Тема: Повесть «Метель». Стихия и ее влияние на судьбы героев.
Цель:
Личностный результат – дети смогут высказаться на тему «как соотносятся человеческие планы и жизнь?». Дети узнают, что жизнь в 19 веке сильно регламентирована, не всякий может жениться/выйти замуж по любви; что, помимо социальных норм и правил, есть и иные препятствия, смогут принять участие в разговоре о том, от чего зависит счастье человека?
Предметный результат – дети смогут понять, что метель здесь – не только погодные условия, у метели есть «второй смысл»: это судьба, которая разъединила одних и свела других людей. Вернемся к разговору о Белкине, его таланте к написанию повестей.
Предкоммуникативный этап
Учитель : Здравствуйте. Ребята, давайте прежде, чем приступить к работе посмотрим видео фрагмент (смотрим серию Ералаша «Счастье» 3:30) https://www.youtube.com/watch?v=s9qMvoRPABo&t=69s
Учитель: Ребята, скажите, что мы видим на данном видео?
Ученик: Мы видим как желания мальчика сбылись.
Учитель: верно. А кто-то помнит как называлась серия?
Ученик: Счастье.
Учитель: Что нужно мальчику для настоящего счастья?
Ученик: Вкусная еда, подарки и похвала учительницы.
Коммуникативный этап
Учитель: Верно. Ребята, а что нужно Вам для настоящего счастья? (дети записывают свой вариант в тетрадь, учитель в это время делит доску на две части, с одной стороны, записывает «21 век 7Б» и столбиком записывает варианты детей
например, не ходить в школу, играть в игры сколько захочется, получать всегда 5, съездить на море и тд…) а другая сторона доски остается пустой.
21 век. 7Б | |
не ходить в школу | |
играть в игры сколько захочется | |
получать всегда 5 | |
съездить на море | |
Учитель: Спасибо, что поделились своим пониманием счастья.
После всех записанных ответов учитель записывает на соседней стороне «19 век. Марья Гавриловна»
21 век. 7Б | 19 век. Марья Гавриловна |
не ходить в школу | Венчание с любимым человеком |
играть в игры сколько захочется | |
получать всегда 5 | |
съездить на море | |
Учитель: Кому-то известно данное имя?
Ученик: Да, это героиня из повести Пушкина «Метель»
Учитель: Верно. А как думаете, что для Марьи Гавриловны было счастьем?
Ученик: Она Любила Владимира и хотела с ним обвенчаться.
Учитель: Хорошо, давайте запишем. (записываем на доске и в тетради) + возможны еще какие-то варианты от детей.
Учитель: Давайте посмотрим на 1 столбец и сравним со вторым. Посмотрите, отличаются ли наши желания с желанием Марьи Гавриловны?
Ученик: Да.
Учитель: А почему?
Ученик: Возможно, время разное.
Ученик: И возраст у нас разный.
Учитель: так, хорошо. Да, действительно, мы с вами живем в другое время и наши желания для воплощения счастья очень разные. Но посмотрите, ваше счастье реализуемо? Это можно воплотить?
Ученик: Да.
Учитель: Как считаете, нам сейчас легче быть счастливыми, чем людям, которые жили в 19 веке?
Ученик: Думаю, что да. У нас очень развитая цивилизация, мы ни в чем не нуждаемся, мы можем позволить себе работать там, где хотим и купить себе можем все, если накопим. (Если ответ будет «нет» моя задача привести детей к обратному)
Учитель: Да, действительно, мы можем приложить некие усилия и реализовать все, чего нам не хватает для счастья. А кто-то может дать мне определение счастья?
(слушаю формулировки детей, после этого даю определение счастья в презентации, чтобы ученики записали в тетрадь (учитель предупредила, что данное определение и понимание и в дальнейшем пригодится, поэтому стоит записать)
СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание.
Учитель: А как думаете, что может помешать человеческому счастью?
Ученик: Ну если человек хочет себе что-то купить, но у него нет денег, то это может помешать счастью.
Учитель: Так, хорошо. То есть может помешать нехватка средств. А что еще?
Учитель: Давайте еще раз посмотрим, что же нужно было для счастья Марье Гавриловне?
Ученик: Свадьба с любимым человеком.
Учитель: Верно. А что-то мешает ей для реализации счастья?
Ученик: Да. Ее родители против.
Учитель: Верно. А почему ее родители против?
Ученик: Потому что она дворянка, а Владимир Армейский прапорщик. (Возможно прочитать фрагмент)
Учитель: То есть он ей не ровня по статусу?
Ученик: да.
Учитель: А кто-то помнит, что делают герои, чтобы обрести счастье?
Ученик: Они решаются сбежать и тайком пожениться.
Учитель: Да, действительно. Как думаете хорошая это идея?
Ученик: Смотря с какой стороны посмотреть.
Учитель: с одной стороны, да. Если нет другого выхода, то почему бы и нет? А с другой стороны, вот так сбегать тайком от родителей не очень хорошо.
Ученик: Да, соглашусь с Вами. Ну скажите, получается ли у Владимира и Марьи Гавриловны осуществить свой план и достигнуть счастья?
Ученик: нет
Учитель: а почему?
Ученик: Вмешивается метель.
Учитель: Так, это уже интересно. А что такое метель?
Ученик: Это природное явление.
Учитель: А это природное явление опасно?
Ученик: да!
Учитель: На самом деле это довольно страшное явление, а какая метель в повести? (давайте прочитаем фрагмент со слов «На дворе была метель…преступницу»+ сразу прочитаем про метель, которая встала на пути у Владимира. «Но едва…по пояс в снегу»
Учитель: Что скажете, какая метель в повести?
Ученик: суровая, страшная, увела Владимира в поле.
Учитель: А для Марьи Гавриловны, чем казалась эта метель?
Ученик: Все казалось ей угрозой.
Учитель: верно, а посмотрите, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить ее. Как думаете, зачем метели останавливать Марью Гавриловну?
Ученик: Чтобы она не совершила ошибки, не вышла замуж за Владимира.
Учитель: Так, интересно. А откуда метели знать, что для Марьи Гавриловны и Владимира будет лучше? Это ведь просто природное явление? Или не просто природное явление.
Ученик: Получается, что это не просто природное явление.
Учитель: Хорошо, а давайте представим сейчас, что сильная метель не стала помехой и героям удалось обвенчаться. Как думаете, что их ожидало дальше?
Ученик: Они могли бы уехать куда-то далеко, жить счастливо.
Учитель: так, хорошо. А давайте обратимся к тексту и напомним себе, что случилось с Марьей Гавриловной после той ночи. (читаем «День прошел…находилась у края гроба»)
Учитель: Вот смотрите, Марья Гавриловна ведь заболела после той ночи. А представьте если бы герои обвенчались и находились в дороге…как думаете, удалось ли Владимиру вылечить любимую без лекаря и помощи?
Ученик: Скорее нет, чем да.
Учитель: Так, допустим. Мы свами уже говорили, а что там стало помехой для свадьбы?
Ученик: Родители, они были против.
Учитель: А давайте прочитаем фрагмент «Между тем барышня стала выздоравливать…1812 году»
Учитель: Ну смотрите, здесь родители уже не против венчания их дочери с Владимиром, но как он выражается и почему?
Ученик: Он говорит, что больше в доме их не появится.
Учитель: А почему?
Ученик: Потому что он обижен и зол. Потому что ему сказали, что венчание было.
Учитель: Смотрите, а каким нам представлен в этом фрагменте Владимир? Какие эмоции он проявляет?
Ученик: Злость, вспыльчивость, эмоциональность.
Учитель: как думаете, это с хорошей стороны характеризует Владимира?
Ученик: Скорее нет.
Учитель: А что там с Владимиром происходит?
Ученик: Он уходит на войну и погибает.
Учитель: А теперь давайте снова представим, если бы Марья и Владимир повенчались. Что было бы с ней, когда он погиб?
Ученик: Она осталась бы вдовой.
Учитель: Верно. Как думаете, такая жизнь, без возлюбленного понравилась бы понравилась бы Марье Гавриловне?
Ученик: Нет.
Учитель: а теперь, думаете ли вы, что было бы лучше, если бы они повенчались?
Ученик: Нет.
Учитель: Давайте быстренько нарисуем табличку и впишем туда сведения, которые знаем, про Владимира.
Владимир | Бурмин |
вспыльчивый, эмоциональный. | |
хотел жениться на Марье Гавриловне, но из-за своей эмоциональности не разобрался в ситуации и ушел в армию. Погиб | |
| |
Учитель: Смотрите, я вписала еще одного героя. Кто такой Бурмин? Давайте обратимся к тексту «Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями… пылкость характера»
Кто же такой Бурмин?
Ученик: Гусарский Полковник.
Учитель: верно. Обратите внимание он явился с «Георгием в петлице», как вы это понимаете?
Ученик: ответ ученика
Учитель: на самом деле был такой орден – Орден Святого Георгия. Этот орден считался высшей военной наградой Российской империи. Вот так он выглядел. Как думаете, что это говорит нам о Бурмине?
Ученик: Значит, он заслужил данный Орден.
Учитель: Да, конечно.
Учитель: А что значит в тексте «Марья Гавриловна его очень отличала»?
Ученик: Он ей нравился и она выделяла на фоне других женихов.
Учитель: Да, верно. А как вы понимаете слова «ужасный повеса».
Ученик: Версия ученика.
Учитель: Ужасный повеса — это выражение доступное для людей 19 века, мы сейчас так не выражаемся. А говорили так о человеке, который вел праздный образ жизни, очень легкомыслен.
А как это характеризует героя?
Ученик: Ну не очень-то хорошо.
Учитель: Да, действительно, если мы посмотрим на Бурмина с точки зрения легкомысленного героя, то вряд ли рассмотрели бы его как завидного жениха.
(давайте прочитаем фрагмент « в начале 1812…бросился в кибитку и закричал «пошел!»
Учитель: Но что мы узнаем из рассказа Бурмина?
Ученик: Что он тоже попал в метель и именно он оказался в церкви.
Учитель: И что же с ним произошло в Церкви?
Ученик: Он женился на Марье Гавриловне.
Учитель: верно. Но понял ли он это? Смотрите, если мы опять же повторим, что Бурмин был ужасным повесой, то есть легкомысленным человеком, зачем он это сделал?
Ученик: Да просто так
Учитель: отличная версия. То есть, он женился в шутку? Или в какой-то степени он даже не понял, что произошло. А он вообще запомнил свою жену?
Ученик: нет.
Учитель: А почему?
Ученики: Он был рассеян. Взволнован.
Учитель: Но смотрите, несмотря на то, что он был ужасным повесой, и несмотря на то, что ему нравилась Марья Гавриловна, он ведь молчал о чувствах? Почему?
Ученик: потому что был верен жене, хоть и не знал ее.
Учитель: Можем ли мы сказать, что он изменился и из ужасного повесы превратился в верного мужа, ведь для него все это было несерьезно, но сейчас мы видим его другим человеком. Не так ли?
Ученики: да
Учитель: Давайте запишем в таблицу
Владимир | Бурмин |
вспыльчивый, эмоциональный. хотел жениться на Марье Гавриловне, но из-за своей эмоциональности не разобрался в ситуации и ушел в армию. Погиб. | Был ужасным повесой, но изменился после женитьбы на незнакомке. |
Учитель: Ребята, смотрите как все произошло в повести. Люди готовились к свадьбе, но что-то пошло не так им этого не удалось и в эту же ночь происходит другая свадьба, которая сводит абсолютно незнакомых людей. Как это понимать? Это ли не странно?
Ученик: Странно.
Учитель: Скажите, а у вас так было в жизни, что вы запланировали что-то, но потом все сорвалось?
Ученик: да/нет
Учитель: А как себя вести в этот момент?
Ученик: сохранять спокойствие.
Учитель: Согласна. Вот и у наших героев все пошло не по плану, но ведь для них это вылилось в нечто хорошее, не так ли?
Ученик: да, ведь Бурмин и Марья нравились друг другу и до того, как узнали, что они уже женаты. Верно.
Посткоммуникативный этап
Учитель: А теперь напишите в тетради ответ на вопрос «почему повесть названа “Метель”»?
Слушаем ответы учеников.
Учитель: Ребята, мы в начале урока с вами говорили о счастье, что думаете о счастье сейчас, после прочтения и обсуждения повести «Метель»?
Дз: Ответить на вопрос: «Чем Вам понравились или не понравились повести Ивана Петровича Белкина?»