Разработка урока литературы для 5 класса
по рассказу А.Платонова «Никита»
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Ход урока
1). Оргмомент.
2). Сообщение о писателе.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов. В 1927—1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур».Никита 1945 год. Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).
3)Работа учащихся по вопросам:
1. Назовите даты рождения и смерти писателя.
2. Вспомните настоящую фамилию Платонова.
3. Где родился писатель? Кто был его отец?
4. Что значит «пришлось “пойти в люди”»?
5. Где писатель получил образование?
6. Как называлась первая брошюра Платонова?
7. Вспомните названия произведений А. П. Платонова
- А теперь давайте конкретно разберем с вами рассказ «Никита» (1945г.)
3). Анализ рассказа.
а). Беседа о прочитанном рассказе.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
- Тему рассказа?
- Основную мысль?
- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
б). Лексическая работа
- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
1.Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
2.Никита «живёт один».
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
- Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
Работа по карточкам
1. Где жил Никита, главный герой рассказа А.П. Платонова?
в деревне
в городе
в рабочем посёлке
на острове
2. Сколько лет мальчику?
7
5
3
10
3. Где был отец Никиты?
умер
на работе
на войне
его в семье не было
4. Где работала мама Никиты?
в магазине
в школе
в аптеке
в поле
5. Что за работу поручила мама Никите перед уходом на работу?
не сжечь двора; собрать яйца у кур; поесть молока с хлебом, следить, чтобы не приходил чужой петух
поесть молока с хлебом
собрать яйца у кур
сжечь дрова
6.Почему Никита говорит маме, чтобы она поскорее приходила:
он хотел быстрее поужинать тем, что приготовит мать
ему было скучно одному сидеть дома
он боялся оставаться один
7. Кого не боялся Никита во дворе и в доме:
чужого петуха, который был похож на пастуха, утонувшего в реке
воробьев, пауков, мух, кур
бани, пня, бочки
8. Что делает Никита, чтобы узнать то, чего не знал:
пошел далее во двор
зашел в дом и считал мух, которые попали в паутину
считал зерна, которые искал воробей в жилой земле
9. Кто жил в старой бочке:
мышь, которая проделала много ходов в дне бочки
маленький, но живой человек с длинной бородой
никто в ней не жил
10. Кем представлял Никита солнце?
Папой
мамой
дедушкой
бабушкой
1. Кто, по мнению Никиты, жил в колодце?
никто не жил
маленькие водяные люди
бабушка
куры и петух
2.Кто жил под плетневой стеной в земляных норах:
куры
змеи
неизвестные жители
3.На что была похожа старая баня?
На бабушку
На пастуха
На дедушку
4. Кому Никита предлагает землю пахать в деревне:
дедушке, который находится на добром солнце
колодезным жителям
пню, у которого были глаза, нос и рот, пузо и ноги
5.У кого были злобные лица, которые отовсюду зорко смотрели на Никиту:
у бани
у кольев из плетня
у дома
6. Что заставило Никиту бежать к матери:
новый пастух, который гнал стадо коров домой
страх
отец, вернувшийся с войны
7. Что почувствовал Никита от солдата:
запах табака
запах пороха
тепло, добро, запах хлеба и земли
8. Что сказал Никита всем во дворе:
«Лодыри! Идите в поле работай, там тебе трудодни дадут»
«К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать»
«Пойдем к нам в деревню землю пахать»
9. Как изменились «тайные жители» с приходом отца:
в них Никита не увидел тайного человека,
все были обычными предметами
все, кто жил во дворе, исчезли они стали еще больше пугать Никиту
10. Кем был отец Никиты:
А. Почтальон
В. Учитель
С. Солдат
Д. Врач
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
5). Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
6). Домашнее задание на выбор:
Подобрать пословицы о труде;
Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.