6 класс
Тема: «Неизвестный цветок». Единение добра, красоты и труда в сказке.
Цель: помочь учащимся проанализировать сказку-быль А.П. Платонова,
развивать образное мышление, умение анализировать и делать выводы, устную и письменную речь, творческие способности учащихся,
воспитывать понимание ценности жизни, чувство любви ко всему живому, способность сострадать.
Оборудование: учебник, портрет А.П. Платонова, коллаж «Неизвестный цветок», рисунки учащихся.
Формы и методы работы на уроке: прием «тонкие и толстые вопросы», кластер, синквейн, прием «незаконченное предложение».
Эпиграфы:
Жизнь — это слабый отблеск времени
между двумя вечностями.
Томас Карлейль
Жизнь есть только там, где есть любовь.
Мохандас Карамчанд Ганди
Ход урока:
І Организационный момент.
1. Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с биографией Андрея Платоновича Платонова и дома вы должны были прочитать его сказку-быль «Неизвестный цветок». Сказка-быль создана Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.
Вы нарисовали прекрасные рисунки к произведению, которые мы видим на доске. Сегодня мы будем работать над этим замечательным произведением.
ІІ Объявление темы и цели урока.
1. Слово учителя:
Итак, тема нашего урока - «Неизвестный цветок». Единение добра, красоты и труда в сказке.
Как вы думаете, каковы же будут цели урока?
2. Предполагаемые ответы учащихся:
Проанализировать произведение.
Понять смысл сказки-были.
Понять, что автор хотел нам сказать своим произведением.
3. Слово учителя.
Верно, молодцы! Все это мы будем делать на нашем уроке. Итак, отправляемся в путь познания и открытия нового!
ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Слово учителя.
Посмотрите, ребята, на эпиграфы, написанные на доске. Скажите, как вы их понимаете?
2. Предполагаемые ответы учащихся:
Жизнь – очень короткий промежуток времени.
Самое главное в жизни – любовь.
Без любви жизнь ничто.
Жизнь очень коротка, нужно ценить каждый ее миг.
3. Слово учителя.
Действительно, жизнь – это всего лишь миг в вечности, поэтому жизнь – огромная ценность, дарованная нам свыше. Речь на нашем уроке пойдет о жизни, ее смысле, о доброте, красоте и любви.
ІV Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Слово учителя.
Андрей Платонович Платонов назвал свое произведение «Неизвестный цветок» сказкой-былью. Давайте вспомним, что мы знаем о сказке.
2. Беседа:
- Что такое сказка?
(Сказка – один из жанров устного народного творчества. Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)
- Какие бывают сказки?
(Сказки бывают народные и литературные или авторские.)
- Что такое литературная сказка?
(Литературная сказка – это авторское произведение, часто основанное на фольклорных источниках.)
- Чем она отличается от народной?
(Ее отличие от народной сказки состоит в том, что у произведения есть конкретный автор, она записана, а не передается из уст в уста и имеет один вариант.)
- А что же такое быль?
(Это то, что было на самом деле, реальные события.)
V Восприятие обучающимися учебного материала.
1. Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто герой произведения? Где рос цветок? Что цветок делал днем, а что – ночью? Когда цветок распустил венчик? Как девочка Даша нашла цветок? Как пионеры помогли цветку? Как изменился пустырь на следующее лето? | Почему цветок неизвестный? Как цветку удавалось выжить на камнях и глине? Почему Даша решила найти цветок? Как девочка отнеслась к цветку? Почему пионеры решили помочь цветку? Почему новый неизвестный цветок немного лучше и прекраснее прошлогоднего? |
2. Работа в группах.
Учащиеся заранее были разбиты на группы и выбрали спикера.
І группа. Цветок снаружи.
1) Как родился цветок?
(из ветра упало семечко, долго томилось, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти)
2) Как выглядел цветок в свои обычные дни?
(маленький, он вырастил большие листья)
3) Как выглядел цветок, когда ему было плохо?
(листья переставали быть зелеными, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета).
4) Как выглядел венчик цветка?
(он был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды)
5) Каким был аромат цветка?
(благоуханным, тихий запах, «как зовущий голос маленькой неизвестной жизни»)
6) Как разговаривает маленький цветок?
(тихо, неуверенно, не хочет обидеть девочку молчанием)
ІІ группа. Цветок внутри.
1) Как жил цветок?
(тяжело, он страдал)
2) Почему говориться, что цветок трудился?
(он все делал для того, чтобы не умереть – днем сторожил ветер, а ночью росу)
3) Как описывается внутреннее состояние цветка?
(ему было больно от голода и усталости)
4) Как автор объясняет, почему цветок жил?
(он был терпелив, превозмогал боль для того, чтобы жить, каждый день совершает маленький подвиг)
5) Чем цветок особенный?
(он изображен как живое существо, чувствует, говорит)
ІІІ группа. Девочка Даша.
1) Почему Даша шла мимо пустыря?
(она заскучала по матери и написала ей письмо, понесла его утром на станцию мимо пустыря)
2) Почему Даша пошла на аромат цветка?
(она вспомнила сказку мамы о цветке, который грустил по матери, он плакать не мог, в благоухании проходила его грусть)
3) Почему девочка поцеловала цветок?
(он был так прекрасен и беспомощен, одинок, Даша восхищалась его упорством)
4) Почему Даша приводит на пустырь пионеров?
(она хочет помочь цветку выжить, чтобы у него появились прекрасные дети)
5) Какие качества Даши вы можете назвать?
(доброта, милосердие, помощь слабым, сострадание)
ІV группа. Язык произведения. Выразительные средства речи.
1) Какие выразительные средства речи использует автор?
(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)
2) Приведите примеры каждого тропа.
3) Найдите, какие слова повторяются. Для чего автор использует этот прием?
(слово «один», чтоб подчеркнуть необычность цветка, слово «маленький», чтоб показать его беззащитность, слабость)
4) Почему венчик цветка сравнивается со звездой?
(звезда - символ тепла, надежды, спасения, недаром есть выражение «путеводная звезда)
Подведение итогов в работе групп. Спикеры представляют работу группы в виде коротких выступлений.
3. Работа над кластером «Неизвестный цветок» под музыку
П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Красота, добро, надежда, жизнь, любовь, вера, труд.
4. Проблемные вопросы:
- О чем же сказка-быль «Неизвестный цветок»?
(о надежде, о преодолении трудностей, о желании жить)
- Чему учит нас это произведение?
(что все в мире живое, все нужно любить и понимать, учит верить в свои силы и преодолевать все препятствия на жизненном пути, что самая большая ценность – это жизнь)
5. Творческая работа учащихся – составление синквейна «Неизвестный цветок».
1 строка – цветок
2 строка – маленький, неизвестный
3 строка – живет, трудится, радуется
4 строка – ценит каждое мгновение жизни
5 строка – надежда
VІ Закрепление изученного материала.
1. Тест.
1. Где рос цветок?
А в лесу; Б на пустыре; В в цветнике.
2. Где приютилось семечко, принесенное ветром?
А на голых камнях; Б в черной влажной земле;
В в ямке меж камней и глиной.
3. Почему цветок вырастил большие листья?
А чтоб ловить больше солнца;
Б чтоб собирать росу; В чтоб ветер не смог его сломать.
4. Как обозначалось мученье цветка?
А он становился желтым; Б он сгибался до самой земли;
В листья становились разного цвета.
5. С чем сравнивается венчик цветка?
А со звездой; Б с солнцем; В с небом.
6. Как звали девочку?
А Даша; Б Маша; В Саша.
7. Кому написала письмо девочка?
А подруге; Б сестре; В маме.
8. Сколько дней работали пионеры на пустыре?
А 3 дня; Б 4 дня; В 5 дней.
9. Каким был пустырь на другое лето?
А он не изменился; Б пустырь застроили;
В он зарос травами и цветами.
10. Каким был новый цветок?
А таким же, как его отец; Б похожим на остальные цветы;
В немного лучше его и еще прекраснее.
VІІ Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Прием «Незаконченное предложение».
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VІІІ Оценивание.
ІХ Пожелания.
Завершить наш урок я хочу пожеланиями, которые спрятаны в лепестках нашего прекрасного цветка на доске. Давайте же прочитаем эти пожелания.
(ученики отрывают лепестки и с обратной стороны читают пожелания)
1) Желаю вам быть такими же неповторимыми, как неизвестный цветок!
2) Желаю вам совершать добрые дела, как пионеры!
3) Желаю вам ценить жизнь так, как неизвестный цветок!
4) Желаю вам быть такими же неравнодушными, как Даша!
5) Желаю вам никогда не быть одинокими!
6) Желаю вам жить в любви и гармонии с миром!
Х Домашнее задание. Подготовиться к контр. сочинению. Темы:
Волшебная сила мечты в повести-сказке А Грина «Алые паруса».
Нужно ли творить добро? (по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»)
Сострадание и доброта в рассказе А. Куприна «Чудесный доктор»