Муниципальное общеобразовательное учреждение
Коломенская средняя общеобразовательная школа
Конспект
урока по литературе в 5 классе
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
Уроки жизни.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Блинова Екатерина Владимировна
2019г.
Коломенский городской округ
Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Уроки жизни.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Задачи урока:
вызвать у учащихся интерес к личности А.Погорельского;
проверить знания учащихся;
поработать над развитием монологической речи;
сформировать умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки.
Цели урока.
Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я считаю
воспитательную цель:
формировать положительно-значимые качества личности (трудолюбие, честность, послушание) на примере сказки Погорельского в ходе обсуждения поступков и действий мальчика Алёши.
Образовательная цель:
обобщать и систематизировать знания о сказке Погорельского;
отработать навыки монологической речи;
научить делать выводы;
формировать умение анализировать.
Развивающая цель:
развитие аналитического мышления;
развитие познавательных умений.
Место урока в учебном плане: в календарно-тематическом планировании это третий урок по теме «А.Погорельский «Чёрная курица».
Структура урока:
Организационный момент
Мотивация
Постановка цели урока
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний
Определение темы урока
Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов
Методы:
На уроке будет использовано сочетание таких методов, как:
коммуникативно-ориентированный
учебная работа под руководством учителя
наглядно-иллюстативный метод (демонстрация слайдов)
словесный метод (рассказ, беседа)
логические методы (сравнение, анализ)
Содержательная сторона урока: содержание материала личностно ориентировано, доступно.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение.
Формы работы: фронтальная, групповая
Средства обучения: презентация
Контроль знаний, умений и навыков: осуществить в форме тестирования. Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию логического мышления.
Подведение итогов: работоспособность учащихся на уроке будет обеспечиваться за счёт использования разнообразных форм и методов работы.
Учебно-методический комплекс:
Литература: учебник в 2-х частях для 5 класса / ред. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2015г.
Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки / ред. Беляева Н.В.. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2016г.
https://infourok.ru/test-po-literature-na-temu-chyornaya-kurica-ili-podzemnie-zhiteli-klass-631310.html
Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, садитесь.
Мотивация.
Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, чудесный, удивительный. Но сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Чёрная курица, или Подземные жители».
Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок (А.Пушкин) (Слайд 1)
Постановка цели урока.
Эти слова, сказанные А.С.Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка — это выдуманная история, в ней содержится нравоучительный смысл, урок для нас).
А теперь давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока. (Мы длжны понять, какие нравственные уроки можно извлечь из сказки А.Погорельского «Чёрная курица»).
Проверка домашнего задания.
Вспомним, что было задано на дом. (Приложение 1)
Посмотрим, что у вас получилось. Правильно ли вы распределили слова, есть ли у вас ошибки? (ребята представляют свои варианты). (Слайд 2)
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Актуализация знаний.
А теперь поработаем с вами над следующим вопросом: почему из послушного, доброго, ласкового мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого? (Слайд 3). А поможет нам ответить на этот вопрос работа в группах. Каждая группа получает зёрнышко с вопросами. Я даю вам 5 минут на подготовку. По истечении времени на вопросы ответит сначала 1 группа, 2 группа и т. д.
Работа в группах (1, 2, 3) (Приложение 2)
Физкультминутка.
Работа в группах (4, 5) (Приложение 2)
Определение темы урока.
Давайте подумаем, а всегда ли мы выполняем свои обещания? Чувствуем ли мы ответственность за свои поступки?
Конечно же, каждый из нас может совершить какую-то ошибку в своей жизни, проступок, может оступиться. Но самое главное что? (Увидеть свою ошибку, попытаться её исправить и больше уже никогда не повторять).
А Алёша извлёк урок из того, что с ним произошло? (Да. После того, как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, прилежным и скромным).
А как вы считаете, для чего написал сказку А.Погорельский? (Чтобы показать нам, как нельзя поступать).
Можем ли мы назвать эту сказку поучительной? Учит ли она нас чему-то? (Ответы ребят).
Давайте ещё раз посмотрим на эпиграф, вспомним, о чём мы говорили, и назовём тему урока. (Варианты ребят).
(Слайд 4)
Рефлексия.
А сейчас, ребята, для того чтобы проверить, как вы усвоили материал, насколько внимательны вы были при чтении, проведём тест (Приложение 3). На выполнение задания я даю вам 5 минут. Задание выполняем на тестовых бланках. Вариант ответа только один. Подписать тест необходимо вверху (указать ФИ, класс и дату).
Взаимопроверка.
(Слайд 5)
Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!
Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки. Хорошо!
А у кого более 3-х ошибок, подойдут ко мне на перемене, и мы посмотрим, какие вопросы вызвали у вас затруднение.
Домашнее задание. (Слайд 6)
Составить кроссворд по содержанию сказки ИЛИ написать мини-сочинение (5-8 предложений) на тему «Чему меня научила сказка Антония Погорельского?»
Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Приложение 1
Предварительное домашнее задание:
разделить слова на две группы по смысловому признаку.
Добрый, гордый, скромный, самолюбивый, жестокий, застенчивый, дерзкий, ласковый, непослушный, общительный, упрямый, любознательный, надменный, послушный.
Приложение 2
Работа в группах.
1 группа.
Как проходили для Алёши дни учения?
Когда Алёша горько чувствовал своё одиночество?
Что было единственным утешением, когда он оставался один?
Чем занимался Алёша в часы отдыха?
А другое его занятие в чём состояло?
Почему Алёше не нравилась кухарка?
Кого спас Алёша от рук кухарки? Что он ей подарил?
2 группа.
Как отблагодарила Алёшу Чернушка?
Какое желание загадал Алёша?
Как отнёсся к Алёшиному желанию король?
Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось?
Какое условие поставил король Алёше?
3 группа.
Почему подземные жители стали редко выходить на свет и показываться людям?
О каком законе рассказала Чернушка Алёше?
О чём она убедительно попросила Алёшу и почему?
Что же пообещал ей Алёша?
Как Алёша принимал хвалу учителя?
Что говорил ему внутренний голос?
4 группа.
Прочитайте отрывок, в котором говорится, каким стал Алёша.
Расскажите кратко, в 3-4 предложениях, что произошло с Алёшей и почему.
Нашёл ли он зёрнышко?
Что попытался сделать Алёша, когда понял, что зёрнышко не найти?
Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как отнеслись к нему товарищи.
5 группа.
Зачем к нему пришла Чернушка?
А что она ему сказала до того, как отдала зёрнышко и после этого?
Как вы понимаете высказывание Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку»?
От чего необходимо избавиться, чтобы исправить самого себя?
Почему подземные жители вынуждены были покинуть своё место жительства?
Что же потом случилось с Алёшей?
Приложение 3
Вопрос № 1
Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?
1. Алексей Перовский
2. Александр Петровский
3. Алексей Петров
Вопрос № 2
Как звали мальчика умненького, миленького, который учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно?
1. Антоша
2. Алёша
3. Аркаша
Вопрос № 3
Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?
1. переулок
2. перекресток
3. магазин
Вопрос № 4
Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?
1. Чернавка
2. Министр
3. Чернушка
Вопрос № 5
У Алёши был империал, составлявший всё его имение, который он берёг пуще глаза своего. Кто подарил его герою?
1. мама
2. бабушка
3. директор пансиона
Вопрос № 6
Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил герой?
1. пансион
2. училище
3. интернат
Вопрос № 7
Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"
1. яблоко
2. семечко
3. ведро
Вопрос № 8
После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их…"?
1. самоуважение
2. самолюбие
3. чувство собственного достоинства
Вопрос № 9
Вставьте пропущенное слово: "Не полагай, – отвечала Чернушка, – что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в ..., и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою."
1. дырочку
2. окно
3. щёлочку
Вопрос № 10
Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?
1. безответственность
2. предательство
3. безразличие
Вопрос № 11
Сколько недель у Алеши была горячка?
1. шесть дней
2. шесть недель
3. двенадцать дней