СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»»

№41/9

Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: А. П. Чехов. “Толстый и тонкий”

Дата:6.02

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.3 представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы


Начало урока



Организационный момент


Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Мне нравится, что ты ... ».

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Стратегия«Древо ожиданий».Дневник вдумчивого читателя. Какие мысли и эмоции вызвал у вас рассказ Чехова? Запишите в Дневник, что поразило, удивило вас в большей степени. Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа восприятие произведения.

ФО

Взаимооценивание

«Древо творчества

Учебник.

Часть 1.


Хрестоматия.


Середина урока




Стратегия «Мозговой штурм».

Литературный хронограф.

Врач по профессии, Антон Чехов начал карьеру писателя еще на первом курсе университета. Он поддерживал связи с известными писателями,художниками,такимикак Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан и М. Горький. Антон Чехов был замечательным знатоком русской словесности, все его рассказы написаны легко, тонко, с долей юмора, но в то же время главной особенностью писателя во многих рассказах и пьесах остается — “смех сквозь слезы”. Он чрезвычайно психологичен, тонко подмечает малейшие нюансы поведения своих героев. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы различными смешными псевдонимами, и самый популярный — это Антоша Чехонте. Многие его произведения стали классикой мировой литературы, имеют успешные экранизации, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.



Аналитическая статья

Сатирический рассказ “Толстый и тонкий” А. П. Чехов написалв 1883 году. Тема социального неравенства является основной в рассказе, автор высмеивает существующие в обществе человеческие пороки: лицемерие и “чинопочитание”. В своем произведении Чехов размышляет над тем, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком — независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Рассказ Чехова пронизан тонким юмором, автор использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми штампами, чтобы вызвать комический эффект. В основе композиции рассказа художественный прием антитезы, которая заявлена в заглавии произведения, прослеживается в ходе повествования, характеристике персонажей.



Стратегия «Метод ассоциаций»

Составьте кластер с ключевым понятием “Пороки человека”. Подберите слова-ассоциации в прямом и переносном значении. Какие социальные и человеческие пороки высмеивает Чехов?

Диаграмма Венна. Раскройте смысл понятий “лицемерие”, “чинопочитание”. Сравните два понятия, выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна.

Структурно-смысловая сравнительная таблица

  • Выпишите из текста характеристики персонажей.Сравните и сформулируйте выводы.Обратите внимание на детали портрета, речи, мимики, жестов главных героев.



Содружество искусств

  • Рассмотрите иллюстрацию художника Б. М. Калаушина к рассказу “Толстый и тонкий”. Напишите текст-описание по картине.

  • Сравните портретную характеристику персонажей в произведении и интерпретацию художника. Такими ли вы представляли себе “толстого” и “тонкого”?

Найдите в тексте рассказа диалог двух персонажей, прочитайте по ролям.


ФО

Взаимооценивание

«Древо творчества



Конец урока



Стратегия «ИНСЕРТ».

Интерактивные технологии

  • Разработайте буктрейлеры к рассказу Чехова ““Толстый и тонкий”.

  • Разработайте презентации о жизни и творчестве Чехова. Обратитесь к сайтам.

Перспективное задание.

Разработка Проекта

  • Ф.А. Корш, владелец театра, открыл А. П. Чехова как драматурга в 1887 году. Разработайте Проект на тему “Театр Ф. А. Корша”.

  • А.П.Чехов был хорошим врачом. Онлечил И.Левитана,Л. Толстого, В. Г. Короленко и др. Разработайте Проект на тему “Доктор Чехов”.

  • Помимо врачебной практики, А. П. Чехов много занимался социальной помощью. Писателю даже был пожалован орден св. Станислава третьей степени “за отличное усердие в делах народного просвещения”. Разработайте Проект на тему “Чехов — писатель и просветитель”.

Презентация

буктрейлер

ФО

Взаимооценивание

«Древо творчества

Стратегия «ИНСЕРТ».



Рефлексия.



Стратегия ПОПС-формула».


Как вы думаете, актуальна ли проблема лицемерия и чинопочитания в наши дни? Чему учит и над чем смеется Чехов? Используйте в своих рассуждениях прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Чехов …

Обоснование — Потому что…

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста…

Следствие — Сформулируем вывод о том, что…