А.С. Пушкин и его поэма «Руслан и Людмила». Пролог.
Ход урока
Организационный момент.
Формулировка темы урока
- Сегодня мы начинаем изучать творчество замечательного поэта. А какого, надеюсь, вы мне скажете, прочитав высказывания о нём.
……. у нас – начало всех начал.
М.Горький
……- солнце русской поэзии.
В. Ф. Одоевский
3. Беседа по домашнему заданию
Закончите фразу/предложение:
1) А.С. Пушкин родился……. (в 1799 году).
2) Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе под Петербургом).
3) Самым близким лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин).
4) Именно в Лицее была задумана поэма……(“Руслан и Людмила”).
5) Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт…. (Г.Р. Державин).
Но не будем торопиться. …
4. Работа по теме урока. Актуализация новых знаний.
- Ребята, из ваших ответов у нас получился небольшой текст. Как его можно назвать? А что же тогда вы читали дома? В чём отличие биографии от воспоминаний?
- Каким вы представили отца Пушкина?
-Кто из домашних особенно заботится о маленьком Пушкине?
- Докажите текстом, что для Пушкина мнение Державина было очень важным.
Разговор у портрета.
-Обратите внимание на портрет А.С.Пушкина, выполненный художником О.А.Кипренским при жизни поэта. Отец Пушкина этот портрет считал одним из лучших, а когда Пушкин увидел его, был поражён, удивлён и не остался в долгу, написав следующие строки: “Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит”.
- Как вы понимаете это выражение?
(Поэт посчитал, что художник его приукрасил, изобразил лучше, чем он есть на самом деле).
-Вглядитесь внимательно в этот портрет: благородное лицо, высокий лоб, глубокие глаза. Что, на ваш взгляд, в портрете особо ярко выписано художником? Для чего?
(Глаза, руки выписаны художником для того, чтобы мы видели, что перед нами человек искусства).
Не случайно рядом с поэтом художник изобразил лиру-символ поэзии.
- Ребята, сегодня мы начинаем изучать поэму «Руслан и Людмила» А знаете ли вы, что такое поэма?
Поэма- это большое по объёму стихотворение, в котором есть сюжет и лирический герой. (запись в тетрадь)
Произведение Пушкина имело необычайный успех. Поэма была так хороша, что покорила читателей. Знать в то время общалась на французском языке, а своей поэмой поэт показал, что на русском языке можно создать такое чудо.
Фрагмент фильма (Жуковский о поэме)
- С чего начинается поэма? Работа со словарём.
Пролог-это вступительная часть к какому-либо произведению.(запись в тетрадь)
(Демонстрация издания поэмы.(1820 г.)
В первой редакции поэмы пролога не было. На какой лад настраивает нас пушкинский пролог? Давайте послушаем.
Аудиозапись. (ответ на поставленный вопрос).
Работа с текстом
- Какой ранее изученный жанр литературы напоминает вам пролог? (сказку).
- В чём сходство пролога со сказкой? (сказочные герои, зачин, концовка).
- Найдите и прочитайте зачин.
-Что такое лукоморье?
Сравните зачин с присказкой, рассказанной Пушкину няней. Что вы заметили?
Текст присказки (лежит на парте у ребят)
«Что за чудо…вот так чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт»
-Где здесь основная часть. Прочитайте. Какое слово и почему повторяется?
- В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка?
Как вы понимаете это выражение“Там русский дух… Там Русью пахнет!”
( “Там русский дух… Там Русью пахнет!” - в эти слова Пушкин вложил любовь к родной земле, к её истории, к “преданьям старины глубокой”.)
- Захотелось ли вам поближе посмотреть на сказочный мир? Представьте, что вы художники, но рисовать будете не кистью, а словом. Прочитайте про себя текст, подберите строчку или несколько строк, которые вы бы хотели нарисовать. Что и кого изобразите, какое настроение попытаетесь создать?
Например.
«В темнице там царевна тужит».
- Как понимаете слово “тужит” (печалится, тоскует). Общее настроение от этой иллюстрации: грусть, печаль. - Прочитай эти строки, вложив в интонацию именно грусть, печаль, тоску.
«чредой из вод выходят ясных. Ис ними дядька их морской»
- Кто такой дядька? (опытный, старый воин, который учит молодых. Картина радостная, вызывает гордость, в витязях мы чувствуем защиту).
- Какие устаревшие формы слов вы встретили в прологе? Какова их современная форма? (О заре - на заре, злато - золото, прихлынут волны, пленяет, бурый - серый).
- С какой целью использует устаревшую лексику Пушкин в произведении? передать атмосферу старины, древности).
Подготовка к выразительному чтению. Работа со слайдом (резервное задание).
- С какими картинами пролога можно связать слова на слайде, передающие чувства и впечатления от них. Прочитайте выразительно эти строки.
Сказочность, зачарованность чудесами
Опасность, страх
Величие, мужество богатырское
Удивление
Грусть, печаль
Злая сила золота
Радость, гордость
5. Закрепление изученного.
- Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? (Автор изображает законченную, цельную картину сказочного царства.)
-С какими новыми для вас понятиями мы познакомились сегодня?
- Какую роль играет пролог в поэме?
6. Итоги урока.
7. Рефлексия.
-Работа с оценочными листами.
8. Домашнее задание
-Сделать иллюстрацию к прологу (по желанию). Выучить его наизусть