операционный | 1.контроль знания текста. инструктаж 2. Анализ эпиграфа - Объясните смысл эпиграфа. 3. Групповая работа по анализу героев повести. Инструктаж по заданию | Самостоятельно отвечают на вопросы викторины, проверяют в парах по ключу Фамилия Лизы (Муромская) сколько лет было Лизе (17) фамилия Алексея (Берестов) как звали горничную Лизы (Настя) какое имя выбирает себе Лиза, когда играет роль крестьянки (Акулина) (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.) 3. В группах анализируют и сопоставляют героев повести, в чем противоречивость каждого образа? подготовить один вопрос следующей группе от лица своего героя 1 группа: старший Берестов ведет хозяйство на русский манер: «В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей». Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера». 2 группа старший Муромский Англоман: «…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.) 2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым». Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты». 3 группа: Настя 4 группа: мисс Жаксон 5 группа: Лиза «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…» «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня». Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность. «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными». 6 группа: Алексей «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного). Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь». «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. «…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя. | тетради текст тетради постер? |
мотивационный | 1.работа с темой и целями урока 2.Инструктаж по аукциону знаний биографии Гоголя 3.история создания «Ревизора» (контроль домашнего задания – сообщения). в случае неподготовки – самостоятельная работа с текстом учебника с. 267-268 (выписать 3 самых важных факта об истории создания комедии) Повторение особенностей драматического пр-ия 5. Знакомство, обсуждение афиши - почему автор так подробно описывает всех персонажей? - какие фамилии героев пьесы объясняют их характеры? | Записывают тему урока, афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами. работают индивидуально, обсуждают в парах и четверках, афиширование. 1809-1852 – годы жизни Н.В. Гоголя. Родился он на Украине 20 марта в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтаевской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновских (Учебник стр.5. Портрет отца писателя). Отце Василий Афанасьевич был страстным театралом, сам писал комедии на украинском языке, ставил их на домашней сцене и исполнял в них главные роли. В 12 лет Гоголь поступает в 1 класс гимназии высших наук в г. Нежине. Литературовед Золотусский в своей книге “По следам Гоголя” писал: “Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет… Его появление в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали и когда, наконец развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступал в близкие отношения… Гоголоевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки… и даже шил костюмы. Играл он почти в каждом спектакле. Его актерский талант, или талант передразнивания… здесь раскрылся полностью… Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха, в роли Простаковой – вызывал смех и слезы… Главным святилищем для Гоголя в гимназии была библиотека”. Учась в гимназии, Гоголь писал стихи, участвовал в литературном кружке, издавал рукописные журналы и альманахи. После окончания гимназии – Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками. С 1831г. имя Гоголя широко известно российскому читателю – в свет вышел сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Шел 1985 год. Гоголь в Петербурге, городе театров. Встретившись с Пушкиным, писатель просил: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта”. И поэт рассказал ему о том, как в Нижнем Новгороде его приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый выдавал себя в Бессарабии (Молдавия) за важного петербургского чиновника. Анекдот о мнимом ревизоре так привлек Гоголя, что тот сразу же зажегся мыслью написать “Ревизора”, и комедия была написана удивительно быстро, за два месяца, - к концу 1835 года. Человека приняли не за того, кто он есть на самом деле, лицо “незначительное” выступило как “значительное”. За всем этим путаница. Но ошибка, путаница является душой комедии, постоянным источником смешного. Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836г. в Петербургском Александринском театре, а 25 мая – в Московском Малом театре. Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади театра. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать, сановники. В царской ложе – Николай I с наследником, будущим Александром II. На галерке теснятся зрители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя – В, Жуковский, Б. Вяземский, И. Крылов, М. Глинка и другие. Вот что рассказывает Анненков об этом первом представлении “Ревизора”: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение растет с каждым актом. Все происходящее на сцене страстно захватывало сердца зрителей. Всеобщее негодование довершено было пятым актом”. Царь на представлении много смеялся, желая, видимо, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, он хотел ослабить общественное звучание “Ревизора”. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех”. Гоголь свой замысел определил очень четко: “В “Ревизоре” я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливое … и за один раз посмеяться над всем”. Сюжет комедии подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг. А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь. 4.в группах анализируют теорию драматического текста, составляют постер, афиширование, оценивание «Две звезды, одно пожелание» Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма. Комедия – вид драма, в котором комедия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим. Коллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров. В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”). Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению. По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт. Действие в пьесе развивается, проходя ступени: экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия); завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия); кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия); развязку (событие, завершающее пьесу). 5. Отвечают на вопросы | текст тетради сообщения учебник карточки постеры стикеры текст тетради |