Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов "Никита" (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»
Прочитайте до слов «Оставшись один…» и ответьте на вопросы:
- Куда ушел отец Никиты? (На войну)
- Где работала мать Никиты? (В поле)
- Сколько ему было лет? (5)
- Что должен был сделать Никита, пока мама была на работе? (Собирать яйца, следить, чтобы чужой петух не бил своего петуха, пообедать)
- Безопасно ли оставлять 5-летнего ребенка без присмотра? Почему мама всё-таки оставляет Никиту? (Безвыходная ситуация: кто-то должен работать и приносить еду)
Прочитайте со слов «Оставшись один…» до «За огородом…» и ответьте на вопросы:
- Почему Никите в избе было скучно? (Он всё знал в этой избе, поэтому решил пойти в сарай)
- Кто, по мнению Никиты, жил в бочке? (Маленький человек)
- Кто взял ножницы? (Маленький человек, чтобы подрезать бороду)
- Кого боялся Никита? (Он боялся этого человека)
- Кто жил на солнце? (Дедушка Никиты)
Прочитайте со слов «За огородом…» до «Никита наклонился…» и ответьте на вопросы:
- Кто жил в колодце? (Водяные люди)
- Чего испугался мальчик? (Что-то чавкнуло, и он подумал, что это великан ему отвечает)
- Зачем Никита оставил хлеб около земляных норок? Чего он боялся? (Он боялся, что змеи могут ужалить мать, и она умрет)
- Где Никите было спокойно? (Дома)
- Почему он не смог выпить молока? (Стол тоже напугал его, показался живым)
- На кого была похожа старая баня? (На бабушку)
- На кого был похож чужой петух? (На пастуха, который утонул весной)
Никите мир кажется враждебным: всё его пугает. Больше всего он боится не за себя, а за маму: боится, что она может умереть. Эта враждебность порождает одиночество мальчика, он боится, что останется один навсегда.
Это послевоенное время: многие взрослые ушли на войну и не вернулись. Никита уже знает, что значит потерять близких: у него умер дедушка. Ребенок испытывает страх смерти, боится, что может потерять ещё и маму.
Мальчику не хватает общения и друзей. Он скучает по маме, поэтому придумывает разных людей вокруг себя.
Игрушки не описаны в рассказе, возможно, у него их и нет, поэтому он играет с обычными предметами быта. В послевоенное время дети быстро взрослели, им было не до игрушек: им нужно было выживать.
Семья осталась без кормильца: отец ушел на войну. Мать вынуждена работать в поле, чтобы хоть как-то прокормиться. 5-летний ребенок остается без присмотра. Война повлияла на всех.
В фильме дедушка жив. Мальчик лезет в подвал, а не колодец. В фильме не показали, как мальчика напугали стол, старый колодец и чужой петух.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дочитать до конца
Прочитайте со слов «Никита наклонился…» до «Дома Никита…» и ответьте на вопросы:
- Зачем Никита сорвал цветок? (Из любопытства)
- Кого увидел Никита в цветке? (Ребенка)
- Почему у всех предметов после этого поступка стали злые «лица»? (Погублено живое, поэтому так суров окружающий мир)
- Куда побежал Никита? (К маме)
- Почему он вернулся домой только вечером? (Мальчик уснул, потому что устал)
Прочитайте со слов «Дома Никита…» до конца и ответьте на вопросы:
- Кто ждал Никиту дома? (Мать и отец)
- Что сказал всем живым существам Никита? Зачем мальчик это делает? (Что отец вернулся и теперь будет с ними жить. Он надеется, что все страшные предметы больше не будут его пугать)
- Почему мальчик не видел больше в предметах ничего враждебного? (Он перестал бояться, потому что рядом отец, который его защитит)
- Какую работу отец дал Никите? (Выпрямлять гвозди)
- Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? (Восприятие окружающей действительности изменилось: теперь предметы не будут враждебны. Только человек с добрым сердцем видит вокруг себя хорошие предметы. Сохранив в себе эту способность, человек останется добрым на всю жизнь)
Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?
Нет, он (пень) давно умер, - сказал отец. Это ты хочешь всех сделать 1……………………., потому что у тебя 2……………. сердце. Для тебя и 3………………… живой и на 4……………… покойная бабушка снова живёт.
А на солнце 5.………………! – сказал Никита.
Отец верил, что Никита останется 6………………….. на весь свой долгий 7……………….
Никита становится смелым и добрым. Мальчик видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил. Чувствует в нём силу и мужское начало. Всё умеет отец, со всем справляется. Вместе с мудрым и добрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знание и умение. Именно взрослый может защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от сиротства.
Человек пользуется всем, что только может дать природа. К сожалению, часто человек берет у природы больше, чем ему нужно: это разрушает окружающий мир. Человеку нужно жить в гармонии с миром живой природы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»