СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. Лирика любви и дружбы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка комбинированного урока в 9 классе по литературе, музыке и живописи

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Лирика любви и дружбы»

Подготовила

Аксенова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя

Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского муниципального района

Воронежской области

Тема урока: А.С.Пушкин. Лирика любви и дружбы

Эпиграф: Прекрасен наш союз!

Оформление: 1. Портреты А.С.Пушкина, И.Пущина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера; 2. Женские портреты Е.Бакуниной, А.П.Керн, М.Раевской, А.Олениной, Н.Н.Гончаровой; 3. Репродукции картин художников И.Н.Крамского, В.Л.Боровиковского, Рафаэля; 4. Музыка. Романс «Приметы»; 5. Свеча

Цель урока: Пробудить интерес к творчеству и личности поэта

Задачи: 1. Развивать навыки мыслительной деятельности обучающихся, навыки анализа поэтического текста; развивать связную устную речь обучающихся; 2. Воспитывать художественную наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение «видеть», «слышать» и переживать художественное слово

Тип урока: Комбинированный урок по литературе, музыке и живописи

Ход урока

I.Вступительное слово учителя

У каждого свой Пушкин. А каков ваш Пушкин? Пушкин в вашем представлении?

Удивительное и прекрасное имя – Пушкин»! Чем оно стало для нас? Мы не часто задаем себе такого рода вопросы. И не потому, что недостаточно ценим Пушкина. Пушкин для нас – само воплощение поэзии, синоним высокого слова – Поэт! Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля, о которых мы не часто думаем и вспоминаем, потому что они всегда для нас есть. И сегодня Пушкин с нами, он здесь – среди нас.

Пушкин нам дорог тем, что «чувства добрые» он лирой пробуждал. И сейчас он помогает нам постичь тайну любви и дружбы. Поэт некогда сказал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Но так могут сказать друг другу не только преданные друзья, но и влюбленные.



II. Эвристическая беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова «дружба», «любовь»? Что стоит за ними?

- Вот как толкуется значение этих слов в словаре: «дружба – это близкие отношения. Основанные на взаимном доверии, привязанности. Общности интересов», «любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения».

- Жизнь человека невозможна без любви. Это чувство мы проявляем к тому, что для нас в жизни является более ценным.

- Что же мы любим и ценим более всего? (Родину, дом, близких людей, природу, всё живое…)

- Как вы думаете. Какое человеческое качество является главным, важным в любви и дружбе? (Искренность, преданность, «лебединая верность»)

III. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какое место в жизни Пушкина занимали любовь и дружба, познакомимся с лучшими стихотворениями поэта, которые он посвятил своим друзьям. До конца своих дней Пушкин был верен «лицейскому братству». Все лицейские друзья Пушкина – и он сам, прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. «Лицейское братство» было не только человеческим, но и поэтическим братством. Лицей был той живой и плодотворной средой, которая взрастила Пушкина – Поэта. И именно в лицее Пушкин познал настоящую дружбу.

- Кого из друзей Пушкина вы знаете? Назовите их. Кому из них Пушкин посвятил свои стихотворения?

IV. Дружба в жизни поэта

- Среди друзей Пушкина особенно близкими и дорогими стали – Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Двое из них были поэтами. О своих друзьях Пушкин вспоминал часто, постоянно, всегда. Обращаясь к друзьям, он скажет то, что жило в его сердце:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Скреплялся он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам – Царское Село.

(«19 октября» 1825г.)

- Для поэта дружба – это «прекрасный союз», который сросся, слился воедино. В этом холодном, неуютном, «небратском» и чужом мире у поэта есть и другое, незримое Отечество – лицейское братство. Одна только мысль о нем способна согреть сердце, подарить радость, одолеть житейское одиночество.

Антон Дельвиг, по прозвищу «Тося», любил уединение, «воспитывал свой гений в тиши». Неповоротливый, медлительный, «парнасский ленивец», он не поспевал за своим быстроногим другом.

- «О Дельвиг мой!» - так обращается Пушкин к своему другу. Много теплых строк Пушкин посвятил «милому Тоси».

- Давайте послушаем одно из стихотворений

(Звучит стихотворение «С младенчества дух песен в нас горел…»)

Трудно, иногда невозможно было разделить литературный и душевный талант Дельвига. В 1817 году Пушкин для Антона Дельвига найдет самые теплые слова:

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

Еще один друг и поэт – Вильгельм Кюхельбекер, по кличке «Кюхля». «Живой лексикон и вдохновенный комментарий», - так называл его Пушкин. Долговязый, нескладный, он был легкораним. Пушкин часто подшучивал над своим другом, например, вот так:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно,

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Так Пушкин шутил. Но между тем, он очень любил своего друга. Несколько лет спустя поэт напишет стихотворение «Кюхля» (1825). Давайте послушаем.

(Ученик читает стихотворение «Кюхля»)

- Разлука с Кюхлей – особое событие, и Пушкин пишет:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья.

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?!)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья.

- Да, действительно, до конца своих дней Пушкин был верен лицейским друзьям, «святому братству». Он помнил о своих друзьях всегда и везде, в минуту радости и горя.

- Своим «первым бесценным другом» Пушкин называл Ивана Пущина по прозвищу Большой Жанно. И.Пущин не был поэтом, но как и все лицеисты занимался сочинительством, переводил с французского. Был добрым, веселым и озорным. На день рождения своему другу Пушкин дарит стихи «Любезный именинник». Давайте послушаем.

(Ученик читает стихотворение «Любезный именинник, о Пущин дорогой»)

- Вот такое доброе стихотворение подарил Пушкин своему другу, будучи в вашем возрасте.

- Ребята, в этом стихотворении есть такие строки:

И демон метроманов

Не властвует тобой.

- Понятно ли вам значение слова «метромания»? Поясню, метромания – это навязчивое стремление, мания стихосложения, которой был болен Пушкин.

- Иван Пущин был сильно привязан к Пушкину. Вспомните, когда он поддержал Пушкина в трудную для него минуту?

- Да, в 1825 году Пущин посетил Пушкина в Михайловском, когда поэт был в изгнании. Приезд друга вдохновил Пушкина. Поэт пишет стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Кто может прочитать это стихотворение?

- В этом стихотворении есть удивительное слово, которое передает чувство дружбы. Как поэт обращается к своему другу? Назовите это слово.

- «Бесценный»

- Как вы понимаете это слово? Что для вас в жизни является бесценным?

V. Любовь в жизни А.С.Пушкина

Пушкина и Пущина объединяла не только дружба, но и первая любовь. В 1817 году Пушкин пишет в альбом Пущину:

Взглянув когда-нибудь на верный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок,

Где подружились мы душою.

Вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Живые впечатленья

Младой души твоей,

Печали, радости, размолвки, примиренья,

И дружбу первую, и первую любовь…

- Знаете ли вы, кто был первой любовью Пушкина? Назовите имена женщин, которые вдохновили поэта на создание лирических стихотворений о любви. О некоторых из них мы сегодня будем говорить.

- Екатерина Павловна Бакунина – фрейлина, художница, в 1815 году посетила Лицей, где учился ее брат Александр Бакунин. Своей красотой она пленила сердца лицеистов. Среди них – Пушкин. Пришла любовь, а с ней- бессонные ночи, ожидание встреч, страдания. Пушкин пишет:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица – Купидон,

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь – и я влюблен!

29 ноября 1815 года А.Пушкин сделал в дневнике запись: «Я счастлив был!»

- 13 лет спустя поэту предложат в дружественной семье Ушаковых перечислить свои увлечения. В альбом вносится известный полузашифрованный «дон-жуанский» список из 37 персон. Шестьсот тридцать раз в стихах, прозе и письмах поэта встречается слово «любовь», сотни раз «любить», «любимый», «влюбиться».

- Любовная лирика поэта всегда была высокой лирикой. При всей ее земной основе она выражает – не чувственность, а глубокое чистое чувство.

1820 год. Четырнадцатилетняя Мария Раевская, будущая княгиня Волконская, стала предметом любви А.Пушкина. Яркая индивидуальность девушки, незаурядность натуры пленили поэтическое воображение поэта. В I главе «Евгения Онегина» он вспоминает о Марии Раевской. Послушаем отрывок из романа.

(Звучит отрывок «Я помню море пред грозою» до слов «Нет, никогда порыв страстей так не терзал души моей!»)

- Сколько силы, сколько чувства в этом стихотворении! В нем счастье соседствует с глубоким страданием и оттого оно острее, ощутимее.


- Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?

- Как вы думаете, может ли любовь «терзать душу»?

- Да, порой любовь приносит не только радость, но и страдания.

- Пушкин восхищался и преклонялся перед мужеством этой женщины. Мария Николаевна Волконская, оставив родных, малютку сына, последовала за мужем в Сибирь.

- Предлагаю вам послушать романс на стихи А.С.Пушкина «Приметы» в исполнении Таисии Ивановны Курындиной.

(Звучит романс)

- 1825 год. Пушкин в Тригорском. Там он встретился с Анной Керн. Поэт посвятил ей одно из самых известных лирических стихотворений, которое, безусловно, знает каждый из вас, - «Я помню чудное мгновенье».

(Ученик читает стихотворение)


VI. Гимн любви

- «Я помню чудное мгновенье» - это гимн любви, гимн женщине, звучащий во все времена. Прошло почти 200 лет, когда было написано это стихотворение. И не одно поколение мужчин приветствовало своих возлюбленных словами:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты…

- Известно ли вам имя композитора, который написал музыку на эти стихи?

- М.И.Глинка

- Как вы думаете, почему у него возникло желание написать музыку?

- Да, в этом стихотворении много музыки, певучей музыки стиха, музыки чувства. И как в музыке, в стихотворении выступает не прямой, не предметно-ощутимый образ любимой, а образ самой любви.

- Ребята, какое мгновение вы назвали бы «чудным»?

- Радостное, приятное. Неожиданное

- Подберите синонимы к этому слову

- великолепное, удивительное, восхитительное


VII. Стихи и живопись

- Как вы думаете, можно ли назвать портрет «Неизвестной» Крамского «чудным мгновением»? Если да, то почему?

- В «чудном мгновении» есть какая-то тайна, величие. Взгляд девушки чуть надменный и загадочный. Этот портрет написан не в мастерской художника. Крамской случайно встретил эту девушку, она поразила его своей красотой и величием. Эта неожиданная встреча вдохновила художника, как некогда вдохновила Пушкина встреча с Анной Керн.


- Вот еще две репродукции – «Портрет Лопухиной» Боровиковского и «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

- Какие строки из стихотворения Пушкина больше подходят к портрету Лопухиной?

- «Как мимолетное виденье». Образ девушки, кажется, вот-вот исчезнет. Художник использовал нежные тона: белое платье, голубой пояс, сиреневый шарф и розы, пепельный цвет волос, задумчивый, мечтательный взгляд.

- А какие строки из стихотворения подходят к «Сикстинской мадонне» Рафаэля?

- «Как гений чистой красоты» и другая строка «Твои небесные черты»

- Какую красоту можно назвать «чистой»?

- Чистая красота – божественная, непорочная

- «Я помню чудное мгновенье» - это гимн женщине, который будет звучать во все времена

- Май 1827 год. Пушкин в Петербурге. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь президента Академии художеств. Анна, 19-тилетняя девушка, которую поэт, несомненно идеализировал, завладела сердцем поэта. Он пишет стихотворение «Её глаза»

(Звучит стихотворение)

- «Портрет Лопухиной» более всего подходит к этому стихотворению. Особенно вот эти строки:

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!...

- Внимание поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, «что это была честь, которой все завидовали».

- Пушкин сватался к Олениной и получил отказ. Но гений Пушкина щедр и он написал ей прощальные стихи, несравненные по силе возвышенных, идеальных чувств «Я вас любил: любовь ещё быть может»

(Ученик читает стихотворение «Я вас любил…»)

- Эти строки заслуживают восхищения. Не правда ли?! Вроде бы идущее из самой сердцевины души желание: я был бы счастлив, если бы другой полюбил бы вас так, как я. Не каждому дано умение прощать и желать счастья.

Такова сердечная жизнь Пушкина до женитьбы.


VIII. «Чистейшей прелести чистейший образец»

- Брак с Натальей Николаевной Гончаровой явился началом совершенно нового периода в жизни поэта. 18 февраля 1831 года в Москве А.Пушкин венчался с Натальей Николаевной, а вскоре после свадьбы писал другу: «Я женат и - счастлив».

Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и утвердилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».

Свою жену поэт называет мадонной.

- Как вы думаете, какую женщину можно назвать мадонной?

- Красивую, гордую, ту, которой можно восхищаться.

- Послушайте сонет «Мадонна», который Пушкин посвятил своей жене


- Как вы думаете, счастлив ли был А.С.Пушкин в дружбе и любви?


IX. Вывод

- Да, несмотря ни на что, Поэт был счастлив и в дружбе и в любви. А иначе и быть не может. Об этом говорят его стихи.

И мы, потомки, благодарны поэту за то, что он помогает нам разобраться в своих чувствах, учит понимать друг друга и …прощать.

Закончить урок хочу словами: «О нет, недаром, жизнь и лира Поэту были вверены судьбой!»


X. Домашнее задание

Напишите сочинение или эссе на тему: «Как поэзия А.Пушкина помогает мне постичь тайну любви и дружбы»