СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Погорельский "Уроки жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я считаю воспитательную цель

Просмотр содержимого документа
«А.Погорельский "Уроки жизни"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коломенская средняя общеобразовательная школа












Конспект

урока по литературе в 5 классе


А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Уроки жизни.









подготовила

учитель русского языка и литературы

Блинова Екатерина Владимировна


















2019г.

Коломенский городской округ

Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Уроки жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока:

  • вызвать у учащихся интерес к личности А.Погорельского;

  • проверить знания учащихся;

  • поработать над развитием монологической речи;

  • сформировать умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки.

Цели урока.

Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я считаю

воспитательную цель:

формировать положительно-значимые качества личности (трудолюбие, честность, послушание) на примере сказки Погорельского в ходе обсуждения поступков и действий мальчика Алёши.

Образовательная цель:

обобщать и систематизировать знания о сказке Погорельского;

отработать навыки монологической речи;

научить делать выводы;

формировать умение анализировать.

Развивающая цель:

развитие аналитического мышления;

развитие познавательных умений.

Место урока в учебном плане: в календарно-тематическом планировании это третий урок по теме «А.Погорельский «Чёрная курица».

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Постановка цели урока

  4. Проверка домашнего задания.

  5. Актуализация знаний

  6. Определение темы урока

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание

  9. Подведение итогов


Методы:

На уроке будет использовано сочетание таких методов, как:

  • коммуникативно-ориентированный

  • учебная работа под руководством учителя

  • наглядно-иллюстативный метод (демонстрация слайдов)

  • словесный метод (рассказ, беседа)

  • логические методы (сравнение, анализ)

Содержательная сторона урока: содержание материала личностно ориентировано, доступно.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение.

Формы работы: фронтальная, групповая

Средства обучения: презентация

Контроль знаний, умений и навыков: осуществить в форме тестирования. Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию логического мышления.

Подведение итогов: работоспособность учащихся на уроке будет обеспечиваться за счёт использования разнообразных форм и методов работы.

Учебно-методический комплекс:

  1. Литература: учебник в 2-х частях для 5 класса / ред. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2015г.

Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки / ред. Беляева Н.В.. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2016г.
  1. https://infourok.ru/test-po-literature-na-temu-chyornaya-kurica-ili-podzemnie-zhiteli-klass-631310.html


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  • Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, садитесь.


  1. Мотивация.

  • Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, чудесный, удивительный. Но сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Чёрная курица, или Подземные жители».

  • Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок (А.Пушкин) (Слайд 1)


  1. Постановка цели урока.

  • Эти слова, сказанные А.С.Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка — это выдуманная история, в ней содержится нравоучительный смысл, урок для нас).

  • А теперь давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока. (Мы длжны понять, какие нравственные уроки можно извлечь из сказки А.Погорельского «Чёрная курица»).


  1. Проверка домашнего задания.

  • Вспомним, что было задано на дом. (Приложение 1)

  • Посмотрим, что у вас получилось. Правильно ли вы распределили слова, есть ли у вас ошибки? (ребята представляют свои варианты). (Слайд 2)

  • Молодцы! Хорошо справились с заданием.


  1. Актуализация знаний.

  • А теперь поработаем с вами над следующим вопросом: почему из послушного, доброго, ласкового мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого? (Слайд 3). А поможет нам ответить на этот вопрос работа в группах. Каждая группа получает зёрнышко с вопросами. Я даю вам 5 минут на подготовку. По истечении времени на вопросы ответит сначала 1 группа, 2 группа и т. д.

Работа в группах (1, 2, 3) (Приложение 2)

Физкультминутка.


Работа в группах (4, 5) (Приложение 2)


  1. Определение темы урока.

  • Давайте подумаем, а всегда ли мы выполняем свои обещания? Чувствуем ли мы ответственность за свои поступки?

  • Конечно же, каждый из нас может совершить какую-то ошибку в своей жизни, проступок, может оступиться. Но самое главное что? (Увидеть свою ошибку, попытаться её исправить и больше уже никогда не повторять).

  • А Алёша извлёк урок из того, что с ним произошло? (Да. После того, как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, прилежным и скромным).

  • А как вы считаете, для чего написал сказку А.Погорельский? (Чтобы показать нам, как нельзя поступать).

  • Можем ли мы назвать эту сказку поучительной? Учит ли она нас чему-то? (Ответы ребят).

  • Давайте ещё раз посмотрим на эпиграф, вспомним, о чём мы говорили, и назовём тему урока. (Варианты ребят).

(Слайд 4)

  • Тема урока: «Уроки жизни».


  1. Рефлексия.

  • А сейчас, ребята, для того чтобы проверить, как вы усвоили материал, насколько внимательны вы были при чтении, проведём тест (Приложение 3). На выполнение задания я даю вам 5 минут. Задание выполняем на тестовых бланках. Вариант ответа только один. Подписать тест необходимо вверху (указать ФИ, класс и дату).


Взаимопроверка.

(Слайд 5)

  • Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

  • Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки. Хорошо!

  • А у кого более 3-х ошибок, подойдут ко мне на перемене, и мы посмотрим, какие вопросы вызвали у вас затруднение.

  1. Домашнее задание. (Слайд 6)

Составить кроссворд по содержанию сказки ИЛИ написать мини-сочинение (5-8 предложений) на тему «Чему меня научила сказка Антония Погорельского?»


  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.


Приложение 1


Предварительное домашнее задание:

разделить слова на две группы по смысловому признаку.


Добрый, гордый, скромный, самолюбивый, жестокий, застенчивый, дерзкий, ласковый, непослушный, общительный, упрямый, любознательный, надменный, послушный.


Приложение 2


Работа в группах.

1 группа.

  1. Как проходили для Алёши дни учения?

  2. Когда Алёша горько чувствовал своё одиночество?

  3. Что было единственным утешением, когда он оставался один?

  4. Чем занимался Алёша в часы отдыха?

  5. А другое его занятие в чём состояло?

  6. Почему Алёше не нравилась кухарка?

  7. Кого спас Алёша от рук кухарки? Что он ей подарил?


2 группа.

  1. Как отблагодарила Алёшу Чернушка?

  2. Какое желание загадал Алёша?

  3. Как отнёсся к Алёшиному желанию король?

  4. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось?

  5. Какое условие поставил король Алёше?


3 группа.

  1. Почему подземные жители стали редко выходить на свет и показываться людям?

  2. О каком законе рассказала Чернушка Алёше?

  3. О чём она убедительно попросила Алёшу и почему?

  4. Что же пообещал ей Алёша?

  5. Как Алёша принимал хвалу учителя?

  6. Что говорил ему внутренний голос?


4 группа.

  1. Прочитайте отрывок, в котором говорится, каким стал Алёша.

  2. Расскажите кратко, в 3-4 предложениях, что произошло с Алёшей и почему.

  3. Нашёл ли он зёрнышко?

  4. Что попытался сделать Алёша, когда понял, что зёрнышко не найти?

  5. Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как отнеслись к нему товарищи.


5 группа.

  1. Зачем к нему пришла Чернушка?

  2. А что она ему сказала до того, как отдала зёрнышко и после этого?

  3. Как вы понимаете высказывание Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку»?

  4. От чего необходимо избавиться, чтобы исправить самого себя?

  5. Почему подземные жители вынуждены были покинуть своё место жительства?

  6. Что же потом случилось с Алёшей?



Приложение 3


Вопрос № 1 
Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?

1.  Алексей Перовский
2. Александр Петровский
3. Алексей Петров

Вопрос № 2 
Как звали мальчика умненького, миленького, который учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно?

1. Антоша
2.  Алёша
3. Аркаша

Вопрос № 3 
Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

 1. переулок
 2. перекресток
 3. магазин

Вопрос № 4 
Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

 1. Чернавка
 2. Министр
 3. Чернушка

 Вопрос № 5 
У Алёши был империал, составлявший всё его имение, который он берёг пуще глаза своего. Кто подарил его герою?

 1. мама
 2. бабушка
 3. директор пансиона

Вопрос № 6 
Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил герой?

 1. пансион
 2. училище
 3. интернат

 Вопрос № 7 
Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"

 1. яблоко
 2. семечко
 3. ведро

 Вопрос № 8 
После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их…"?

 1. самоуважение
 2. самолюбие
 3. чувство собственного достоинства

 Вопрос № 9
Вставьте пропущенное слово: "Не полагай, – отвечала Чернушка, – что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в ..., и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою."

 1. дырочку
 2. окно
 3. щёлочку

 Вопрос № 10 
Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

 1. безответственность
 2. предательство
 3. безразличие

 Вопрос № 11 
Сколько недель у Алеши была горячка?

 1. шесть дней
 2. шесть недель
 3. двенадцать дней