СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин "Метель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Метель"»

Тема: Повесть «Метель». Стихия и ее влияние на судьбы героев.

Цель:

Личностный результат – дети смогут высказаться на тему «как соотносятся человеческие планы и жизнь?». Дети узнают, что жизнь в 19 веке сильно регламентирована, не всякий может жениться/выйти замуж по любви; что, помимо социальных норм и правил, есть и иные препятствия, смогут принять участие в разговоре о том, от чего зависит счастье человека?

Предметный результат – дети смогут понять, что метель здесь – не только погодные условия, у метели есть «второй смысл»: это судьба, которая разъединила одних и свела других людей. Вернемся к разговору о Белкине, его таланте к написанию повестей.


Предкоммуникативный этап


Учитель : Здравствуйте. Ребята, давайте прежде, чем приступить к работе посмотрим видео фрагмент (смотрим серию Ералаша «Счастье» 3:30) https://www.youtube.com/watch?v=s9qMvoRPABo&t=69s

Учитель: Ребята, скажите, что мы видим на данном видео?

Ученик: Мы видим как желания мальчика сбылись.

Учитель: верно. А кто-то помнит как называлась серия?

Ученик: Счастье.

Учитель: Что нужно мальчику для настоящего счастья?

Ученик: Вкусная еда, подарки и похвала учительницы.


Коммуникативный этап


Учитель: Верно. Ребята, а что нужно Вам для настоящего счастья? (дети записывают свой вариант в тетрадь, учитель в это время делит доску на две части, с одной стороны, записывает «21 век 7Б» и столбиком записывает варианты детей

например, не ходить в школу, играть в игры сколько захочется, получать всегда 5, съездить на море и тд…) а другая сторона доски остается пустой.

21 век. 7Б


не ходить в школу


играть в игры сколько захочется


получать всегда 5


съездить на море



Учитель: Спасибо, что поделились своим пониманием счастья.

После всех записанных ответов учитель записывает на соседней стороне «19 век. Марья Гавриловна»

21 век. 7Б

19 век. Марья Гавриловна

не ходить в школу

Венчание с любимым человеком

играть в игры сколько захочется


получать всегда 5


съездить на море



Учитель: Кому-то известно данное имя?

Ученик: Да, это героиня из повести Пушкина «Метель»

Учитель: Верно. А как думаете, что для Марьи Гавриловны было счастьем?

Ученик: Она Любила Владимира и хотела с ним обвенчаться.

Учитель: Хорошо, давайте запишем. (записываем на доске и в тетради) + возможны еще какие-то варианты от детей.

Учитель: Давайте посмотрим на 1 столбец и сравним со вторым. Посмотрите, отличаются ли наши желания с желанием Марьи Гавриловны?

Ученик: Да.

Учитель: А почему?

Ученик: Возможно, время разное.

Ученик: И возраст у нас разный.

Учитель: так, хорошо. Да, действительно, мы с вами живем в другое время и наши желания для воплощения счастья очень разные. Но посмотрите, ваше счастье реализуемо? Это можно воплотить?

Ученик: Да.

Учитель: Как считаете, нам сейчас легче быть счастливыми, чем людям, которые жили в 19 веке?

Ученик: Думаю, что да. У нас очень развитая цивилизация, мы ни в чем не нуждаемся, мы можем позволить себе работать там, где хотим и купить себе можем все, если накопим. (Если ответ будет «нет» моя задача привести детей к обратному)

Учитель: Да, действительно, мы можем приложить некие усилия и реализовать все, чего нам не хватает для счастья. А кто-то может дать мне определение счастья?

(слушаю формулировки детей, после этого даю определение счастья в презентации, чтобы ученики записали в тетрадь (учитель предупредила, что данное определение и понимание и в дальнейшем пригодится, поэтому стоит записать)


СЧАСТЬЕ -  это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание.


Учитель: А как думаете, что может помешать человеческому счастью?

Ученик: Ну если человек хочет себе что-то купить, но у него нет денег, то это может помешать счастью.

Учитель: Так, хорошо. То есть может помешать нехватка средств. А что еще?

Учитель: Давайте еще раз посмотрим, что же нужно было для счастья Марье Гавриловне?

Ученик: Свадьба с любимым человеком.

Учитель: Верно. А что-то мешает ей для реализации счастья?

Ученик: Да. Ее родители против.

Учитель: Верно. А почему ее родители против?

Ученик: Потому что она дворянка, а Владимир Армейский прапорщик. (Возможно прочитать фрагмент)

Учитель: То есть он ей не ровня по статусу?

Ученик: да.

Учитель: А кто-то помнит, что делают герои, чтобы обрести счастье?

Ученик: Они решаются сбежать и тайком пожениться.

Учитель: Да, действительно. Как думаете хорошая это идея?

Ученик: Смотря с какой стороны посмотреть.

Учитель: с одной стороны, да. Если нет другого выхода, то почему бы и нет? А с другой стороны, вот так сбегать тайком от родителей не очень хорошо.

Ученик: Да, соглашусь с Вами. Ну скажите, получается ли у Владимира и Марьи Гавриловны осуществить свой план и достигнуть счастья?

Ученик: нет

Учитель: а почему?

Ученик: Вмешивается метель.

Учитель: Так, это уже интересно. А что такое метель?

Ученик: Это природное явление.

Учитель: А это природное явление опасно?

Ученик: да!

Учитель: На самом деле это довольно страшное явление, а какая метель в повести? (давайте прочитаем фрагмент со слов «На дворе была метель…преступницу»+ сразу прочитаем про метель, которая встала на пути у Владимира. «Но едва…по пояс в снегу»

Учитель: Что скажете, какая метель в повести?

Ученик: суровая, страшная, увела Владимира в поле.

Учитель: А для Марьи Гавриловны, чем казалась эта метель?

Ученик: Все казалось ей угрозой.

Учитель: верно, а посмотрите, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить ее. Как думаете, зачем метели останавливать Марью Гавриловну?

Ученик: Чтобы она не совершила ошибки, не вышла замуж за Владимира.

Учитель: Так, интересно. А откуда метели знать, что для Марьи Гавриловны и Владимира будет лучше? Это ведь просто природное явление? Или не просто природное явление.

Ученик: Получается, что это не просто природное явление.


Учитель: Хорошо, а давайте представим сейчас, что сильная метель не стала помехой и героям удалось обвенчаться. Как думаете, что их ожидало дальше?

Ученик: Они могли бы уехать куда-то далеко, жить счастливо.

Учитель: так, хорошо. А давайте обратимся к тексту и напомним себе, что случилось с Марьей Гавриловной после той ночи. (читаем «День прошел…находилась у края гроба»)

Учитель: Вот смотрите, Марья Гавриловна ведь заболела после той ночи. А представьте если бы герои обвенчались и находились в дороге…как думаете, удалось ли Владимиру вылечить любимую без лекаря и помощи?

Ученик: Скорее нет, чем да.

Учитель: Так, допустим. Мы свами уже говорили, а что там стало помехой для свадьбы?

Ученик: Родители, они были против.

Учитель: А давайте прочитаем фрагмент «Между тем барышня стала выздоравливать…1812 году»

Учитель: Ну смотрите, здесь родители уже не против венчания их дочери с Владимиром, но как он выражается и почему?

Ученик: Он говорит, что больше в доме их не появится.

Учитель: А почему?

Ученик: Потому что он обижен и зол. Потому что ему сказали, что венчание было.

Учитель: Смотрите, а каким нам представлен в этом фрагменте Владимир? Какие эмоции он проявляет?

Ученик: Злость, вспыльчивость, эмоциональность.

Учитель: как думаете, это с хорошей стороны характеризует Владимира?

Ученик: Скорее нет.

Учитель: А что там с Владимиром происходит?

Ученик: Он уходит на войну и погибает.

Учитель: А теперь давайте снова представим, если бы Марья и Владимир повенчались. Что было бы с ней, когда он погиб?

Ученик: Она осталась бы вдовой.

Учитель: Верно. Как думаете, такая жизнь, без возлюбленного понравилась бы понравилась бы Марье Гавриловне?

Ученик: Нет.

Учитель: а теперь, думаете ли вы, что было бы лучше, если бы они повенчались?

Ученик: Нет.

Учитель: Давайте быстренько нарисуем табличку и впишем туда сведения, которые знаем, про Владимира.

Владимир

Бурмин

вспыльчивый, эмоциональный.


хотел жениться на Марье Гавриловне, но из-за своей эмоциональности не разобрался в ситуации и ушел в армию. Погиб





Учитель: Смотрите, я вписала еще одного героя. Кто такой Бурмин? Давайте обратимся к тексту «Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями… пылкость характера»

Кто же такой Бурмин?

Ученик: Гусарский Полковник.

Учитель: верно. Обратите внимание он явился с «Георгием в петлице», как вы это понимаете?

Ученик: ответ ученика

Учитель: на самом деле был такой орден – Орден Святого Георгия. Этот орден считался высшей военной наградой Российской империи. Вот так он выглядел. Как думаете, что это говорит нам о Бурмине?


Ученик: Значит, он заслужил данный Орден.

Учитель: Да, конечно.

Учитель: А что значит в тексте «Марья Гавриловна его очень отличала»?

Ученик: Он ей нравился и она выделяла на фоне других женихов.

Учитель: Да, верно. А как вы понимаете слова «ужасный повеса».

Ученик: Версия ученика.

Учитель: Ужасный повеса — это выражение доступное для людей 19 века, мы сейчас так не выражаемся. А говорили так о человеке, который вел праздный образ жизни, очень легкомыслен.

А как это характеризует героя?

Ученик: Ну не очень-то хорошо.

Учитель: Да, действительно, если мы посмотрим на Бурмина с точки зрения легкомысленного героя, то вряд ли рассмотрели бы его как завидного жениха.

(давайте прочитаем фрагмент « в начале 1812…бросился в кибитку и закричал «пошел!»

Учитель: Но что мы узнаем из рассказа Бурмина?

Ученик: Что он тоже попал в метель и именно он оказался в церкви.

Учитель: И что же с ним произошло в Церкви?

Ученик: Он женился на Марье Гавриловне.

Учитель: верно. Но понял ли он это? Смотрите, если мы опять же повторим, что Бурмин был ужасным повесой, то есть легкомысленным человеком, зачем он это сделал?

Ученик: Да просто так

Учитель: отличная версия. То есть, он женился в шутку? Или в какой-то степени он даже не понял, что произошло. А он вообще запомнил свою жену?

Ученик: нет.

Учитель: А почему?

Ученики: Он был рассеян. Взволнован.

Учитель: Но смотрите, несмотря на то, что он был ужасным повесой, и несмотря на то, что ему нравилась Марья Гавриловна, он ведь молчал о чувствах? Почему?

Ученик: потому что был верен жене, хоть и не знал ее.

Учитель: Можем ли мы сказать, что он изменился и из ужасного повесы превратился в верного мужа, ведь для него все это было несерьезно, но сейчас мы видим его другим человеком. Не так ли?

Ученики: да

Учитель: Давайте запишем в таблицу


Владимир

Бурмин

вспыльчивый, эмоциональный.

хотел жениться на Марье Гавриловне, но из-за своей эмоциональности не разобрался в ситуации и ушел в армию. Погиб.

Был ужасным повесой, но изменился после женитьбы на незнакомке.


Учитель: Ребята, смотрите как все произошло в повести. Люди готовились к свадьбе, но что-то пошло не так им этого не удалось и в эту же ночь происходит другая свадьба, которая сводит абсолютно незнакомых людей. Как это понимать? Это ли не странно?

Ученик: Странно.

Учитель: Скажите, а у вас так было в жизни, что вы запланировали что-то, но потом все сорвалось?

Ученик: да/нет

Учитель: А как себя вести в этот момент?

Ученик: сохранять спокойствие.

Учитель: Согласна. Вот и у наших героев все пошло не по плану, но ведь для них это вылилось в нечто хорошее, не так ли?

Ученик: да, ведь Бурмин и Марья нравились друг другу и до того, как узнали, что они уже женаты. Верно.

Посткоммуникативный этап

Учитель: А теперь напишите в тетради ответ на вопрос «почему повесть названа “Метель”»?

Слушаем ответы учеников.

Учитель: Ребята, мы в начале урока с вами говорили о счастье, что думаете о счастье сейчас, после прочтения и обсуждения повести «Метель»?

Дз: Ответить на вопрос: «Чем Вам понравились или не понравились повести Ивана Петровича Белкина?»