СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Платонов "Никита" (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов "Никита" (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»

Прочитайте до слов «Оставшись один…» и ответьте на вопросы: Куда ушел отец Никиты? (На войну) Где работала мать Никиты? (В поле) Сколько ему было лет? (5) Что должен был сделать Никита, пока мама была на работе? (Собирать яйца, следить, чтобы чужой петух не бил своего петуха, пообедать) Безопасно ли оставлять 5-летнего ребенка без присмотра? Почему мама всё-таки оставляет Никиту? (Безвыходная ситуация: кто-то должен работать и приносить еду)

Прочитайте до слов «Оставшись один…» и ответьте на вопросы:

  • Куда ушел отец Никиты? (На войну)
  • Где работала мать Никиты? (В поле)
  • Сколько ему было лет? (5)
  • Что должен был сделать Никита, пока мама была на работе? (Собирать яйца, следить, чтобы чужой петух не бил своего петуха, пообедать)
  • Безопасно ли оставлять 5-летнего ребенка без присмотра? Почему мама всё-таки оставляет Никиту? (Безвыходная ситуация: кто-то должен работать и приносить еду)
Прочитайте со слов «Оставшись один…» до «За огородом…» и ответьте на вопросы: Почему Никите в избе было скучно? (Он всё знал в этой избе, поэтому решил пойти в сарай) Кто, по мнению Никиты, жил в бочке? (Маленький человек) Кто взял ножницы? (Маленький человек, чтобы подрезать бороду) Кого боялся Никита? (Он боялся этого человека) Кто жил на солнце? (Дедушка Никиты)

Прочитайте со слов «Оставшись один…» до «За огородом…» и ответьте на вопросы:

  • Почему Никите в избе было скучно? (Он всё знал в этой избе, поэтому решил пойти в сарай)
  • Кто, по мнению Никиты, жил в бочке? (Маленький человек)
  • Кто взял ножницы? (Маленький человек, чтобы подрезать бороду)
  • Кого боялся Никита? (Он боялся этого человека)
  • Кто жил на солнце? (Дедушка Никиты)
Прочитайте со слов «За огородом…» до «Никита наклонился…» и ответьте на вопросы: Кто жил в колодце? (Водяные люди) Чего испугался мальчик? (Что-то чавкнуло, и он подумал, что это великан ему отвечает) Зачем Никита оставил хлеб около земляных норок? Чего он боялся? (Он боялся, что змеи могут ужалить мать, и она умрет) Где Никите было спокойно? (Дома) Почему он не смог выпить молока? (Стол тоже напугал его, показался живым) На кого была похожа старая баня? (На бабушку) На кого был похож чужой петух? (На пастуха, который утонул весной)

Прочитайте со слов «За огородом…» до «Никита наклонился…» и ответьте на вопросы:

  • Кто жил в колодце? (Водяные люди)
  • Чего испугался мальчик? (Что-то чавкнуло, и он подумал, что это великан ему отвечает)
  • Зачем Никита оставил хлеб около земляных норок? Чего он боялся? (Он боялся, что змеи могут ужалить мать, и она умрет)
  • Где Никите было спокойно? (Дома)
  • Почему он не смог выпить молока? (Стол тоже напугал его, показался живым)
  • На кого была похожа старая баня? (На бабушку)
  • На кого был похож чужой петух? (На пастуха, который утонул весной)
 Никите мир кажется враждебным: всё его пугает. Больше всего он боится не за себя, а за маму: боится, что она может умереть. Эта враждебность порождает одиночество мальчика, он боится, что останется один навсегда.

Никите мир кажется враждебным: всё его пугает. Больше всего он боится не за себя, а за маму: боится, что она может умереть. Эта враждебность порождает одиночество мальчика, он боится, что останется один навсегда.

 Это послевоенное время: многие взрослые ушли на войну и не вернулись. Никита уже знает, что значит потерять близких: у него умер дедушка. Ребенок испытывает страх смерти, боится, что может потерять ещё и маму.

Это послевоенное время: многие взрослые ушли на войну и не вернулись. Никита уже знает, что значит потерять близких: у него умер дедушка. Ребенок испытывает страх смерти, боится, что может потерять ещё и маму.

 Мальчику не хватает общения и друзей. Он скучает по маме, поэтому придумывает разных людей вокруг себя.

Мальчику не хватает общения и друзей. Он скучает по маме, поэтому придумывает разных людей вокруг себя.

 Игрушки не описаны в рассказе, возможно, у него их и нет, поэтому он играет с обычными предметами быта. В послевоенное время дети быстро взрослели, им было не до игрушек: им нужно было выживать.

Игрушки не описаны в рассказе, возможно, у него их и нет, поэтому он играет с обычными предметами быта. В послевоенное время дети быстро взрослели, им было не до игрушек: им нужно было выживать.

 Семья осталась без кормильца: отец ушел на войну. Мать вынуждена работать в поле, чтобы хоть как-то прокормиться. 5-летний ребенок остается без присмотра. Война повлияла на всех.

Семья осталась без кормильца: отец ушел на войну. Мать вынуждена работать в поле, чтобы хоть как-то прокормиться. 5-летний ребенок остается без присмотра. Война повлияла на всех.

 В фильме дедушка жив. Мальчик лезет в подвал, а не колодец. В фильме не показали, как мальчика напугали стол, старый колодец и чужой петух.

В фильме дедушка жив. Мальчик лезет в подвал, а не колодец. В фильме не показали, как мальчика напугали стол, старый колодец и чужой петух.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дочитать до конца

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дочитать до конца

Прочитайте со слов «Никита наклонился…» до «Дома Никита…» и ответьте на вопросы: Зачем Никита сорвал цветок? (Из любопытства) Кого увидел Никита в цветке? (Ребенка) Почему у всех предметов после этого поступка стали злые «лица»? (Погублено живое, поэтому так суров окружающий мир) Куда побежал Никита? (К маме) Почему он вернулся домой только вечером? (Мальчик уснул, потому что устал)

Прочитайте со слов «Никита наклонился…» до «Дома Никита…» и ответьте на вопросы:

  • Зачем Никита сорвал цветок? (Из любопытства)
  • Кого увидел Никита в цветке? (Ребенка)
  • Почему у всех предметов после этого поступка стали злые «лица»? (Погублено живое, поэтому так суров окружающий мир)
  • Куда побежал Никита? (К маме)
  • Почему он вернулся домой только вечером? (Мальчик уснул, потому что устал)
Прочитайте со слов «Дома Никита…» до конца и ответьте на вопросы: Кто ждал Никиту дома? (Мать и отец) Что сказал всем живым существам Никита? Зачем мальчик это делает? (Что отец вернулся и теперь будет с ними жить. Он надеется, что все страшные предметы больше не будут его пугать) Почему мальчик не видел больше в предметах ничего враждебного? (Он перестал бояться, потому что рядом отец, который его защитит) Какую работу отец дал Никите? (Выпрямлять гвозди) Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? (Восприятие окружающей действительности изменилось: теперь предметы не будут враждебны. Только человек с добрым сердцем видит вокруг себя хорошие предметы. Сохранив в себе эту способность, человек останется добрым на всю жизнь)

Прочитайте со слов «Дома Никита…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Кто ждал Никиту дома? (Мать и отец)
  • Что сказал всем живым существам Никита? Зачем мальчик это делает? (Что отец вернулся и теперь будет с ними жить. Он надеется, что все страшные предметы больше не будут его пугать)
  • Почему мальчик не видел больше в предметах ничего враждебного? (Он перестал бояться, потому что рядом отец, который его защитит)
  • Какую работу отец дал Никите? (Выпрямлять гвозди)
  • Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? (Восприятие окружающей действительности изменилось: теперь предметы не будут враждебны. Только человек с добрым сердцем видит вокруг себя хорошие предметы. Сохранив в себе эту способность, человек останется добрым на всю жизнь)
Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?  Нет, он (пень) давно умер, - сказал отец. Это ты хочешь всех сделать 1……………………., потому что у тебя 2……………. сердце. Для тебя и 3………………… живой и на 4……………… покойная бабушка снова живёт.  А на солнце 5.………………! – сказал Никита.  Отец верил, что Никита останется 6………………….. на весь свой долгий 7……………….

Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

Нет, он (пень) давно умер, - сказал отец. Это ты хочешь всех сделать 1……………………., потому что у тебя 2……………. сердце. Для тебя и 3………………… живой и на 4……………… покойная бабушка снова живёт.

А на солнце 5.………………! – сказал Никита.

Отец верил, что Никита останется 6………………….. на весь свой долгий 7……………….

 Никита становится смелым и добрым. Мальчик видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил. Чувствует в нём силу и мужское начало. Всё умеет отец, со всем справляется. Вместе с мудрым и добрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знание и умение. Именно взрослый может защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от сиротства.

Никита становится смелым и добрым. Мальчик видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил. Чувствует в нём силу и мужское начало. Всё умеет отец, со всем справляется. Вместе с мудрым и добрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знание и умение. Именно взрослый может защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от сиротства.

 Человек пользуется всем, что только может дать природа. К сожалению, часто человек берет у природы больше, чем ему нужно: это разрушает окружающий мир. Человеку нужно жить в гармонии с миром живой природы.

Человек пользуется всем, что только может дать природа. К сожалению, часто человек берет у природы больше, чем ему нужно: это разрушает окружающий мир. Человеку нужно жить в гармонии с миром живой природы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»