СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Бесы" сон или реальность? урок 13

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Бесы" сон или реальность? урок 13»

Урок № 13

Тема: А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность?

Цели:

  • Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в изображении образа бесов как реальной угрозы духовному миру человека.

  • Формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, лексической работы.

  • Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

  • воспитать восприятие текста, как произведения искусства.



Ход урока

I. Орг. Момент

Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Бесы», которое великий поэт написал 7 сентября 1830 — это первое из стихотворений, написанных Пушкиным в Болдинскую осень. В это время поэт завершает окончательную отделку стихотворения, начатого в ноябре 1829 года.



II. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.

-Итак, примите удобные позы для слушания, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина для вас исполняет Народный артист РСФСР Михаил Михайлович Козаков.

  • Какое настроение лирического героя передал нам чтец?

  • Чего же боится лирический герой?

  • Что такое бесы? (Мистические, выдуманные существа.)

  • А что может путник увидеть в темноте? (Пень, волк, что-то реально существующее.)

  • Повторю свой вопрос: чего же боится лирический герой?

  • Чего-то мистического или реального, вызванного сном или части реальности? Ответить мы сможем, только проанализировав это произведение.



Запишем тему урока «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность».

  • Какие цели поставим перед собой?

III. Анализ стихотворения «Бесы».

1.Слово учителя

  • Какое состояние природы передано в стихотворении «Бесы»? (Ветер, метель. )

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога и страх.)

  • Определите размер стихотворения. (Четырёхстопный хорей.)

Каковы особенности ритма первых строк? (Ритм чёткий и динамичный. Первые строчки звучат как заклинание, рождающее фантастический сюжет.)

  • Какой тон задают они всему стихотворению?

  • В черновике поэта у стихотворения был подзаголовок «Шалость», свидетельствующий об ироничной стилизации. В каких произведениях, изученных ранее, лирический персонаж, ставший жертвой нечистой силы, испытывает чувство необъяснимой тревоги и страха? (В балладах Жуковского «Лесной царь», «Светлана».)


2.Сообщение о признаках баллады как литературного жанра.


3.Прочитаем первую строфу стихотворения.

  • Как создаётся ощущение тревоги в первой строфе? (Ощущение тревоги вызывает стремительность («мчатся» и «вьются») движения туч, заполнивших всё небо; образ исчезнувшей в тучах луныневидимки, бросающей тревожный свет; «мутность» неба и ночи.)

  • Каково место и время действия в стихотворении? (Время действия — ночь; место действия — пустынное неведомое место, «чистое поле».)

  • Какие изобразительные средства вы заметили? (Многократные повторы в самой строфе («мутно-мутна», «еду, еду», «страшно, страшно»), строка «мчатся тучи, вьются тучи» повторяется в стихотворении.)

  • Зачем нужны многократные повторы?

  • Зачем повторы в строфе?

  • Когда человек часто повторяет слова сам себе? (Когда хочет запомнить что-то или боится.)

Повторением одних и тех же слов передаётся нарастающий страх лирического героя.


  • Для чего служит повтор, открывающий стихотворение? Сколько раз он повторяется? (Повторяется 3 раза, делит стихотворение на 3 составные части, возвращает героя к исходной точке.)


Чистое поле — это не конкретный пейзаж, а абстрактный фольклорный образ, обозначающий пограничное пространство, отделяющее «этот» и «другой» миры.

  • Что ожидает лирического героя на этом пути? (Путь лирического героя пролегает в пространстве, чреватом опасностью, возможностью появления бесовской силы. )

  • В каком стихотворении А.С. Пушкина воссоздан образ зимней дороги? («Зимняя дорога».)


4. Прослушивание стихотворения «Зимняя дорога»


  • Какую смысловую нагрузку несёт образ зимней дороги в стихотворениях «Зимняя дорога» и «Бесы»? (задание 2 рабочей тетради.)

  • В стихотворении «Зимняя дорога» колокольчик «однозвучный утомительно гремит», а в «Бесах» «колокольчик «дин-дин-дин». Каковы особенности воссоздания звука колокольчика в стихотворениях? (В стихотворении «Бесы» передан «материальный» звук колокольчика, а в «Зимней дороге» — чувства путника, слышащего звук колокольчика.)


5. Слово учителя


Церковный колокольный звон, колокольчики и бубенцы, по народным представлениям, наделены магической «очищающей» и «оберегающей» силой, способной изгнать бесов, однако путнику «страшно, страшно поневоле», поскольку необъяснимое и острое ощущение страха свидетельствует о том, что в мире появилась нечистая сила, от которой не спасают обереги.


6. Прочитаем 2 и 3 строфу стихотворения


  • Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они нужны. (Антитеза. Появляются ямщик и бес, который «кружит» ямщика. Бес играет с путниками, он всесилен – может быть и «верстою небывалой», и «искрой малой» )


7. Индивидуальное задание

Лексическая работа (задание 3 рабочей тетради)


Согласно народным представлениям, само упоминание имени чёрта тотчас же вызывает его появление. Возникновение образа беса в стихотворении мотивировано фразеологизмом «бес водит».

8. Индивидуальное задание (задание 3 рабочей тетради)


  • Каково значение этого фразеологизма?


8.Исследовательская работа с текстом (задание 4 рабочей тетради)

  • В стихотворении клише «бес водит» является отправной точкой развития сюжета. Заполните таблицу примерами из текста, иллюстрирующими действия бесовщины в 1—3 строфах.

Итоги работы


Клише «бес водит» реализуется в «кружении», противопоставленном линейному пути; бесовской «игре», на смену которой приходят сначала магические действия, а потом и реальное физическое нападение — попытка столкнуть в овраг, то есть сбить с пути праведного. Затем бес приобретает различные облики, прикидывается дорожной верстой там, где её быть не может.

Первый круг бесовщины, описанный в речи ямщика, завершается стихом «И пропал во тьме пустой».


  • Какое символическое значение приобретает образ «тьмы пустой»? (Тьма пустая — символ «инобытия»)


9. Слово учителя

Путник, отправляясь в дорогу, боялся умереть в «ином» мире, где властвует нечистая сила. Однако существование в состоянии дорожного «инобытия» было для ямщиков реальностью, не случайно именно «смерть ямщика» была опоэтизирована в русской традиции. Самой известной была ямщицкая песня «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней в родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да челобитьице», «малым детушкам благословеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю слободушку». Эта песня была впоследствии творчески переработана Иваном Суриковым (стихотворение «В степи», 1865), которое, в свою очередь, с музыкой С. Садовского стало популярнейшей народной песней «Степь да степь кругом».


10. Индивидуальное задание


Прослушивание песни


  • Можно ли установить связь между образами ямщика и лирического героя в стихотворении «Бесы»? ( В стихотворении «Бесы» лирический герой и ямщик, вступая в диалог, оказываются на равных в «ином» мире надвигающейся бесовщины. Это сближение погружает лирического героя в существование на грани между «здешним» и «иным» миром.)


11. Прочитаем 4 строфу стихотворения.


-Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Повтор из 1-й строфы, действие продолжается в том же поле, той же ночью, с теми же героями, они скачут по кругу, но силы на исходе, страх становится сильнее, «колокольчик умолк». Повтор создаёт ощущение разрыва во времени и пространстве, переход в другое измерение.)


12. Слово учителя


Повтор создаёт ощущение утраты возможности магического сопротивления миру «иному»: прерывается движение, исчезают звуки «этого» мира («Колокольчик вдруг умолк»), происходит окончательный переход в «другой» мир, реалии которого видит и ямщик и лирический герой: «Что там в поле?» // «Кто их знает? пень иль волк?» Не пень и не волк, а нечистая сила появляется на пути. С 5 строфы начинается второй круг «бесовщины».


13.Прочитаем 5 строфу стихотворения

  • Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Олицетворение – вьюга становится живой, окружающая темнота оживает, это усиливает ощущение страха. Бес преследует путников, оказывается, что он не один.)

  • Кто такой «он», который «далече скачет»?

  • Какое значение приобретает цветовой эпитет «белеющих»? ( Эпитет теряет цветовое значение, обозначая «бесплотность» ирреальности. Актуальным является традиционный смысл «белого цвета» — «траурность», смерть.)


14. Прочитаем 6 строфу стихотворения.


  • Какие изобразительные средства вы заметили? Есть ли повторы в этой строфе? Для чего они употреблены? (Употреблено слово «мутный», которое перекликается с повторяющейся строкой «мутно небо, ночь мутна» - ничего не видно. Продолжается тема «кружения». Риторические вопросы передают безысходность происходящего, лирический герой не в силах ничего изменить.)

  • Каковы особенности изображения пространства? (Пространство стихотворения расширяется «до беспредельности».)

  • Какое место занимают бесы в пространстве стихотворения? (Всё пространство в стихотворении занимают бесы: «равнины» заполнены духами, из горизонтального пространства они начинают подниматься вверх, заполоняют весь мир и устремляются в запредельные высоты, связанные с представлениями об обители Бога.)

  • Как изображены бесы в данной части стихотворения?


15. Индивидуальное задание


Сообщение о домовом.


  • Что становится знаком победы сил ирреального мира над миром реальности? («Похороны домового». Если его хоронят, значит, мир дома исчезает, гибнет, остаётся лишь «мир дороги», то есть «бесовский» мир. )

  • Каковы особенности звуковой картины второй части стихотворения? (Начинают звучать голоса из «иного» мира, передающие человеческие эмоции: «плач», «вой», визг.)

  • В каких ситуациях эти звуки возникают в мире реальном? (Эти звуки сопровождают погребальный обряд в реальном мире.)

  • Какой смысл они приобретают в мире ирреальном? (В ирреальном мире этот обряд приобретает черты вселенского масштаба. Бесы не только заполонили внешний мир, они угрожают и внутреннему миру человека, «надрывая сердце».)


16. Исследовательская работа с текстом.


Выпишите в таблицу цитаты, иллюстрирующие приметы «иного» мира в 4-7 строфах стихотворении. (задание 5 рабочей тетради)


17. Прочитаем 7 строфу стихотворения.


  • Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? (Рефрен первой строфы передаёт ощущение кружения, кольца, круга. Всё перемешалось: мчатся тучи и бесы, кругом «мутно». )

  • Каково настроение лирического героя. Каков итог стихотворения? (Лирический герой окончательно заблудился. Вокруг ночь, страшные звуки, «неведомые» равнины и «беспредельная» вышина.)


IV. Работа с текстом после чтения.


Итак, ребята, стихотворение «Бесы» оканчивается тем, что лирический герой остаётся один на один с тучами бесов: он, они и бесконечные, заснеженные, безлюдные равнины.


Самое время вернуться к вопросу нашего урока.


  • Почему нарисованная Пушкиным картина страшна? (Картина, изображённая в стихотворении имеет 2 плана: реальный (сюжетная линия- человек заблудился)и поэтический (человек один в всём мире), Картина страшна она из-за безысходности одиночества лирического героя, он один во всём мире, и выбраться не может из этого кружения.)

  • Чего же боится лирический герой? (Лирический герой боится остаться один на один с тьмой, не с конкретным волком или воображаемым бесом, а стать одиноким, покинутым.)

  • Реальны его страхи или они вызваны сновидениями?


Человеку нельзя оставаться одному, у каждого из нас есть семь, друзья, которые помогают в трудные моменты. Если человек останется один, он столкнётся с тьмой. Колесо Фортуны повернулось к лирическому герою. Удаляющиеся бесы – это исчезающий из души страх, мистический ужас и надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, и дьявольский круг размыкается.

В пушкинских «Бесах» композиция лирического сюжета подчинена закону симметрии

Мы надеемся, что герой сможет преодолеть отчаяние и страх, одержать окончательную победу, как над внешними, так и внутренними тёмными силами. Пушкин даёт нам эту надежду, заставляя увидеть, как кони постепенно выносят героя из мглы и страшной круговерти.


V. Итоги урока.


  • В чём смысл финального многоточия в стихотворении? (задание 6 рабочей тетради)


VI. Домашнее задание.

1.Прочитать 1—4 главы романа «Капитанская дочка».

2.Подготовить пересказ статьи «Творческая история романа».


Индивидуальное задание


1.Лексическая работа: честь.

2.Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь.

3.Подготовить сообщение «историка» о восстании под предводительством Е. Пугачёва.

4. Подготовить сообщение «Представление о чести Андрея Гринёва»; комментарий «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гринёвых: граф Миних Бурхард Христофор (1683—1767).

5.Подготовить художественный пересказ эпизода проигрыша.

8