Урок № 13
Тема: А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность?
Цели:
Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в изображении образа бесов как реальной угрозы духовному миру человека.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, лексической работы.
Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.
воспитать восприятие текста, как произведения искусства.
Ход урока
I. Орг. Момент
Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Бесы», которое великий поэт написал 7 сентября 1830 — это первое из стихотворений, написанных Пушкиным в Болдинскую осень. В это время поэт завершает окончательную отделку стихотворения, начатого в ноябре 1829 года.
II. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.
-Итак, примите удобные позы для слушания, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина для вас исполняет Народный артист РСФСР Михаил Михайлович Козаков.
Какое настроение лирического героя передал нам чтец?
Чего же боится лирический герой?
Что такое бесы? (Мистические, выдуманные существа.)
А что может путник увидеть в темноте? (Пень, волк, что-то реально существующее.)
Повторю свой вопрос: чего же боится лирический герой?
Чего-то мистического или реального, вызванного сном или части реальности? Ответить мы сможем, только проанализировав это произведение.
Запишем тему урока «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность».
III. Анализ стихотворения «Бесы».
1.Слово учителя
Какое состояние природы передано в стихотворении «Бесы»? (Ветер, метель. )
Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога и страх.)
Определите размер стихотворения. (Четырёхстопный хорей.)
Каковы особенности ритма первых строк? (Ритм чёткий и динамичный. Первые строчки звучат как заклинание, рождающее фантастический сюжет.)
Какой тон задают они всему стихотворению?
В черновике поэта у стихотворения был подзаголовок «Шалость», свидетельствующий об ироничной стилизации. В каких произведениях, изученных ранее, лирический персонаж, ставший жертвой нечистой силы, испытывает чувство необъяснимой тревоги и страха? (В балладах Жуковского «Лесной царь», «Светлана».)
2.Сообщение о признаках баллады как литературного жанра.
3.Прочитаем первую строфу стихотворения.
Как создаётся ощущение тревоги в первой строфе? (Ощущение тревоги вызывает стремительность («мчатся» и «вьются») движения туч, заполнивших всё небо; образ исчезнувшей в тучах луныневидимки, бросающей тревожный свет; «мутность» неба и ночи.)
Каково место и время действия в стихотворении? (Время действия — ночь; место действия — пустынное неведомое место, «чистое поле».)
Какие изобразительные средства вы заметили? (Многократные повторы в самой строфе («мутно-мутна», «еду, еду», «страшно, страшно»), строка «мчатся тучи, вьются тучи» повторяется в стихотворении.)
Зачем нужны многократные повторы?
Зачем повторы в строфе?
Когда человек часто повторяет слова сам себе? (Когда хочет запомнить что-то или боится.)
Повторением одних и тех же слов передаётся нарастающий страх лирического героя.
Для чего служит повтор, открывающий стихотворение? Сколько раз он повторяется? (Повторяется 3 раза, делит стихотворение на 3 составные части, возвращает героя к исходной точке.)
Чистое поле — это не конкретный пейзаж, а абстрактный фольклорный образ, обозначающий пограничное пространство, отделяющее «этот» и «другой» миры.
Что ожидает лирического героя на этом пути? (Путь лирического героя пролегает в пространстве, чреватом опасностью, возможностью появления бесовской силы. )
В каком стихотворении А.С. Пушкина воссоздан образ зимней дороги? («Зимняя дорога».)
4. Прослушивание стихотворения «Зимняя дорога»
Какую смысловую нагрузку несёт образ зимней дороги в стихотворениях «Зимняя дорога» и «Бесы»? (задание 2 рабочей тетради.)
В стихотворении «Зимняя дорога» колокольчик «однозвучный утомительно гремит», а в «Бесах» «колокольчик «дин-дин-дин». Каковы особенности воссоздания звука колокольчика в стихотворениях? (В стихотворении «Бесы» передан «материальный» звук колокольчика, а в «Зимней дороге» — чувства путника, слышащего звук колокольчика.)
5. Слово учителя
Церковный колокольный звон, колокольчики и бубенцы, по народным представлениям, наделены магической «очищающей» и «оберегающей» силой, способной изгнать бесов, однако путнику «страшно, страшно поневоле», поскольку необъяснимое и острое ощущение страха свидетельствует о том, что в мире появилась нечистая сила, от которой не спасают обереги.
6. Прочитаем 2 и 3 строфу стихотворения
Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они нужны. (Антитеза. Появляются ямщик и бес, который «кружит» ямщика. Бес играет с путниками, он всесилен – может быть и «верстою небывалой», и «искрой малой» )
7. Индивидуальное задание
Лексическая работа (задание 3 рабочей тетради)
Согласно народным представлениям, само упоминание имени чёрта тотчас же вызывает его появление. Возникновение образа беса в стихотворении мотивировано фразеологизмом «бес водит».
8. Индивидуальное задание (задание 3 рабочей тетради)
8.Исследовательская работа с текстом (задание 4 рабочей тетради)
В стихотворении клише «бес водит» является отправной точкой развития сюжета. Заполните таблицу примерами из текста, иллюстрирующими действия бесовщины в 1—3 строфах.
Итоги работы
Клише «бес водит» реализуется в «кружении», противопоставленном линейному пути; бесовской «игре», на смену которой приходят сначала магические действия, а потом и реальное физическое нападение — попытка столкнуть в овраг, то есть сбить с пути праведного. Затем бес приобретает различные облики, прикидывается дорожной верстой там, где её быть не может.
Первый круг бесовщины, описанный в речи ямщика, завершается стихом «И пропал во тьме пустой».
9. Слово учителя
Путник, отправляясь в дорогу, боялся умереть в «ином» мире, где властвует нечистая сила. Однако существование в состоянии дорожного «инобытия» было для ямщиков реальностью, не случайно именно «смерть ямщика» была опоэтизирована в русской традиции. Самой известной была ямщицкая песня «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней в родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да челобитьице», «малым детушкам благословеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю слободушку». Эта песня была впоследствии творчески переработана Иваном Суриковым (стихотворение «В степи», 1865), которое, в свою очередь, с музыкой С. Садовского стало популярнейшей народной песней «Степь да степь кругом».
10. Индивидуальное задание
Прослушивание песни
Можно ли установить связь между образами ямщика и лирического героя в стихотворении «Бесы»? ( В стихотворении «Бесы» лирический герой и ямщик, вступая в диалог, оказываются на равных в «ином» мире надвигающейся бесовщины. Это сближение погружает лирического героя в существование на грани между «здешним» и «иным» миром.)
11. Прочитаем 4 строфу стихотворения.
-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Повтор из 1-й строфы, действие продолжается в том же поле, той же ночью, с теми же героями, они скачут по кругу, но силы на исходе, страх становится сильнее, «колокольчик умолк». Повтор создаёт ощущение разрыва во времени и пространстве, переход в другое измерение.)
12. Слово учителя
Повтор создаёт ощущение утраты возможности магического сопротивления миру «иному»: прерывается движение, исчезают звуки «этого» мира («Колокольчик вдруг умолк»), происходит окончательный переход в «другой» мир, реалии которого видит и ямщик и лирический герой: «Что там в поле?» // «Кто их знает? пень иль волк?» Не пень и не волк, а нечистая сила появляется на пути. С 5 строфы начинается второй круг «бесовщины».
13.Прочитаем 5 строфу стихотворения
Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Олицетворение – вьюга становится живой, окружающая темнота оживает, это усиливает ощущение страха. Бес преследует путников, оказывается, что он не один.)
Кто такой «он», который «далече скачет»?
Какое значение приобретает цветовой эпитет «белеющих»? ( Эпитет теряет цветовое значение, обозначая «бесплотность» ирреальности. Актуальным является традиционный смысл «белого цвета» — «траурность», смерть.)
14. Прочитаем 6 строфу стихотворения.
Какие изобразительные средства вы заметили? Есть ли повторы в этой строфе? Для чего они употреблены? (Употреблено слово «мутный», которое перекликается с повторяющейся строкой «мутно небо, ночь мутна» - ничего не видно. Продолжается тема «кружения». Риторические вопросы передают безысходность происходящего, лирический герой не в силах ничего изменить.)
Каковы особенности изображения пространства? (Пространство стихотворения расширяется «до беспредельности».)
Какое место занимают бесы в пространстве стихотворения? (Всё пространство в стихотворении занимают бесы: «равнины» заполнены духами, из горизонтального пространства они начинают подниматься вверх, заполоняют весь мир и устремляются в запредельные высоты, связанные с представлениями об обители Бога.)
Как изображены бесы в данной части стихотворения?
15. Индивидуальное задание
Сообщение о домовом.
Что становится знаком победы сил ирреального мира над миром реальности? («Похороны домового». Если его хоронят, значит, мир дома исчезает, гибнет, остаётся лишь «мир дороги», то есть «бесовский» мир. )
Каковы особенности звуковой картины второй части стихотворения? (Начинают звучать голоса из «иного» мира, передающие человеческие эмоции: «плач», «вой», визг.)
В каких ситуациях эти звуки возникают в мире реальном? (Эти звуки сопровождают погребальный обряд в реальном мире.)
Какой смысл они приобретают в мире ирреальном? (В ирреальном мире этот обряд приобретает черты вселенского масштаба. Бесы не только заполонили внешний мир, они угрожают и внутреннему миру человека, «надрывая сердце».)
16. Исследовательская работа с текстом.
Выпишите в таблицу цитаты, иллюстрирующие приметы «иного» мира в 4-7 строфах стихотворении. (задание 5 рабочей тетради)
17. Прочитаем 7 строфу стихотворения.
Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Рефрен первой строфы передаёт ощущение кружения, кольца, круга. Всё перемешалось: мчатся тучи и бесы, кругом «мутно». )
Каково настроение лирического героя. Каков итог стихотворения? (Лирический герой окончательно заблудился. Вокруг ночь, страшные звуки, «неведомые» равнины и «беспредельная» вышина.)
IV. Работа с текстом после чтения.
Итак, ребята, стихотворение «Бесы» оканчивается тем, что лирический герой остаётся один на один с тучами бесов: он, они и бесконечные, заснеженные, безлюдные равнины.
Самое время вернуться к вопросу нашего урока.
Почему нарисованная Пушкиным картина страшна? (Картина, изображённая в стихотворении имеет 2 плана: реальный (сюжетная линия- человек заблудился)и поэтический (человек один в всём мире), Картина страшна она из-за безысходности одиночества лирического героя, он один во всём мире, и выбраться не может из этого кружения.)
Чего же боится лирический герой? (Лирический герой боится остаться один на один с тьмой, не с конкретным волком или воображаемым бесом, а стать одиноким, покинутым.)
Реальны его страхи или они вызваны сновидениями?
Человеку нельзя оставаться одному, у каждого из нас есть семь, друзья, которые помогают в трудные моменты. Если человек останется один, он столкнётся с тьмой. Колесо Фортуны повернулось к лирическому герою. Удаляющиеся бесы – это исчезающий из души страх, мистический ужас и надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, и дьявольский круг размыкается.
В пушкинских «Бесах» композиция лирического сюжета подчинена закону симметрии
Мы надеемся, что герой сможет преодолеть отчаяние и страх, одержать окончательную победу, как над внешними, так и внутренними тёмными силами. Пушкин даёт нам эту надежду, заставляя увидеть, как кони постепенно выносят героя из мглы и страшной круговерти.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать 1—4 главы романа «Капитанская дочка».
2.Подготовить пересказ статьи «Творческая история романа».
Индивидуальное задание
1.Лексическая работа: честь.
2.Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь.
3.Подготовить сообщение «историка» о восстании под предводительством Е. Пугачёва.
4. Подготовить сообщение «Представление о чести Андрея Гринёва»; комментарий «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гринёвых: граф Миних Бурхард Христофор (1683—1767).
5.Подготовить художественный пересказ эпизода проигрыша.
8