрос показал, что среди опрошенных школьников (приложение №1):

-  80 % знают о приезде русского писателя на Сахалин;

- 75% ответили, что это был Антон Павлович Чехов,

- 60% опрошенных смогли вспомнить название книги «Остров Сахалин»;

- 30% дали положительный ответ о прочтении данной книги.

Надо отметить, что большая часть опрошенных знает о том, что русский писатель А.П. Чехов приезжал на Сахалин, некоторые оппоненты даже смогли назвать год приезда писателя. Чуть больше половины опрошенных людей смогли вспомнить название книги, но знакомы с ее текстом незначительная часть опрошенных.

В связи с проведенным мною анкетированием, я решила попробовать поучаствовать в организации занятий по краеведению совместно с учителем истории. Ввиду того, что не все люди знают о путешествии и книге А.П. Чехова на Сахалин, я создала небольшие листовки с краткой информацией (приложение №2). Данные листовки на уроках планировалось раздавать детям для информирования не только учащихся, но и родителей, а также помогала с оформлением выставки в библиотеке на тематику «Поездка А.П. Чехова на Сахалин».

К сожалению, в связи со сложившейся обстановкой в РФ, мне не удалось реализовать помощь в проведении факультативных занятий. Тем не менее, я считаю, что необходимо помнить и беречь прошлое своего родного острова, малой Родины, а А.П. Чехов внес значительный вклад в дальнейшее развитие нашего острова.



Заключение

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

– поездка на Сахалин имела большое значение для писателя: помогла глубже проникнуть в реальные противоречия социальной действительности, повлияла на дальнейшую литературную деятельность. Впечатление от поездки было столь велико, что А. П. Чехов отмечал: «Отныне в моем творчестве все просахалинено»;

– итогом этой поездки, книга «Остров Сахалин», которая, по моему мнению, является историческим источником, так как содержит только документальные факты.

Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания.

С момента путешествия А.П. Чехова на остров Сахалин прошло почти 130 лет, и от края, который помнил писатель, ничего не осталось – время и прогресс превратили остров в развивающийся центр. Однако на нашем острове есть улицы, названные именем А. П. Чехова, стоит памятник, и есть музей, посвященный его сложнейшему труду – книге «Остров Сахалин». А.П. Чехову суждено жить вечно на этих улицах до тех пор, пока люди на острове помнят его имя и горькие судьбы сахалинских каторжников.



Список литературы

  1. Антон Павлович Чехов на Сахалине. Материалы Сахалинского краеведческого музея. http://sakhalinmuseum.ru/kids_interesting_id_2.php

  2. История  Сахалина и Курильских островов. Под ред. М.С.Высокова. Южно – Сахалинск, 2008.

  3. Капустин Д. Главное путешествие Антона Чехова. Вокруг света , 2010,№4,  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6867/

  4. Семанова М. Л. Вступительная статья к т. 14. Полное собрание сочинений и писем А.П. Чехова в 30 томах. М.: Наука, 1976г.

  5. Чехов А.П. Остров Cахалин. М,  1984/

  6. ЧеховА.П. Письма из Сибири. Остров Сахалин  http://chekhoved.ru/index.php

  7. Чехов  Антон Павлович. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki



Приложение №1

Анкетирование

  1. Знаете ли Вы о том, что на Сахалин приезжал известный русский писатель?

  2. Можете ли Вы его назвать?

  3. Как называлась книга, которую он написал по приезду из своего путешествия?

  4. Читали ли вы эту книгу?



Результаты социологического опроса

Вопрос 1 - 80 % - знают о приезде русского писателя на Сахалин;

Вопрос 2 - 75% - ответили, что это был Антон Павлович Чехов,

Вопрос 3 - 60% - опрошенных смогли вспомнить название книги «Остров Сахалин»;

Вопрос 4 - 30% - дали положительный ответ о прочтении данной книги.



Приложение №2

Листовка

А.П. Чехов «Остров Сахалин»

Год поездки А.П. Чехова: 1890г.

Год издания книги: 1891г.

Историческое значение поездки А.П. Чехова на Сахалин:

1893г. – отмена телесных наказаний для женщин;

1899г. – отмена вечной ссылки и пожизненной каторги;

1903г. – отмена телесных наказаний.



Выставка в библиотеке МБОУ СОШ с. Углезаводск