Начало урока | Организационный момент | Создание коллаборативной среды. Стратегия «Мне нравится, что ты ... ». Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Стратегия«Древо ожиданий».Дневник вдумчивого читателя. Какие мысли и эмоции вызвал у вас рассказ Чехова? Запишите в Дневник, что поразило, удивило вас в большей степени. Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа восприятие произведения. | ФО Взаимооценивание «Древо творчества | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | |
Середина урока | Стратегия «Мозговой штурм». Литературный хронограф. Врач по профессии, Антон Чехов начал карьеру писателя еще на первом курсе университета. Он поддерживал связи с известными писателями,художниками,такимикак Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан и М. Горький. Антон Чехов был замечательным знатоком русской словесности, все его рассказы написаны легко, тонко, с долей юмора, но в то же время главной особенностью писателя во многих рассказах и пьесах остается — “смех сквозь слезы”. Он чрезвычайно психологичен, тонко подмечает малейшие нюансы поведения своих героев. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы различными смешными псевдонимами, и самый популярный — это Антоша Чехонте. Многие его произведения стали классикой мировой литературы, имеют успешные экранизации, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Аналитическая статья Сатирический рассказ “Толстый и тонкий” А. П. Чехов написалв 1883 году. Тема социального неравенства является основной в рассказе, автор высмеивает существующие в обществе человеческие пороки: лицемерие и “чинопочитание”. В своем произведении Чехов размышляет над тем, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком — независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Рассказ Чехова пронизан тонким юмором, автор использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми штампами, чтобы вызвать комический эффект. В основе композиции рассказа художественный прием антитезы, которая заявлена в заглавии произведения, прослеживается в ходе повествования, характеристике персонажей. | Стратегия «Метод ассоциаций» Составьте кластер с ключевым понятием “Пороки человека”. Подберите слова-ассоциации в прямом и переносном значении. Какие социальные и человеческие пороки высмеивает Чехов? Диаграмма Венна. Раскройте смысл понятий “лицемерие”, “чинопочитание”. Сравните два понятия, выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна. Структурно-смысловая сравнительная таблица Выпишите из текста характеристики персонажей.Сравните и сформулируйте выводы.Обратите внимание на детали портрета, речи, мимики, жестов главных героев. Содружество искусств Рассмотрите иллюстрацию художника Б. М. Калаушина к рассказу “Толстый и тонкий”. Напишите текст-описание по картине. Сравните портретную характеристику персонажей в произведении и интерпретацию художника. Такими ли вы представляли себе “толстого” и “тонкого”? Найдите в тексте рассказа диалог двух персонажей, прочитайте по ролям. | ФО Взаимооценивание «Древо творчества | | |
Рефлексия. | Стратегия ПОПС-формула». | Как вы думаете, актуальна ли проблема лицемерия и чинопочитания в наши дни? Чему учит и над чем смеется Чехов? Используйте в своих рассуждениях прием ПОПС-формулы: | Позиция — Я считаю, что Чехов … Обоснование — Потому что… Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста… Следствие — Сформулируем вывод о том, что… | | |